Евангелие от Матфея. Глава 19, стихи 16-26: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно»
Диалог, который состоялся между богатым юношей и Христом, а впоследствии к нему подключаются и ученики, очень показателен. Юноша задает Христу вполне понятный вопрос: как себя вести, чтобы гарантированно попасть в Царство Божие? Христос задает ему встречный вопрос: насколько он соблюдает заповеди Божии?
Получая утвердительный ответ, Спаситель предлагает ему выйти за пределы вопроса нахождения между адом и раем, между плохим и хорошим, и переводит разговор в плоскость, совершенно иную, новую, неведомую для самого юноши. Он вдруг говорит о совершенстве – не о том, что надо сделать, чтобы попасть в вечную жизнь, а о том, как надо жить, чтобы быть совершенным.
Услышав слова о том, что ему необходимо продать все свое имение, раздать деньги нищим и следовать за Христом, юноша неожиданно опечалился. Таким образом, Спаситель, показав ему перспективу лучшего, поставил очень точный диагноз самому богатому юноше: при всей внешней видимой праведности его сердце было с червоточинкой, потому что его сердце было целиком привязано к этим материальным благам. Он, будучи вполне успешным в житейском плане, рассчитывал оказаться таким же успешным и в духовном мире.
У меня в духовных чадах есть молодой человек, похожий на юношу из этой евангельской притчи. Он молод, находится, как говорят, в расцвете своих сил, умен, красив, получил прекрасное образование, имеет высокооплачиваемую престижную работу, очень богат и живет духовной жизнью. Он исповедуется у меня, поэтому я могу сказать о том, что у него никогда не было близких отношений с женщинами, и вообще никакого блуда в его жизни не было. Наверное, единственной страстью этого юноши является желание жить богато и роскошно. О монашестве с этим юношей я не говорил, да и не собираюсь, поскольку считаю, что, если и есть воля Божия в том, чтобы ему выйти на иноческий путь, сам Господь просветит его в этом, а я не должен влиять на его свободный выбор.
Войдет этот юноша в Царствие Небесное, если отойдет в мир иной в том нравственном состоянии, в котором он сейчас находится? Безусловно, да! Как нравственный и духовный человек. Захочет ли он стать святым и совершенным, отказаться от имущества и раздать его нищим, уйти в монастырь и последовать за Христом? Не знаю, потому что это должен быть его, юноши, свободный выбор и я не вправе этот его свободный выбор ничем ограничивать. Если же он останется в миру, женится и создаст добрую христианскую семью, я тоже буду очень и очень рад этому.
«Широка заповедь Твоя зело» (Пс. 118:96), – пишет псалмопевец. То есть преуспеянию во всякой заповеди нельзя положить предела. Мы должны следовать воле Божьей, но при этом понимать, что воля Божья – это вовсе не узкий лабиринт, а широкое поле, на котором лишь расставлены ограждающие флажки, но путешествие по которому мы должны совершить сами в соответствии со своим свободным произволением и заповедями Божьими. А наши таланты и способности должны помочь нам максимально раскрыться в этом путешествии, в чем да поможет всем нам милостивый Господь.
Мой telegram-канал: https://t.me/zApiskistranika
P.S. Друзья, если вы хотите видеть материалы моего блога, то в левой стороне надо поставить лайк, а по-другому – палец вверх. Также вы можете подписаться на мой блоги в Яндекс Дзен «зАписки странника» и «Церковь и Мир», оставлять комментарии и поделиться этой статьей в соцсетях