По итогам 2022 года состав пятерки лидеров в сегменте легкого коммерческого автомобиля остался таким же, как и в 2021 году. Производство двух моделей прекратилось в России в прошлом году, а значит и их место могут занять конкуренты.
1. GAZ ГАЗель NEXT
Машины GAZ ГАЗель NEXT в 2022 году покупали на 41% меньше, чем в 2021 году. Объем составил 20,6 тыс. штук. На фоне снижение объемов других моделей, ее рыночная доля выросла на 3 процентных пункта и превысила 27%.
Напомним, ГАЗель Next — это семейство российских малотоннажных грузовых автомобилей с грузоподъемностью до 2,2 тонн. В это семейство входят машины различных модификаций, включая грузовики и микроавтобусы.
2. Ford Transit
У Ford Transit максимальное снижение - 64%. Продано 7,4 тыс. штук.
В России модель производилась на совместном предприятии Ford Sollers. В октябре 2022 года американский производитель автомобилей Ford Motor Company вышел из СП с российской автомобилестроительной группой «Соллерс» (ООО «Соллерс Форд»), продав свою долю (49%) ее российскому юрлицу. Тогда же компания заявила о приостановке деятельности в СП с группой «Соллерс Авто» по выпуску LCV Ford Transit в Татарстане. Этим решением Ford фактически объявил об уходе с российского рынка.
3. GAZ 3302
Снижение продаж GAZ 3302 (ГАЗель) составило 53%. Продано 6972 штук.
4. УАЗ 390
УАЗ 3909 показал наименьший спад продаж в ТОП-5 — на 12%, до 6454 штук. В результате удалось нарастить долю на 3,5 п.п., до 8,58%.
5. Lada Largus VU
Продажи Lada Largus VU (фургон) упали на 58%, до 5581 штук.
Начиная с апреля 2022 года производство LADA Largus периодически уходило в простой из-за дефицита комплектующих. Последний раз выпуск модели возобновлялся в июле, когда была изготовлена партия из 1800 машин. Возобновить производство «АВТОВАЗ» намерен в нынешнем году.
Бренды
Половину (50,38%) рынка новых легких коммерческих автомобилей в 2022 году занимала отечественная марка GAZ. За год ее доля выросла на 5,46 п.п. Продано 37,9 тыс. шт., что на 41% меньше, чем в 2021 году.
Второе место у еще одного российского бренда — УАЗ. Продано 13,3 тыс. шт. Спад составил 23%.
В ТОП-5 попали американский Ford (7,4 тыс. шт.; -63,6%), отечественная LADA (7 тыс. шт.; -53%) и французский Peugeot (1,9 тыс. шт.; -71%).
Итоги года
По итогам 2022 года в России куплено 75 тыс. легких коммерческих автомобиля, что на 48% ниже показателя годичной давности.
Не смотря на почти двукратное падение российский рынок LCV сохранил шестое место в европейском рейтинге. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), продажи легких коммерческих автомобилей в Европе в 2022 году снизились на 21%, до 1 млн 086 тыс. единиц.
Прогноз на 2023 год
Министерство промышленности и торговли РФ ожидает в 2023 году продажу 101 тыс. легких коммерческих автомобилей. Этот план закреплен в утвержденной правительством РФ Стратегии развития автомобильной промышленности. Соответственно, при выполнении плана, рост к 2022 году составит 34%.
Маркетинговое агентство НАПИ (Национальное агентство промышленной информации), прогнозирует, что по базовому сценарию продажи новых LCV в 2023 году составят 74 тыс. единиц. По оптимистичному сценарию продажи достигнут 83 тыс., по пессимистичному - не превысят 67,4 тыс. штук. Все три сценария предполагают рост продаж марок GAZ и УАЗ.
В статье использованы данные об объеме продаж от аналитического агентства «Автостат».
«ЭКСПЕРТ»: другие статьи / сайт компании.