В 1991 году, накануне развала Советского Союза, в мировой прокат, вышел последний "советский" фильм режиссера Александра Митты, под названием "Затерянный в Сибири", снятый при финансовой поддержке Великобритании. Сам режиссёр, был так же одним из авторов сценария, всего же сценаристов было четыре, один из них иностранец Джеймс Брабазон. Главную роль в картине исполнил британский актер Энтони Эндрюс. Как не трудно догадаться, фильм рассказывает про ужасы советского Гулага, где дескать чуть ли не сгинули, все родственники режиссера, вот что про это говорит сам Александр Рабинович:
«Моя семья имела к этой теме прямое отношение. Мать десять лет отсидела в Магадане и на Колыме, мужская часть семьи была постреляна, правда, отца не посадили. Хотя он долгие годы был кандидатом на посадку: стажировался в Америке, изучая искусство металлопокрытия, и его могли упечь за шпионаж, как тогда было принято».
Насколько "правдоподобна" история режиссёра про расстрелянных родственников с мужской стороны, проверить не представляется возможным, хотя есть БОЛЬШАЯ вероятность, что Александр все взял и выдумал. Поразительно однако получается, Александр Митта имея "репрессированную" маму и "расстрелянных" родственников, умудрился закончить инженерно-строительный факультет МИСИ имени В. В. Куйбышева, где его учителем был выдающийся советский архитектор К. С. Мельников.
Затем работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах, ну а в 1960 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Кстати, поискал я тут биографию режиссёра, нигде не нашел никаких данных, про "репрессированную" на десять лет маму, зато выяснил что настоящая фамилия режиссера, Рабинович. Ну ладно, переходим к самой сути.
На Западе к картине Александра Митты проявили повышенный интерес. В Великобритании ее наградили как лучший фильм на иностранном языке, а в США номинировали на премию «Золотой глобус» (первое место тогда занял немецко-польско-французский фильм «Европа, Европа»).
Ну еще бы, ведь на западе, только тогда охотно выдают награды российским фильмам, когда отечественные режиссёры, обильно поливают помоями прошлое своей же страны, хотя этот трюк не всегда работает. Вон Михалков как старался снимая свои "Утомлённые солнцем 2", а Оскара за это, ему так и не дали. Ну а мы давайте с вами посмотрим, чем Александр Митта, британцев заинтересовал.
Итак 1945 год, британский археолог, ведет раскопки где-то в Иране. По пустыне гоняют советские танки, ну а за самим ученым..
тщательно в бинокль наблюдает весьма подозрительная рожа, одетая в советскую форму. Советские войска действительно находились в Иране, до 1946 года. Ну а попали они туда совместно с британскими войсками, в ходе операции "Согласие".
В 1921 году эта страна получила независимость. К власти там пришел шах Реза Пехлеви, который взял решительный курс на Запад. В стране были проведены масштабные реформы, модернизирована экономика, перевооружена армия и даже сменено название страны. Прежняя Персия, которая была известна всему миру, стала Ираном.
Во всех своих реформах Пехлеви ориентировался на Германию, и та, особенно после прихода к власти Гитлера, взяла негласное шефство над этой страной. Правительство Ирана весьма благоприятно относилось к немецкому присутствию в своей экономике и в конце 30-х годов Иран наводнили немецкие коммерсанты и предприниматели, а вместе с ними и резиденты гитлеровской разведки.
Такое положение дел не устраивало как СССР, так и Великобританию. Последней союз Ирана и фашистской Германии угрожал нефтяным месторождениям, которые были в совместном британо-иранском пользовании. Сталин же опасался угрозы южным границам Советского Союза и трансиранской железной дороге, по которой с начала войны союзники поставляли в нашу страну грузы по ленд-лизу. Советская дипломатия трижды посылала Иранскому шаху ноты протеста с требованием выдворить из страны немцев и трижды получала отказ.
19 августа правительство Ирана отменило отпуска военнослужащих, была объявлена дополнительная мобилизация 30 тыс. резервистов, численность армии доведена до 200 тыс. человек.
21 августа 1941 года Ставка Верховного Главнокомандования СССР сообщает британской стороне о готовности начать Иранскую операцию 25 августа. 23 августа 1941 года Иран заявил о начале высылки подданных Рейха со своей территории. 25 августа 1941 года Москва направила Тегерану последнюю ноту, в которой сказано, что учитывая пункты 5 и 6 действующего на тот момент
Договора между Советской Россией и Ираном от 1921 года (в них предусматривался ввод советских войск в случае возникновения угрозы южным рубежам Советской России), СССР в «целях самозащиты» имеет право ввести войска в Иран. В этот же день начался ввод войск. Иранский шах попросил помощи у США, но Рузвельт отказал, заверив шаха в отсутствии у СССР и Британии территориальных претензий к Ирану.
Под давлением английских посланцев, а также иранской оппозиции, уже 29 августа шах Реза Пехлеви объявляет об отставке правительства Али Мансура. Было создано новое правительство Ирана во главе с Али Фуруки, в этот же день было заключено перемирие с Британией, а 30 августа с Советским Союзом. 8 сентября было подписано соглашение, которое определяло зоны оккупации между двумя великими державами. Иранское правительство обязалось выслать из страны всех граждан Германии и других стран союзников Берлина, придерживаться строгого нейтралитета и не препятствовать военному транзиту стран Антигитлеровской коалиции.
После войны войска были выведены, Иран стал де-факто независим, а в реальности англо-американской марионеткой до 1979 года. У Москвы не было плана «советизировать» Иран и присоединить его к СССР.
Пока в фильме, археолог встречается с шахом, злобные и коварные русские планируют похить ученого, сразу как только шах с женой уедет. Да и еще, выясняется что на месте раскопок, коварные и злобные русские хотят устроить артиллерийский полигон.
И вот когда археолог, один гулял по окрестностям, к нему подъехали злобные русские, пригласили его сесть в машину, под предлогом что они заблудились и просят показать им дорогу, после чего усыпили его при помощи хлороформа и вывезли британцы в Москву, прямо на Лубянку.
Злобные сотрудники НКВД допрашивают британца, на предмет какую разведывательную школу он заканчивал. Ну как допрашивают, как и в большинстве зарубежных и российских фильмов, главного героя избивают, не дают ему есть и спать.
Хотя один следователь, наверное не той ориентации, потому что он гладит рукой, голову главного героя.
Через некоторое время, на совещании у выше стоящего начальства, выясняется, что сотрудники НКВД оказывается еще и ОЧЕНЬ тупые, потому что они выкрали не того. Потому что приметы немецкого шпиона которого и необходимо было захватить, не совпадают с приметами британского археолога
Но вместо того что бы извинится перед британцем и отпустить его , а дебилов которые провалили операцию наказать по всей строгости, археолога под пытками заставляют подписать признание, что он внук белого генерала Миллера, а так же агент немецкой, британской и американской разведки единовременно. После чего британцы сажают на поезд и отправляют его в ГУЛАГ.
В вагоне, англичанин знакомится с хорошим японцем, который попал в плен к ужасным русским. Японец знает по английски и поддерживает нашего британца.
Пока эшелон прибывает на станцию для выгрузки заключённых, нам показывают как русские бухают на рынке, выпить так же хочет и маленькая девчонка. Ну вы знаете этих русских, сами пили не просыхая, да еще и детишек с малых лет к водке приучали.
Девчонке понравились ботинки британца и она предлагает ему меняться, но британец не понимает, ну а конвойные её прогоняет. Девочка прибегает домой к больному отцу, достает из сумки бутыль самогона и говорит, что она сейчас его будет лечить. Пока девочка ставит папе банки, кто то на заднем фоне, в этой же комнате кувыркается на кровати. Ну вы знаете этих русских....
В это время, британец попадает в лагерь, где злобные упыри, заставляют его раздеться догола на улице, заглядывают ему прямо в задний проход и шлепают его по заднице. Думаю если бы британца, прямо тут поимели бы в з@дницу, в наше время, этот фильм бы мог претендовать еще и на Оскара.
В следующей сцене, зрителям на половину экрана показывают британскую задницу, а лысый мужик, чем-то обрабатывает его половые органы, ладно хоть не того, ну этого, а то был бы уже перебор. Ну а женщина врач за этим всем наблюдает и задает британцу вопросы, попутно осматривая голого мужика. Затем британец попадает в барак, где заключённые загоняют его под нары, а потом снимают с него ботинки.
В это время начальник лагеря, которого играет Андрей Ильин, выпивает водку с женщиной врачом у себя дома. Где то, я похожее уже видел. У нас тут есть женщина врач, влюблённый в неё начальник лагеря, а так же есть главный герой на которого обращает внимание женщина. Так вот откуда черпали свое "вдохновение", создатели российского сериала "Отрыв" и украинского фильма "Червоный".
Выпив водки, начальник лагеря приглашает женщину на танец и тут же начинает лапать её за задницу. Ну вы знаете этих русских, водка, танцы, все дела. Дальше начальник лагеря, говорит женщине, что на неё поступил ДОНОС, к тому же уже не первый. Тут же выясняется, что её мужа, точно так же взяли и забрали по доносу.
Андрей Ильин донос сжигает, женщина что-бы выказать свою благодарность, раздевается и ложится к нему в койку.
В следующей сцене заключённые стоят на морозе, один заключённый раздевается догола, бегает по лагерю, ну а зрителю в который раз за фильм показывают обнажённую мужскую натуру, на этот раз уже с причиндалами.
Дальше нам показывают как одни заключённые, куда то маршируют, под бдительным оком автоматчиков на пригорке, а другую партию заключённых куда то везут на открытой платформе. После чего нам показывают, как одни заключённые работают на лесоповале, в то время как Алексей Жарков греется у костра.
Девчонка находит британца и предлагает обменять ботинки на сало, только вот ботинок нету, потому что их украли. Тем не менее, добрая девочка, дает оголодавшему британцу сало, которое у него отбирает уголовник.
После этого британец, чуть не бросился под вот этот аппарат, который распиливает бревна, но его спасает другой заключённый, который говорит ему, что надо терпеть. Да, британца в фильме, заключённые принимают за американца и называют его "Ковбойцем".
Уже вечером, начальник лагеря приглашает к себе археолога и предлагает ему должность хлебореза, а за это британец должен стать внештатным осведомителем. Но британец гордо отказывается, поэтому его отправляют, отскребывать замершее дерьмо на толчке.
Нам же показывают продолжение сюжетной линии про девочку, которая сначала стоя в очереди за дополнительным пайком, спорит с другой девочкой, кто важнее Ленин или Сталин, а потом в клубе, вместе с глухонемыми, поет песню про товарища Сталина. Ну а после выступления, она просит женщину врача, что бы её папу, положили в лагерную больницу.
Ну вы и сами поняли что это значит, что медицины в Советском Союзе по мнению режиссера, не было. Ну а девочка просит положить папу в лагерную больницу, потому что в лагере, сидит профессор из Москвы, который лечит лагерное начальство. Давайте посмотрим советский статистический сборник, что там говорится о количестве врачей в СССР на 1946 год.
Как нетрудно заметить, хоть количество квалифицированных врачей и меньше чем их было до войны, по вполне понятным причинам, но постепенно количество врачей увеличивается. Вот еще более подробные данные о врачах и медицинском персонале.
Наверное по логике режиссера, все эти медицинские работники, в то время сидели в лагерях. Посмотрим еще другие данные которые касаются Городских и сельских амбулаторно-поликлинических учреждений, а так же койко-мест.
Ну видимо эти медицинские учреждения, тоже находились либо в Москве, либо в Лагерях ГУЛАГА, где лечились только исключительно одни начальники. Ну что тут сказать, Александр Митта лизнул британцам, да к тому же с заглотом, ну вы наверное поняли о чем это я. Продолжаем дальше смотреть этот фильм.
Ну а нам показывают, как заключенные, под злобные выкрики вертухаев, занимаются спортом, бегают с поленом на плече с последующим приседанием. Тут же выясняется что заключённые с голоду пухнут, потому что вертухаи жрут от пуза, а их не кормят. Дальше происходит какой -то дебильный сюр.
Наступает весна, британец что там готовит на печке, какой-то дебил, кидает ему в варево, здоровенную мёртвую крысу. Обиженный британец, берет и засовывает голову дебила прямо в внутрь печки, потом начинает ошпаренного избивать. Все это безобразие останавливает Алексей Жарков, который тут у нас уголовный авторитет.
Дальше наступает лето. Заключённые работают вдоль железнодорожного полотна, один Жарков лежит и не работает, рядом стоит инвалид на одной ноге и машет веточкой, потому что авторитету жарко. Кстати выясняется, что инвалид, фронтовик, имеет пять боевых наград. Ну вы поняли, Александр Митта вставил свои пять копеек в миф про инвалидов, которых выслали из больших городов и отправили в лагеря. Я этот миф, про инвалидов войны, как то уже затрагивал в обзоре на фильм "Бунт палачей", так что я его касаться не буду.
Уж хрен знает что заключённые там делают, но наличие лопат, кирок, тележек, уставших сгорбленных спин, должно говорить об каторжном труде. И тут происходит оживление, по дороге движется состав с солдатами и матросами.
Конвойные начинают отгонять зеков от насыпи, но упорный одноногий морячек на костылях, бежит за вагоном и просит что-бы его с собой забрать. Морячки хватают одноногого и затягивают его в вагон, заключённые бурно радуется, вертухаи тупо стоят и ничего не делают, зрители находятся в шоке. Более идиотской сцены побега из лагеря, я пока что не видел, в этом отношении фильм Александра Митты, занимает первое место.
Ночью Жарков пристраивается рядом с британцем, нет, не для того о чём вы подумали, а всего лишь он хочет предложить археологу побег из лагеря. Дальнейший план побега обсуждается уже в общей бане.
Жарков предлагает бежать уже завтра, он так же хочет взять с собой еще одного, для того, что бы использовать в качестве консервы, ну вы поняли о чем идет речь. На следующий день, они втроем не выходят на работу, то есть идут в отказ.
Дальше их троих под конвоем выводят за территорию лагеря, зачем и почему непонятно, Так же непонятно, куда их всех ведут, ну наверно их гонят на работу. Один заключённый делает вид что ему стало плохо и падает на землю, вертухай начинает пинать его ногами, тут на него накидываются, отбирают оружие.
После этого Жарков переодевается в военную форму, затем беглецы куда-то бредут. Тут Жарков говорит ,что забыл там кисет с куревом, после чего возвращается к связанному вертухаю и режет его ножиком. Ночью, британец сваливает от своих подельников куда подальше. Ну а утром, двух беглецов настигает лагерная охрана, в итоге мы имеем два холодных трупа, которые выставили для устрашения напоказ.
Так как статья вышла слишком большая, да к тому же у меня день рождения, то я пока на этом моменте заканчиваю
Продолжение следует....
При написании статьи мной использовались скриншоты сделанные во время просмотра этого фильма
Большая просьба к читателям канала, пожалуйста ведите себя поактивнее, ставьте лайки, пишите комментарии, тогда может быть у статей на канале будет побольше охват, что в принципе далеко не факт. Кто на канал еще не подписан, то не забывайте подписаться. Ниже каталог статей, которые ранее выходили на канале, если кто то из вас пропустил их можете с ними ознакомится.
Если у вас будет такое желание и возможность, то вы можете перевести небольшую сумму, в качестве подарка на мой день рождения, спасибо за внимание