Найти тему

Часы «Millennium» и русский след. Эдинбург. Шотландия

фото автора статьи.
фото автора статьи.

Сегодня понятием «Millennium», что в переводе с латыни означает «тысяча», «тысячелетие», можно, в лучшем случае, заставить кого-нибудь улыбнуться или пофилософствовать о смысле жизни и смене эпох. Но, это, повторюсь, именно в наши дни, а ведь совсем недавно, лет этак двадцать пять назад, данное слово, как новомодная страшилка, просто наводило ужас на миллионы людей на планете, а многих из них мотивировало не только на совершение опрометчивых, но и трагических поступков. Почему,–спросите вы, - что в этом слове или понятии такого? Возможно, конечно, и ничего, если не считать тот ажиотаж, который оно наводило, потому что со сменой тысячелетий или эпох, кому как нравится, и некоторые учёные, и астрологи, не говоря уже о многочисленных проходимцах из «жёлтой прессы», обещали всем нам не только всевозможные катаклизмы, но и гипотетический конец света, который, к счастью, не состоялся…

Спустя десятилетия смешно, конечно же, обо всём этом вспоминать, но тогда было не до смеха, потому я сегодня и сделаю акцент не самом событии, а на его символах. В нашем случае таким символом смены эпох будут «Millennium-Clock», точнее часы-башня, которые выставлены в Королевском музее Эдинбурга-столице Шотландии.

История их создания интересна не только тем трудом и мастерством, которые в них несомненно вложены, но и наличием в этом процессе такого, знаете ли, жирного русского следа. Что, заинтриговал? Тогда обо всём расскажу по порядку.

Одним из создателей этого, несомненно, уникального музейного экспоната, не говоря уже о его роли, как идейного вдохновителя, выступил питерский мастер Эдуард Берсудский, которого жители Санкт-Петербурга, кто постарше, должны помнить его по работе в уникальном кинематическом театре «Шарманка».

Существовал на питерских подмостках он недолго, размещался в помещении бывшего детского садика, принадлежавшего известной обувной фабрики «Скороход», а потом, как это иногда бывает, сначала временно уехал на гастроли за границу, но потом там навсегда и остался.

Так вот, соавторами по проекту, задуманному Э. Берсудским, стали английский скульптор Тим Стэд, шведская художница по стеклу Анника Сандстрем, немецкий часовой мастер Йорген Тюббек, а также координаторы проекта питерская театровед Татьяна Жаковская и художница из Люксембурга Мэгги Ленерт.

В результате их многомесячного труда, вобравшего в себя не только общее видение процесса смены эпох, но и уникальные способности каждого из творческих личностей, принимавших участие в проекте, на свет появилось то творение, которое и сегодня можно не только видеть, но и слышать, если оказаться в залах Королевского музея Шотландии, расположенного в городе Эдинбурге.

Со слов другого известного человека и талантливого артиста, которым, к сожалению, уже был не так давно почивший Сергей Юрский, друживший и с Э. Берсудским, и с Т. Стэдом, они, создавая из дерева символические библейские образы и из Старого, и из Нового заветов, вкладывали в них не только своё мастерство, но и душу, поэтому «Millennium-Clock» звучат как живые, напоминая нам о том, что всё приходяще и уходяще в нашем бренном мире, как, впрочем, и сами эпохи, и даже тысячелетия.

Заканчивая своё небольшое повествование, хочу отметить, что вышеописанные мной часы-башня достигают десяти метров в высоту, были установлены в музее аккурат к смене тысячелетий, а напоминают нам об этом событии, как и о бренности всего живого, не только своим уникальным звучанием, повторяющимся каждый час, но и своеобразным представлением деревянных фигур, в создании которых есть тот самый жирный русский след.