Если на Западе гусеничные боевые машины с дулом для снарядов и с пулеметами известны еще с Первой Мировой войны, то у нас появились лишь после Революции. Причем, танк, ставший в итоге серийным, разрабатывался конкретно с 1925 г.
Ему было присвоено наименование Т-18. А его статус был «малый сопровождающий» (легкая машина обязана была всего лишь подстраховывать в бою пехоту). Не считая 1-го образца, завод «Большевик» в содружестве с «Орудийно-Арсенальным Трестом» выпустили 959 экземпляров названного выше типа. Т-18 стал более удачной альтернативой экспериментам на основе FT-17.
История создания
Самая идея такого малого сопровождающего танка возникла у группы инженеров Ижорского завода (располагался на территории пригорода Колпино нынешнего Санкт-Петербурга). В 20-ых этот коллектив возглавляли разработчики Н. Хрулев и П. Салтанов. Эти люди уже видели советские танки-эксперименты, создающиеся как точные аналоги изделий завода Рено (FT-17). То есть представляли, что «французы» Первой Мировой – груда бесполезного металла в сравнении с продукцией других стран-участников войны… Увы, лицензия была лишь на такой вот вариант…
В результате куда проще было изобрести свой собственный танк, для чего и собрали группу. В 1924 году сформированы технические и тактические требования к прототипу (чтобы не получился второй бесполезный Т-16, получивший замысловатое имя «Борец за свободу товарищ Ленин»).
А через год с конвейера начали выходить «пробники» этого самого прототипа. Каждый из них олицетворял собой определенный просчет разработки – до 26-го г. включительно не получилось собрать ничего лучше того Рено FT-17 (такое добро делали еще в «Красном Сормово»). Излишне тяжелый (что лишало его маневренности), имевший мало боевых функций. Вот каким был Т-17! По мнению экономистов, его себестоимость (36 000 рублей) уже «ни в какие ворота не лезла»…
Основной перелом в ходе разработки происходил в конце 1926 – 1927 годах. Вторая серия оказалась более дорогостоящей (цена экземпляра – 46 000 руб.). Зато уже полностью удачная.
В итоге «готовые» танки выходили с завода лишь через 3 года после начала разработки – в 1928 г.
Характеристики
Даже Т-18 2 серии в 1929 году все равно решили модернизировать. Вот какие были последствия:
· Длина без «хвоста» – 3,47 м, полная – 4, 38 м;
· Ширина – 1,76 м;
· Высота – 2,12 м;
· Бронирование: лоб, борта и корма – 16 мм, крыша и днище – 8 мм.
· Масса – 5,5 тонн.
· Пушка – 37 мм (ПС-1 или «Гочкис»).
· Пулеметы – 2 на 6,5 мм («Фёдорова») с боекомплектом 104/2016.
· Мощность двигателя – 6,36 лошадиных сил (бензиновый);
· Высота преодолеваемого рва – 0,5 м;
· Глубина преодолеваемого водного препятствия – 0,8 м.
Скорость и запас хода в 1929 году так и не зафиксировали.
Последняя модернизация – 1930 г. (удалось добиться скорости 18,5 км/час).
Боевой путь
Конфликт на КВЖД 1929 г. стал единственным прецедентом полноценного применения Т-18 (здесь они двигались). Итак, часть доставляемой в Маньчжурию партии танков или уронили при разгрузке, или потеряли при транспортировке своим ходом к месту боевых действий. До позиций добрались всего 8 машин! Но даже они напугали противника, задумавшегося над переговорами…
Почему снят с производства
Уже в 1938 – 1939 гг модель сняли с производства как устаревшую. Произведенные к тому времени боевые агрегаты достигли сильнейшей степени износа и уже не могли передвигаться.
Герой обзора накануне Второй Мировой морально устарел. Оставшиеся машины использовались на Дальнем Востоке в качестве огневых точек.
Танк увековечен на пьедестале в сквере штаба Восточного Военного Округа в городе Хабаровске.