В первой части статьи мы отметили, что изначально по федеральному конституционному закону 1994 года в Конституционном Суде РФ было 19 судей, а руководство избиралось ими самими. Изменения в этот закон начали вноситься в 2001 году. Так начался 4-ый этап в истории Конституционного Суда.
4 этап. Законодательная модернизация Конституционного Суда (2001-2019 годы)
Поправки, внесенные в федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», постепенно привели к следующему:
- Фактически количество судей уменьшилось. После поправок 2014 года Суд мог функционировать при наличии лишь 2/3 судей. При этом не требовалось назначать нового судью на освободившуюся вакансию. Судьи уходили в отставку, а Президент не представлял новых кандидатов. В результате к началу 2020 года их осталось только 15.
- Судьи стали полностью несменяемы: их полномочия перестали быть ограничены каким-либо сроком. То есть, не назначая новых судей, руководство страны обеспечило «старых» максимальными гарантиями.
- Руководство Суда стало назначаться Советом Федерации по представлению Президента РФ из числа судей.
- На председателя Суда перестало распространяться правило о предельном возрасте судьи (70 лет), а для заместителя Председателя установлен предельный возраст – 76 лет.
Возникает впечатление, что руководство старалось «законсервировать» Конституционный Суд в таком составе, который его устраивал.
- С 2010 года упразднены палаты Суда, все дела теперь рассматриваются полным составом. Исследователи считают, что это тоже связано с "планами" уменьшить количество судей.
- Обращение гражданина с жалобой в Конституционный Суд стало возможным только после завершения рассмотрения дела в обычных судах. Кроме того, введен срок для обращения – не позднее одного года после рассмотрения дела.
В этот период начали появляться дела, по которым мнение российского Конституционного Суда расходилось с решениями Европейского Суда по правам человека.
Логично, что в 2015 году Конституционному Суду России было предоставлено полномочие разрешать вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, противоречащих российской Конституции.
5 этап: с 2020 года до настоящего времени
Поправки в Конституцию России 2020 года коснулись почти всех аспектов деятельности Конституционного Суда РФ: численного состава, статуса судей, компетенции.
При этом с момента внесения Президентом России в Государственную Думу проекта закона о поправке к Конституции РФ до его подписания прошло менее двух месяцев. Всё произошло очень быстро.
"Названные изменения не имели доктринального обоснования, не обсуждались научным и судейским сообществом" (В.А. Кряжков. Как конституционная реформа 2020 изменила Конституционный Суд Российской Федерации // Государство и право. 2020. № 9. С. 18-32) © https://gospravo-journal.ru/s102694520011399-9-1/
В результате Суд ещё уменьшился: до 11 судей, включая Председателя. При этом Суд может функционировать и при наличии восьми, а кворум составляют шесть судей. За последнее время в Конституционный Суд назначен только А.Ю. Бушев (в июне 2022 года). Сейчас там всего 10 судей.
Председателем Суда и его заместителем теперь могут стать не только действующие судьи, но и любые кандидатуры, предложенные главой государства. Если раньше Председатель был «первым среди равных», избранным самим коллективом, то теперь коллектив ничего не решает…
Полномочия конституционного судьи после 2020 года могут быть прекращены по инициативе Президента РФ Советом Федерации.
Изменение порядка судопроизводства привело к тому, что работа Суда стала более "закрытой"
Например, расширился перечень дел, которые рассматриваются без проведения слушания. Установлен абсолютный запрет на опубликование особых мнений судей. Зачем широким кругам знакомиться с мнениями, не совпадающими с официальными решениями Суда? Ведь люди могут найти в них рациональное зерно!
Полномочия Конституционного Суда России после 2020 года
Во-первых, у Суда остались все прежние полномочия. Изменения в закон устранили некоторые пробелы и ещё больше усложнили обращение в суд для граждан.
Во-вторых, введены две самостоятельные процедуры для оценки возможности исполнения решений межгосударственных органов и международных судов. Это должно обеспечить приоритет национальных интересов над решениями международных организаций.
В-третьих, введён факультативный предварительный контроль законопроектов: как федеральных, так и законов субъектов РФ. Инициировать его может только Президент страны, но пока таких ситуаций не было.
Некоторые юристы пугают тем, что закон, подвергнутый такой предварительной проверке, не может быть потом проверен в порядке конкретного нормоконтроля по жалобе гражданина или юридического лица. Но специалисты по конституционному правосудию говорят, что такая возможность останется. Это полномочие, по-видимому, предусмотрено «на крайний случай», как дополнительная подстраховка для главы государства в кризисной ситуации.
Изменение статуса Конституционного Суда РФ:
Не сомневаюсь, что библиотека, столовая, чистота и красота в Конституционном Суде по-прежнему на высшем уровне! Но вот независимость и роль в системе сдержек противовесов вызывают, как сейчас говорят, озабоченность.