Рассказываем, как добирались на участок, когда не везде еще ходили электрички, и где доставали стройматериалы, когда купить их официально было просто невозможно.
Дачные «старости»
Первая история новой рубрики создана по материалам нашего подписчика Владимира Н. (имена и названия изменены, совпадения случайны).
Пишите про начало вашей дачной жизни в форме под статьей 👇 – литературно обработаем и опубликуем на нашем канале.
В 1957 Ивану Александровичу заводской профком выделил один из семидесяти участков для садоводства. Жена его, Прасковья Федоровна, всю сознательную жизнь, как и Иван, работала на этом заводе. Их старшая дочь, Альбина, была чертежницей в заводском конструкторском бюро и училась на вечернем в Станкине. Генка (средний сын) уже учился в заводском же техникуме. Младший, Витька, пока был школьником.
Поначалу, когда корчевали пни в болоте и размечали участки, отец ездил на будущую дачу без семьи, вместе с профкомовскими на заводском автобусе. Таких дачных активистов было человек семь – большинство потом стали членами правления, но пока все решал, организовывал и всем занимался профсоюзный комитет завода.
Из чего строили
Профком договорился с заводским начальством о стройматериалах. Ну как – стройматериалах: тогда перекрывали крыши цехов, стеклянные арочные конструкции целиком снимали и свозили в дальний угол завода на свалку. Там-то и разрешили «новым дачникам» их разбирать для строительства садовых домиков – рамы и перекрытия-то были деревянными.
Помогал отцу Генка: вход в техникум был через заводскую проходную, так что по территории завода он мог перемещаться беспрепятственно. Напяливал после занятий старый отцов рабочий комбинезон (тогда вещи не выбрасывали) – и вперед.
Разобранные деревяшки и куски рубероида туго связывали. Иногда в такую вязАнку «случайно» попадал какой-нибудь инструмент или еще что металлическое. Купить-то нужного для строительства было практически невозможно (привет тем, кто в Белом Пальто).
Отец пару раз заказывал в профкоме грузовик (за совсем небольшие деньги) – так на участке, помимо всякого деревянного, появилась гора шамотного кирпича (от разобранных старых печей литейного цеха). До сих пор кирпичи эти попадаются в самых неожиданных местах.. А тогда сложили из него нехитрый фундамент под избушку.
Но сначала Иван Александрович с сыновьями соорудили сарайчик из рубероида – надо же было где-то хранить всякий садовый инструмент. Да, первым делом нужно было участок «освоить» – за три года посадить определенное количество плодовых деревьев и кустов (если этого не сделать – могли и отобрать). Теперь уж и не вспомнить, сколько чего должно быть посажено – напишите в комментариях, плиз, если знаете. Интересно же.
Как ездили на дачу в конце пятидесятых
Электрички по Горьковке тогда ходили до Фрязево, а на участок добраться можно было только со следующей станции. Вообще-то станцией это назвать было трудно – так, ровная твердая площадка между путями и бескрайним болотом.
Собираться начинали в субботу вечером (выходной тогда был всего один, второй добавили через десять лет, в 1967): мать крутила котлеты, отец укладывал в сумки всякое железное и увязывал поаккуратнее деревянное с заводской свалки так, чтобы в метро пропустили.
В воскресенье вставали рано, завтракали плотно. Альку не будили – пусть отдыхает от работы и учебы (очень гордились ее будущим высшим образованием).
Перед выходом из квартиры Иван Александрович сообщал домочадцам, сколько получилось «нош» и кто за какую отвечает: мать несет сумку с продуктами, Генка – доски, Витька – сумку полегче, отец – две самых тяжелых сумки «наперевес». И прежде чем взвалить эти сумки на плечо, хлопал себя по нагрудным карманам со словами: «Очки, ключи, энти» («энтими» шифровал деньги, чтобы соседи по коммуналке не поняли 😏).
Позже, когда отец стал дедом и приближался к пенсии, к этому перечню добавились еще и «зубы» (пластмассовые челюсти). Еще позже, когда Альбининой Томочке было годика три и ее стали брать с собой на дачу (электрички уже ходили), список этот уже звучал так: «Зубы, очки, ключи, энти, Томка». Томочка смешно сердилась, но молчала – у деда не забалуешь...
Ехали четыре остановки на троллейбусе до метро Новослободская, а там до Курского вокзала. С какого пути отправляется нужный поезд объявляли чуть ли не за 5 минут до его отхода. Бегом по подземным переходам, навьюченные нехитрым скарбом, попадали на нужную платформу. По крутой лесенке втаскивали в вагон все «ноши» (отец строго считал вслух), помогали взобраться матери и устраивались в плацкарте. К этому времени паровоз (да-да, тот самый – с углем, топкой и кочегаром) уже к составу прицепили, и можно было трогаться.
Добирались часа полтора. Перед станцией поезд начинал притормаживать – как раз напротив будущих дач. Тут открывали дверь и выкидывали все самое тяжелое: дедовы сумки, Генкины доски с рубероидом, и все, что от такого обращения не повредится.
На остановке отец спускался из вагона по лестнице, пацаны просто прыгали, матери помогали всегда – для маленькой и полной Прасковьи Федоровны крутые ступеньки поезда были почти непреодолимым препятствием. Особенно года через два, когда начали строить платформу для электрички, и поезд останавливался не доезжая станции – прыгать приходилось уже прям под откос, а маму буквально выгружали из вагона. Теперь представьте, как вечером, на обратном пути, ее в вагон из-под откоса загружали…
До дачи шли против хода поезда минут 20, собирая по пути все, что выбросили, и отчаянно отмахиваясь от комаров – было их в этом болотистом краю просто немеряно…
🦟 О том, как спасались от комаров, где брали посадочный материал и чем посаженное удобряли читайте 👉 в следующей статье рубрики Дачные «старости» – подпишитесь на канал, чтобы не пропускать интересное.
👍 Поставьте лайк, пожалуйста, если история вам понравилась, и поделитесь в соцсетях и мессенджерах, плиз.
👇 Вы тоже помните, как все начиналось? Расскажите в форме ниже и загрузите там же (если есть) старые дачные фото – отредактируем, преобразуем в историю и с удовольствием опубликуем!