Найти тему

Лексико-грамматическое занятие для детей 4-5 лет с ТНР на тему «Посуда».

Словарь.

Существительные: кастрюля, сковорода, тарелка, чашка, стакан, ложка, вилка, нож, половник, чайник, кастрюлька, сковородочка, тарелочка, чашечка, стаканчик, ложечка, вилочка, ножичек, половничек, чайничек, стенки, дно, ручка, края, лезвие, носик, крышка.

Глаголы: готовят, варят, жарят, накладывают, пьют, едят, режут, чистят, кипятят.

Прилагательные: металлическая, металлический, стеклянная, стеклянный, пластмассовая, пластмассовый, глиняная, глиняный, деревянная, деревянный.

Задание 1. Назови посуду.

Цель: актуализация и увеличение предметного словаря.

Рассмотрите картинки с ребёнком, познакомьте его с названиями посуды. Попросите показать кастрюлю, сковородку, тарелку, чашку, стакан, ложку, вилку, нож, половник. Попросите ребёнка назвать посуду. Назови одним словом, что на картинках (посуда).

Задание 2. Для чего нужна посуда.

Цель: Актуализация и расширение глагольного словаря.

Взрослый рассказывает ребёнку для чего нужна посуда. После просит ребёнка ответить на вопросы.

Для чего нужна кастрюля? (В кастрюле готовят, варят).

Для чего нужна сковорода? (В сковороде жарят).

Для чего нужна тарелка? (В тарелку накладывают еду, в тарелки наливают суп).

Для чего нужна чашка? (Из чашки пьют, в чашку наливают).

Для чего нужен стакан? (Из стакана пьют, в стакан наливают).

Для чего нужна ложка? (Ложкой едят).

Для чего нужна вилка? Вилкой едят).

Для чего нужен нож? (Ножом режут, ножом чистят).

Для чего нужен половник? (Половником наливают).

Для чего нужен чайник? (В чайнике кипятят воду).

Задание 3. Один - много.

Цель: формирование навыка образовывать существительные множественного числа именительного падежа.

Ребёнок называет в именительном падеже в единственном и множественном числе названия посуды. Если ребёнок затрудняется в назывании, речевой образец даёт взрослый, ребёнок повторяет.

-2
-3

Задание 4. «Мой, моя, мои».

Цель: формирование навыка согласования притяжательных местоимений с существительными в единственном и множественном числе.

Посмотри на картинки (см. выше) и назови посуду со словами мой, моя, мои. Если ребёнок испытывает трудности, речевой образец даёт взрослый.

Моя кастрюля. Мои кастрюли.

Моя сковорода. Мои сковородки.

Моя тарелка. Мои тарелки.

Моя чашка. Мои чашки.

Мой стакан. Мои стаканы.

Моя ложка. Мои ложки.

Моя вилка. Мои вилки.

Мой нож. Мои ножи.

Мой половник. Мои половники.

Мой чайник. Мои чайники.

Задание 5. Из чего сделана посуда.

Цель: формирование навыка образования прилагательных из существительных и согласование прилагательного с существительным по родам.

Кастрюля из металла – металлическая кастрюля.

Сковорода из металла – металлическая сковорода.

Тарелка из стекла – стеклянная тарелка.

Тарелка из пластмассы – пластмассовая тарелка.

Тарелка из глины – глиняная тарелка.

Чашка из стекла – стеклянная чашка.

Чашка из глины – глиняная чашка.

Стакан из стекла – стеклянный стакан.

Ложка из металла – металлическая ложка.

Вилка из дерева – деревянная вилка.

Нож из металла – металлический нож.

Нож из дерева – деревянный нож.

Половник из пластмассы – пластмассовый половник.

Чайник из металла – металлический чайник.

Чайник из глины – глиняный чайник.

Задание 6. Назови ласково.

Цель: формирование навыка образования имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Кастрюля – кастрюлька.

Сковорода – сковородочка.

Тарелка – тарелочка.

Чашка – чашечка.

Стакан – стаканчик.

Ложка – ложечка.

Вилка – вилочка.

Нож – ножичек.

Половник – половничек.

Чайник – чайничек.

Задание 7. Что есть у посуды.

Цель: актуализация и расширение активного словаря.

Рассмотрите с ребёнком картинки посуды. Расскажите и покажите, что есть у посуды, образец ниже. После попросите ребёнка рассказать и показать, что есть у посуды.

У кастрюли есть стенки, дно, ручки.

У сковороды есть дно, ручка, стенки.

У тарелки есть края, дно, стенки.

У чашки есть дно, стенки, ручка.

У ложки есть ручка.

У вилки есть ручка.

У ножа есть лезвие, ручка.

У чайника есть носик, ручка, крышка, стенки и дно.

Задание 8. «Какое слово не подходит?»

Цель: развитие речевого слуха и внимания.

Зачитайте ряд слов ребёнку, ребёнок называет лишнее слово. Если ребёнок затрудняется, то взрослый называет это слово и объясняет, почему оно лишнее. После взрослый снова читает ряд слов и просит ребёнка назвать лишнее слово.

Кастрюля, кастрюлька, каша. (Каша)

Тарелка, тарелки, тапки. (Тапки)

Чашка, чашечка, часы. (Часы)

Ложка, ложечка, лодка. (Лодка)

Вилка, вилки, вишня. (Вишня)

Задание 9. Какая картинка лишняя и почему.

Цель: Развивать зрительное восприятие.

В каждом ряду найди лишнюю картинку и объясни почему она лишняя.

-4

Задание 10. Посчитай посуду на картинках.

Цель: формирование навыка согласования существительных с числами.

Посмотри на картинки и посчитай посуду. Считать по образцу:

Одна кастрюЛЯ, две кастрюЛИ, три кастрюЛИ, четыре кастрюЛИ, пять кастрюЛЬ.

Одна тарелКА, две тарелКИ, три тарелКИ, четыре тарелКИ, пять тарелОК.

Одна чашКА, две чашКИ, три чашКИ, четыре чашКИ, пять чашеК.

Одна ложКА, две ложКИ, три ложКИ, четыре ложКИ, пять ложеК.

Одна вилКА, две вилКИ, три вилКИ, четыре вилКИ, пять вилоК.

Один стакан, два стаканА, три стаканА, четыре стаканА, пять стаканОВ.

-5

Задание 11. Спряталась посуда.

Цель: развитие зрительного внимания.

Рассмотрите картинку с ребёнком, назовите посуду.

-6

Задание 12. Дорисуй недостающие части.

Цель: развитие зрительного внимания и мелкой моторики.

Дорисуй недостающие части у посуды. Скажи, что ты дорисовал у посуды. Например, «Я дорисовал у кастрюли ручку». «Я дорисовал у чайника носик». «Я дорисовал у чашки стенки». «Я дорисовал у чашки ручку».

-7

Вопросы по теме:

1. Для чего нужна посуда? Посуда нужна, что приготовить и покушать еду.

2. У каких предметов есть ручки? Ручки есть у кастрюли, сковороды, чашки, чайника, ножа.

3. Чем кушают суп? Суп кушают ложкой.

4. Из чего пьют воду? Воду пьют из стакана, из чашки.

Еда
6,93 млн интересуются