Найти тему
Русский сталкер

Великие книги: Авеста. Часть 1

Оглавление

«Ахура-Мазда молвил: "Мне имя - Вопросимый, О верный Заратуштра, Второе имя - Стадный, А третье имя - Мощный, Четвертое - я Истина, А, в-пятых,- Все-Благое, Что истинно от Мазды, Шестое имя - Разум, Седьмое - я Разумный, Восьмое - я Ученье, Девятое – Ученый…”». (Авеста. Гимн Ахура-Мазде)

Авестой называют собрание священных текстов зороастрийцев, древнейший памятник иранской литературы. Тексты написаны на особом, «авестийском» языке, образцы которого не встречаются более нигде в мире. Алфавит этого языка последователи зороастрийцев называют din-dabire («религиозное письмо»). Специалисты считают, что название «Авеста», если прибегнуть к древнеперсидским аналогам, переводится как «установленное», «уложение», «основа» или же «восхваление».

Миф о Зороастре

Как утверждают пехлевийские источники, содержание «Авесты» представляет собой откровение, полученное пророком Зороастром (ок. 628-551 гг. до н.э.) от божества Ахура Мазды.

Его называют по-разному. Зороастр, Зардушт, Заратустра… Возможно, он являлся первым пророком и мессией на земле. По поводу перевода его имени имеются спорные мнения: одни исследователи полагают, что оно означает: «имеющий старого верблюда», другие – что речь идет о золотистом верблюде, а третьи убеждены, что «Зороастр» значит: «золотой Тиштрия» - арийское название Сириуса. Хотя было ли то его настоящее имя? Не исключено, что он присвоил себе его после духовного посвящения.

Известно, что Зороастр родился на Урале, возможно, там, где ныне стоит город Пермь. Мифы гласят, что пророк имел царское или даже божественное происхождение. Рассказывают, что матери его Дугде, когда она носила сына под сердцем, привиделся сон: будто из облака на крышу ее дома сыплются львы, тигры, змеи, драконы и другие чудовища. И вот одно из этих чудищ, самое большое и ужасное, набросилось на нее, чтобы вырвать плод из чрева. Но тут она услышала голос еще не рожденного младенца – он утешал ее, говоря, что чудища не смогут ему повредить. И в тот же миг с неба спустилась светящаяся гора. Сияние ее испугало монстров и они разбежались кто куда. Остались только лев, волк и пантера. А из горы вышел прекрасный юноша. В одной руке у него был жезл, в другой – книга. Он направил свой жезл на оставшихся зверей и они тоже убежали.

Дугда поняла, что ее ребенок будет необычным. Так оно и оказалось. В детстве и юности с ним происходило множество чудес. Так, едва родившись, он не заплакал, как другие дети, а засмеялся, приветствуя этот мир.

Царь этой страны тоже был демоном. Когда он магическим образом узнал о рождении мессии, то отправился в дом родителей мальчика, чтобы умертвить его. Но, едва он занес руку над младенцем в люльке, как рука отсохла.

Тогда демоны выкрали дитя у матери, отнесли в пустыню, облили горючими веществами и подожгли. Но пламя не тронуло малыша, он даже не проснулся до прихода матери, которая сумела отыскать его в пустыне.

Демоны еще неоднократно пытались уничтожить Зороастра. То они клали его на тропинку, по которой должно было пройти стадо быков, то на пути у конского табуна, то в логово волчицы. Его пытались отдать на съедение чудовищам и отравить. Но небо хранило мальчика от опасностей.

На пятнадцатом году жизни, на пиру, данном его отцом, Зороастр открыто объявил войну злым духам в человеческом теле, и с тех пор они стали трепетать перед ним. Демоны пытались искушать юношу, но у них ничего не вышло.

В возрасте тридцати лет Зороастра посетило божественное откровение. После этого он стал изгонять демонов, бродивших тогда по земле под видом обычных мужчин и женщин: «всякому, кто мог делать свое тело невидимым, он сокрушал это тело; кто же не мог этого делать, того он сокрушал самого; сокрушением же тела называется то, что с этого времени в теле демона не может больше совершаться греха; в теле же животного или человека они еще могут творить грехи».

Покинув родной город Ариану-Вейю, Зороастр отправился странствовать. У него появились ученики. Однажды они пришли на берег моря, но не могли переправиться на другую сторону, так как у них не было ни корабля, ни лодки. Тогда пророк воздел руки в молитве – пучина расступилась перед ними, и они спокойно прошли по дну.

Далее Зороастр направился в Иран, где был принят богом Ормуздом и прошел различные испытания: ему пришлось пройти через огненную гору, у него вынули внутренности и вложили их обратно, лили ему на грудь раскаленную медь… Наконец Ормузд вручил ему священную книгу и приказал идти ко двору царя Дария Гистаспа и проповедовать там новое учение. Этой книгой и была Авеста.

Учение о едином боге

Учение Зороастра получило название зороастризма. Оно особенно распространилось в Персии за 600 лет до н.э. Приверженцев зороастризма иногда называют еще «огнепоклонниками». Они действительно поклонялись огню, точнее, небесному пламени. По преданию, оно спустилось с неба и горело на вершинах гор (может, речь шла о вулканах?) Однако зороастрийцами почитались также и вода, Луна, Солнце и знаки Зодиака.

Основная суть зороастризма заключается в единобожии – все в мире едино: и пространство, и материя, и время. Отдельные божества – лишь ипостаси Ормузда (Ахура Мазда) – Владыки Мудрости.

Из книги Ирины Шлионской

"50 Великих книг, содержащих послания человечеству. Мифы и реальность"

Публикуется с разрешения автора