Найти тему
Читай-Квартира

История, окрылённая смертью и прибитая жизнью

Алла Горбунова, "Конец света, моя любовь" (2020 год)

Лауреат премии Новая словесность 2021 года. Как сказал один критик, "этот текст мог бы написать доброжелательный ангел"
Лауреат премии Новая словесность 2021 года. Как сказал один критик, "этот текст мог бы написать доброжелательный ангел"

В детстве у меня была своя «летняя» компания. Нас, детей, привозили в небольшой белорусский городок к нашим бабушкам и дедушкам на каникулы – кого откуда, и мы тусовались ватагой во дворе, изучали близлежащие окрестности, лазали по заборам и по гаражным крышам, подкармливали бродячих собак и спасали раненых птиц. Наши межличностные отношения выстраивались хаотично - дружили и вместе, и по отдельности, и за, и против. Дразнилки сочинялись на ходу, обиды выплескивались громко, ссоры вспыхивали мгновенно, а потом всё это так же быстро успокаивалось, гасло, стихало, и мы начинали новый летний день – яркий и беззаботный, каким он может быть только летом, когда и завтра лето, и через неделю лето, и даже через месяц – всё равно лето.

А потом лето закончилось и пришли 90-ые. И детство закончилось. И все вдруг разъехались, даже не успев осознать, что съехаться уже не получится никогда.

Книга Аллы Горбуновой о том, что бывает, когда заканчивается детство. И о том, как оно заканчивается. А еще – как к тебе приходит взрослая жизнь с большим миром, который больше не ограничивается периметром двора. И как она тебя ломает. И что бывает, если родные люди для тебя на самом деле родные и как они в этой близости и кровосшитости могут тебя ранить. Или даже убить.

...Она лежала, плакала и думала, как она их любит, и вдруг почувствовала, что на нее накатывается волна большой-большой и совсем бездонной, ласковой и душераздирающей любви, и от этой любви хотелось плакать еще больше. В этот момент вошла мама, увидела, что Полина снова плачет, и спросила: «Что, ненавидишь свою семью?»

«Конец света, моя любовь» - это сборник историй, которые происходили или могли бы происходить с самим автором. А могли бы и нет. Или с вами – могли бы. Или уже происходили. Может быть, они вам покажутся знакомыми. Или они для вас окажутся самыми страшными страхами. Знаете, как городские страшилки – ты понимаешь, что это выдумка, но она настолько плотно переплетена с реальностью, что вот это сомнение в реальности или нереальности сводит с ума и заставляет прятаться под одеялом с головой. Потому что страшно – и от веры в страшное, и от неверия в него.

"Я хотел чувствовать, что другие люди тоже живые. Для этого нужно было их убивать. Потому я и стал убийцей, столь изощренно и долго мучающим своих жертв".
"Я хотел чувствовать, что другие люди тоже живые. Для этого нужно было их убивать. Потому я и стал убийцей, столь изощренно и долго мучающим своих жертв".

Книга Аллы Горбуновой страшная. Это истории девочки, подростка, девушки, женщины на временном отрезке 80-ых и 90-ых. Это ее дороги – дачные, школьные, птушные, университетские. Это ее страх – быть изнасилованной, это ее боль – быть отвергнутой, это ее желание – вернуться туда, где всегда лето, где тепло от любви и спокойно от солнца.

Эта книга - мистический автофикшн с фольклорно-порнографическим оттенком.

В ней папа одного маленького мальчика пишет своему сыну письма от лица Деда Мороза, светлячки прячутся от дождя под гигантским подберезовиком и целуются, а садист из Петербурга содержит подпольную порностудию, и там случайные актрисы, которые стали таковыми отнюдь не из-за хорошей жизни, могут сыграть только одну роль, потому что второй раз не умирают. В этой книге несчастным людям предлагается начать все сначала, но люди не хотят расставаться со своим несчастьем ("дайте спокойно пожить человеку в безнадеге").

Эти истории разные по стилю, формату, жанру, но все они словно зациклены: ты вновь и вновь ходишь вокруг да около – городской рынок, пивная палатка, комната в коммуналке, бар «Мотор», мистический лес, загородная дача, питерские улицы, проселочная дорога, мусорная свалка. И люди в этом мире связаны одной цепью. Тебе встречаются одни и те же люди – подружки по даче, одноклассники, однокурсники, проститутки, пьяницы, бомжи, наркоманы, непризнанные поэты и признанные садисты, опустившиеся писатели и воскресшие родственники.

«Здравствуй, Бог. Я знаю, что ты не существуешь. Я очень разочарован».
«Здравствуй, Бог. Я знаю, что ты не существуешь. Я очень разочарован».

...Мальчишки называли Вилли бомжом и смеялись нам вслед, когда он, в обмоченных штанах, и я, вызывающе накрашенная, на каблуках, шли по поселку рука об руку.
...помню, глядя на старые деревянные лотки, как лежала на них и смотрела из-под крыши, наискосок, в небо, рядом был Вилли, стопка водки и колода карт, и как бы это ни было странно, асоциально и неприемлемо, – я была свободна и счастлива...

Это личные авторские 80-ые, это её собственные 90-ые – в них больно и свободно, страшно и интересно. От них не увернуться, но из них можно вырваться – туда, где когда-то было детство и лето, где можно было спать со своей мамой под одним одеялом и не укрываться с головой, потому что с мамой не страшно.

...Все богачи мира знают: иногда к ним приходит Бог и просит взаймы. Бог – нищ, человек – богат, Бог – безрассуден, человек – благоразумен, Бог – пройдоха, а человек охает, да дает. Кто говорит, что Бог не мужик на небе? Мужик на небе и есть, а все прочее от лукавого.

Алла Горбунова – поэт, прозаик, критик, лауреат премии «Дебют» (2005) и Премии Андрея Белого (2019)
Алла Горбунова – поэт, прозаик, критик, лауреат премии «Дебют» (2005) и Премии Андрея Белого (2019)

#cовременная российская литература #алла горбунова #конец света моя любовь #80-ые #90-ые #автофикшн #мистика