Подлинный архитектурный шедевр Антонио Ринальди поражает своим убранством. Для его отделки архитектор использовал семь разновидностей отделочного камня. Красота, чудом дошедшая до нашего времени, поражает. Даже коммунисты не осмелились поднять руку на такой уникальный интерьер.
По указу Екатерины II Мраморный дворец должен был стать подарком ее фавориту графу Григорию Григорьевичу Орлову. Императрица не жалела денег, она сама контролировала строительство дворца. Воплотить свои замыслы Екатерина поручила архитектору Антонио Ринальди. Мраморный или Орловский зал должен был прославлять того человека, для которого строился дворец. Скульпьтор М.И. Козловский создал прямоугольные барельефы. События, изображенные на них, провозглашают самопожертвование и патриотизм. Мы ведь помним роль Григория Орлова в восхождении Екатерины II на трон.
Названия барельефов "Регул, возвращающийся в плен карфагенский" и "Камилл, освобождающий Рим от галлов". Сюжеты связаны с Пуническими войнами Рима. Первая история такова. Полководец Марк Атилла Регул был пленен карфагенянами и отправлен в Рим. Его обязали уговорить римлян согласится на мирный договор. Получив клятву, что он вернется в Карфаген, он был отправлен в Рим. Регул не стал просить римлян о мире, он выступил на сенате с протестом, но не нарушил клятву и вернулся на верную гибель в Карфаген. Вторая история не менее патриотична. Римский полководец Марк Фурий Камилл несправедливо снискал презрение римлян и был изгнан из Рима. Когда Рим был захвачен галлами, Камилл забыл обиды и вернулся в город . На барельефе римский полководец останавливает предводителя галлов, Бренна.
Над барельефами расположены мраморные орлы- ведь дворец Орлова.
А под барельефами находятся композиции из скрещенных ветвей дуба и пальмы. Дуб является символом мощи, выносливости, долголетия и благородства, а также славы. Пальмовая ветвь является символом победы, триумфа, мира и вечной жизни.
Камин и зеркало были утрачены. Изначально у Ринальди в зале был расположен цветной камин и печь. Позднее при переустройстве зала в XIX веке и обновлении системы отопления А.П. Брюллов заменил ринальдиевские камин и печь на два белых камина. Над каждом из них были расположены зеркала в золоченых рамах. Ныне восстановлен камины и зеркала Брюллова, а не Ринальди.
Изначально Мраморный зал занимал высоту одного этажа- был односветным. При реконструкции, проводимой А.П. Брюлловым, высота зала была увеличена. Он стал двусветным, в зале появился второй ярус стен. Стены этого яруса были выполнены из искуственного мрамора.
Плафон, который мы сейчас видим- это плафон, который был выполнен при Ринальди. При реконструкции его перенесли со старого низкого потолка на новый высокий. Автор Плафона- итальянский художник Стефано Торелли. Название плафона "Свадьба Амура и Психеи". На плафоне изображен античный миф, герои которого не могли видеться днем, только ночь их соединяла. Сразу возникает аналогия с Екатериной II и Григорием Орловым. Для встреч под луной Екатерины и Григория в Мраморном дворце были предусмотрены тайные личные комнаты.
Люстры в Мраморном зале тоже появились в XIX веке при перестройке Брюлловым. Люстры подлинные.
По периметру зала расположены 14 круглых барельефов. Они сохранились со времен Ринальди и были выполнены великим русским скульптором Ф.И. Шубиным. Все они посвящены жертвенности служения.
На полу Мраморного зала восстановлен ринальдиевский паркет. Подлинный паркет был уничтожен в 1930 году. Ныне существующий паркет был воссоздан по сохранившимся рисункам Ринальди в 2008-2009 годах.
Из окон зала открывается красивый вид на Неву и Троицкий мост.
Посетить зал можно только в составе экскурсионной группы. При самостоятельном осмотре дворца вы сможете только заглянуть в зал через открытую дверь.
Мраморный дворец является филиалом Русского музея. Официальный сайт:
Режим работы: Понедельник 10:00—18:00; вторник-выходной; среда 10:00—18:00; четверг 13:00—21:00; пятница 10:00—18:00; суббота 10:00—18:00; воскресенье 10:00—18:00
Адрес: Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
Первой самостоятельной работой Антонио Ринальди в России стал дворец Петра III в Ораниенбауме.