Навязчивость

Навязчивость наряду с наглостью, нахальством и назойливостью относится к тем качествам, которые вызывают негативную реакцию и отрицательные эмоции. Все перечисленные качества объединяет не только первая буква "н", но и нарушение чужих границ, нежелание считаться с желаниями и интересами другого человека.

Тем не менее, навязчивость имеет одну особенность, которая отличает ее от триады "наглость, нахальство, назойливость". От неё мы испытываем противоречивые чувства и эмоции - отвращение и раздражение, агрессию и недоумение. Кроме того, навязчивость очень часто вызывает ощущение слащавости, фальши, неестественности и притворства. И если с природой наглости и нахальства все понятно - нас раздражают невоспитанность, хамство, самодовольство и самоуверенность, то понять, почему так раздражает навязчивость, сложнее.

Навязчивость имеет многоликую природу проявлений. Например, она может проявляться как обман - когда нам предлагают приобрести некачественную или ненужную вещь. Может проявляться как неуважение - когда другая сторона не хочет считаться ни с нами, ни с нашим мнением. А может проявляться и как агрессия или шантаж, когда одна сторона вынуждает другую согласиться на заведомо невыгодные условия.

Но обман, ложь, неуважение, агрессия и шантаж так или иначе осознаются человеком и вряд ли могут вызывать ощущение отвращения и слащавости, которые обычно возникают при навязчивости. Причина подобных реакций в следующем. Навязчивость всегда сопровождается некоей психологической ущербностью. Навязчивый человек не только пытается обмануть, "сломить", подсунуть что-то или заставить согласиться на что-то, что идет вразрез с нашими интересами и желаниями, но и убеждает изо всех сил в том, что предлагаемое им ценно, выгодно, важно, а подчас и незаменимо для нас. Но и это еще не все. Делающему явно невыгодное предложение недостаточно вынудить согласиться с тем, что он предлагает. Ему непременно нужно получить благодарность и подтверждение того, какой он хороший и достойный человек. Который заслуживает только уважения.

Мужчина, который навязывается женщине, не только не хочет считаться с тем, что не нравится ей, но и пытается доказать свою мужскую состоятельность, навязывая и "проталкивая" себя. Для него не столь важно понравиться женщине, как доказать свою "нормальность". Для продавца, который навязывает свой товар, недостаточно, чтобы его у него купили. Ему важно еще и убедить покупателя в том, что товар на самом деле хороший. Когда нам делают явно невыгодное предложение - цель не только в том, чтобы вынудить нас согласиться на него. Делающий подобное предложение обязательно хочет еще и убедить нас в том, что предложение выгодное, а сам он действует из лучших побуждений. А значит, достоин уважения и благодарности. Тут невольно вспоминаются всевозможные непрошеные советы. Можно сказать, что навязчивость - это не только нарушение личных границ и откровенный обман, но еще и искажение этических, моральных и нравственных норм.

Навязывающийся оказывает давление не только на выбор человека, но и пытается отнять у него свободу этого выбора. Таким образом, он пытается обесценить систему ценностей другого человека. И делается это обычно с помощью:

  • Обмана
  • Лжи
  • Давления на самые болевые точки

Фантазия и аргументы у навязчивого человека обычно примитивны, а часто и откровенны убоги. И, конечно, навязчивый человек очень "душный". Можно сказать, что навязчивость - это одна из самых отталкивающих форм взаимодействия между людьми. Навязчивость часто путается с настырностью. Несмотря на некоторые общие проявления, настырность имеет два полюса - положительный и отрицательный. Чего нельзя сказать о навязчивости. Которая имеет только отрицательную сторону.

#эмоциональныйинтеллект #саморазвитие #самопознание

ОЧЕРКИ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ЖИЗНИМысли и наблюдения на тему психологии и эмоционального интеллекта.
1,3K подписчиков