Найти в Дзене
Вечно недовольный

Почему так просто оказаться во власти Повелителя мух? Рецензия на "Повелитель мух"

В честь чего назван фильм, и кто там управляет мухами? Если описывать предметно - повелитель мух это отрезанная кабанья голова, оставленная в качестве жертвоприношения "чудовищу". На протяжении всего фильма будут появляться кадры с её гниением и мухами, вьющимися вокруг неё. Если не вдумываться в происходящее, то голова всего лишь ещё одно черта сходства, роднящая одичавших детей с племенем жестоких дикарей-убийц, ежедневно сражающимися за право выживания. Очевидная жестокость, от которой никуда не деться в условиях борьбы за жизнь. Но какой метафорический смысл несёт в себе эта голова и как часть тела свиньи объясняет задумку автора.

Для себя я разделил несколько значений, которые можно интерпретировать параллельно, то есть оба смысла в одинаковой мере значимы для повествования и могут объяснить его.

Первое значение связывает убитую свинью с неким "чудищем", которого так боятся дети. Эфемерное зло, не имеющее облика, которое олицетворяет самые тёмные страхи человечества. Эту сущность можно назвать дьяволом в той религии охоты, которую изобрели для себя дети. Иронично, что на древние языки Повелитель мух переводится как Вельзьевул, слово широко известное как имя сатаны или его слуги. Если следовать этой логической цепочке, то дети, принося жертву дьяволу, извиняются за зло, которое совершили. Сами же дети, те что из племени, олицетворяют ту часть человека, в которой содержаться инстинкты, доставшиеся нам от зверей. Это жестокость, опьянение кровью и жажда убийства ради выживания. Так общество жертвует моралью ради вседозволенности человеческих инстинктов. Чем дальше прогрессируют эти черты среди мальчиков, тем более безумными и бессмыслеными становятся цели их охоты, и тем больше мух летает вокруг свиной головы. Жертвоприношение - некоторое разрешение свыше, которое развязывает руки получившим его, чем и пользуется "первобытное общество". В чем же желанность власти Повелителя мух, если исходить из этого значения? Здесь он предстаёт как некий карт-бланш на все тёмные и потаенные желания человека и их мысли. Ведь сами небеса разрешают творить тебе все что хочется, решать судьбы других людей, и поддаваться животным инстинктам, не ограничиваясь ни в чем. В реальной жизни таким Повелителем становятся деньги, власть, что-то значимое для физического мира, что-то, чего у тебя в достатке в отличии от окружающих. Мы можем видеть это на примере обезумевших диктаторов прошлого, получавших во власть возможность управлять человеческими жизнями. Стоит отметить, что как и в концовке фильма, где дети в своем безумии сожгли весь остров, такие люди сжигают все на своём пути и остаются ни с чем.

Второе значение больше связано с психологией, а именно психологией убийцы. В цивилизованном обществе намеренное прекращение жизни человека - один из самых больших запретов, табу, существующее во многих религиях мира. С рождения общество навязывает эту мысль своей новой ячейке, чтобы по мере взросления это воспринималось как нерушимая установка, при преступлении которой следует наказание физическое и моральное. При том моральное наказание часто идёт изнутри человека, по причине нарушения одного из главных запретов психики. Но многочисленные исследования и переосмысления этой установки, в том числе широко известные как классика литературы, показали, что существует барьер, преодолев который человек больше не чувствует мук совести. Этим барьером становится кабан, которого довольно жестоко убили дичающие дети. Отрезав голову, дети преступают границу позволенного человеку гуманного мира и открывают в себе страшную способность убивать. Также отсутствию мук совести способствует действие в коллективе, ведь это не "я" убил, а "мы" убили. Ответственность, также как и личные переживания по поводу содеянного размываются. В доказательство такого объяснения мы видим убийство нескольких детей, которое не было оправдано ни ситуацией, ни соображениями совести. К чему приводит такая власть Повелителя мух? К тому, что племя уже осознанно ищет следующую жертву, чтобы убить не по причине надобности выживания, а из-за каких то разногласий. Почему нас манит эта ипостась Повелителя мух? Безнаказанностью и отсутствием моральных скреп и устоев. Преодолев эту границу однажды, ты больше неподвластен совести и её контролю. Как эту смысловую линию заканчивает режиссёр? В конце появляется взрослый, олицетворяющий бога, ведь дети склонны боготворить и боятся взрослых. Он знаменует собой существование наказания, пугающей ответственности. Для единственного неподавшегося Повелителю мух Ральфа этот военный становится"богом в машине", которого противопостовляют одичавшей толпе убийц

Отвечая на главный вопрос фильма можно сказать что Повелитель мух - что-то однозначно отрицательное, несущее разрушение и хаос. Он не является двигателем сюжета, создаётся жуткое впечатление, что он наблюдает за всем происходящем. В жизни мы часто встречаем похожие вещи, которые заманивают нас своей запретностью и таинственностью. Своим гниением эта вещь привлекает нас как мух к отрубленной голове кабана, притягивает самые мрачные уголки души, призывая выплеснуться наружу. Фильм наглядно показывает как общество раскалывается под влиянием зла, которое олицетворяет какой то материальный предмет, как становится возможным жестокость и смерть. Понятно, что из-за головы животного никто убивать себе подобных не будет, но сам символ, который несёт в себе этот предмет, заставляет окружающих сойти с ума.