В этой статье мы проедем по Егорьевскому шоссе за рулем личного авто. Либо уютно разместимся в салоне как пассажиры и будем смотреть по сторонам, отмечая самые интересные точки. Сразу оговоримся: наше путешествие будет продолжительным - как текст, так и реальная дорога. Наберемся терпения и в путь! Стартуем мы в Люберцах, на пересечении Октябрьского проспекта и начала Егорьевского шоссе:
Добраться до места старта можно по разному. Все зависит от дня недели и "пробок". Вариант по Волгоградскому проспекту - Новорязанскому шоссе хорош тем, что он относительно подвижный, однако съезд к точке старта имеет определенные проблемы: придется петлять и стоять в "пробках". Вариант через Люберцы по Рязанскому - Лермонтовскому - Октябрьскому проспектам понятен, но очень долог из за сфетофоров и "пробок", зато это самая "прямая" дорога до Егорьевска. Итак, мы стартовали и едем по Егорьевскому шоссе через Томилино. Справа и слева будет традиционная городская застройка, увидеть что то невероятное не выйдет, лучше следить за дорогой и ехать прямо. Интересное (на наш взгляд) начнется в Красково:
Если после Красково свернуть налево на Кореневское шоссе, то можно доехать до НИИ картофелеводства, который основан в далеком 1919 году. Здесь в те голодные годы создали Кореневскую картофельную селекционную станцию. Она стала заниматься созданием новых сортов картофеля. Возглавил этот успешный картофельный стартап знаменитый советский ученый А.Г. Лорх. Его имя носит и по сей день это учреждение. В преддеверии нового огородного сезона весны 2023 можно попробовать зайти на сайт НИИ картофелеводства, связаться и приобрести семенной кртофель: https://potatocentre.ru/contacts. Ну, а мы едем дальше по Р-105.
Р-105 - так официально называется автодорога регионального значения, по которой мы едем. Ее мы называем Егорьевским шоссе или просто "Егорьевка". Дорога очень древняя, известная со второй половины XV века, когда на службу к Великому князю Московскому стали переходить знатные воины Золотой Орды. Одним из таких стал царевич Касим (Касим-хан) - по его имени и был назван город Касимов, который в свою очередь дал название дороги из Москвы - Касимовскому тракту. Кстати, на месте Касимова уже стоял Городец Мещерский, основанный в 1152 году князем Юрием Долгоруким, так что дорога эта имеет очень древнюю историю. Ну, а мы меж тем проехали Родники и въехали в Осеченки:
Справа по ходу движения, сразу после сфетофора стоит краснокирпичная Покровская церковь, которая построена в 1896 году в стиле эклектики с чертами древнерусской архитектуры. Автор проекта архитектор Р.И. Клейн, который считался одним самых востребованных зодчих Москвы в конце XIX - начале XX века. Самой известной его постройкой стало монументальное здание Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве. Справа дальше от станции "Вялки" начнутся старинные дачные места, расположенные вдоль железной дороги рязанского направления: "Ильинское" - "Кратово". Здесь жили и творили интересные люди: Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Владимир Маяковский, Сергей Эйзенштейн, Булат Окуджава и многие другие. А мы едем дальше до ЦКАД.
По Р-105 мы доехали до деревни Донино, скоро будет пересечение с ЦКАД и "малой бетонкой". Здесь нужно быть внимательным, поскольку предстоит немного попетлять. Поворачиваем направо перед ЦКАД, затем по указателям делаем разворот под путепроводом и сразу перестраиваемся в правый ряд. И сразу же поворачиваем направо по указателю на Егорьевск. Теперь только прямо, никуда не сворачиваем, разве что в разные интересные точки. Именно здесь начинается знаменитая Гжель, настоящий керамимический регион юго-встока Подмосковья. Гжель расположена в 60 км от Москвы и состоит из 27 сёл и деревень, составляющих так называемый «Гжельский куст». Крупнейшие из них: Гжель, Трошково, Речицы, Ново-Харитоново, Турыгино - все мы проедем по Егорьевскому шоссе. Самые интересные объекты и возможные остановки мы перечислим прямо по ходу движения по Егорьевсому шоссе:
Село Гжель - церковь Успения Пресвятой Богородицы. Построена по проекту К. В. Гриневского и освящена 24 ноября 1885 года. В конце XIX века к храму пристроили две каменные часовни и колокольню. До наших дней сохранился четырёхстолпный объем храма, монументальный двухэтажный четверик колокольни без куполов.
Внимание! В Гжели по всей "нитке маршрута" через населенные пункты и далее по дороге установлены ограничения скорости в 50 км/час. Практически в каждом населенном пункте висит камера. Движение очень плотное, дорога извилистая и узкая. Будте внимательны!
Проезжаем речку Гжелку и сразу справа будет магазин "Пятерочка". А вот за ним располагается "Гжельский гончарный завод", здесь мы предлагаем экскурсии и мастер-классы по аутентичной "многоцветной" Гжели. Проводят программы художники-керамисты студии "Майолика Гжели". Очень интересно, познавательно и необычно. Поскольку для большинства наших гостей Гжель - это бело-синяя роспись. Про нее дальше по ходу движения, в деревне Трошково - только про "полихромную" Гжель. Смотрите галерею фоток и все станет понятно:
Едем дальше и въезжаем в Речицы, это большое село и производственно-художественный центр Гжели. Смотрите на схему:
По ходу движения справа будет новый адрес: ул. Новая, 45А. Это "Гжельский фарфоровый завод": http://farfor-gzhel.ru/. Здесь есть магазин при заводе, а самое главное - сюда можно записаться на экскурсию. Причем не только по будням, но и по выходным. Главное это сделать заранее. Уникальная точка впечатлений, которая имеет свою давнюю историю, что запечетлена в эмблеме. Давайте ее рассмотрим:
Это овальный контур внутри которого мы видим уникальный старообрядческий Георгиевский храм (его мы проедем чуть позже) и дату - завод был основан в 1818 году Яковом Васильевичем Кузнецовым. Посмотрите галерею фотографий с экскурсии по производству и мастер-классу. Очень интересно, познавательно и по-настоящему! Если будут вопросы по экскурсиям, звоните - пишите, подскажем!
Буквально рядом, в двух минутах езды располагается еще один интересный объект в Гжели. Это музейно-выставочный центр "Дом Салтыкова":
Здесь есть небольшая уютная экспозиция, посвященная "кобальтовому" (бело-синему) промыслу и ее основателю А.Б. Салтыкову. В центре постоянно проводятся выставки ведущих керамистов. А еще здесь проводятся мастер-классы по росписи фигурок. Посредством окиси кобальта, это такой серый порошок, который надо разводить водицей и кистью (а их, кисточек, ровно три - каждая для своего мазка) пробовать выводить орнамент. Мы на постоянной основе сотрудничаем с "Домом Салтыкова" и все наши посетители всегда остаются очень довольны атмосферой, сервисом и настоящими изделиями, которые после мастер-класса уходят в обжиг, а затем приезжают по адресам СДЭК. Смотрите галерею фоток:
Рядом, при въезде с Егорьевского шоссе к "Дому Салтыкова" находится самый интересный на наш взгляд магазин гжельского промысла (на схеме цифра 2). Здесь собраны все изделия со всех производств и частных мастерских. Охватить необъятную Гжель можно здесь: самые разные изделия - от декоративных фигурок до чайных сервизов, от аутентичной майолики до бело-синего фарфора. Очень рекомендуем! Ориентир:
Едем дальше. Слева Храм Вознесения Господня, построенный на средства купцов, промышленников и простых людей в 1859 году. Весной 1860 года митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) был освящён главный придел в честь Вознесения Господня. Церковь построена по типовому проекту архитектора Константина Андреевича Тона (Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве).
Въезжаем в д. Турыгино. Здесь скоро откроется "Объединение "Гжель". Крупнейший, как нам говорят, туристический комплекс. Ждем с нетерпением! А пока едем дальше и въезжаем в с. Ново-Харитоново. Слева уникальный Георгиевский старообрядческий храм. Именно он изображен на эмблеме Гжельского фарфорового завода. Освящен в 1912 году, выстроен на родине Кузнецова Матвея Сидоровича (Дулевский фарфор) в селе Ново-Харитоново Московской губернии к столетию победы над Наполеоном на средства предпринимателей Кузнецовых.
Едем дальше, не забывем про скоростной режим - ограничение 50 км/час! Въезжаем в с. Карпово и видим справа чудесный Покровский храм. Выстроен предположительно в 1875 г. Строился на средства прихожан, но основными жертвователями были купцы Семен Фомич Глазков и Степан Родионович Жуков. Знаменито это место было Покровской ярмаркой, куда съезжались за и с товаром со всего Касимовского тракта. Кстати, сейчас ярмарка тоже проводится, на Покров - ежегодно в октябре.
Выезжаем из Карпово и сразу въезжаем в д. Антоново, смотрим направо и находим указатель на ферму "Веселая корова". Это очень крутое место. Здесь можно прикупить наисвежайшей молочки, сходить на ферму на экскурсию, заказать дегустацию и посетить комнату "козлята терапии" (маленькие козлята как котята, сплошной мимими позитив от общения). Листайте галерею и станет весело, как той самой "Веселой корове":
Наконец, мы выехали из бесконечных населенных пунктов и можно ненадолго прибавить "газку", но не более 90 км/час, поскольку дорога очень узкая и петляет. Тише едешь - дальше будешь! Следующие интересные места: речка Нерская, мы проезжаем ее после д. Соболево. Это древний торговый путь из Старой Рязани до стольного града Владимира. Дорог ведь не было, ходили по рекам. А это и есть торговый путь через реки Оку, Москву, Нерскую к Клязьме. Места эти древние! Сразу после речки Нерской начинается сосновый лес. Это заказник "Сосновые леса на песчаных дюнах". Здесь есть поворот направо на поселок им. Цюрупы, а по дороге к нему прямо в лесу располагается знаменитая "лыжня Насадкина" - беговая трасса, где действует лыжная школа и проводятся соревнования. Возьмите на заметку: https://sportgzhel.ru/! А мы едем дальше и въезжаем в село Хотеичи:
Издревле в Хотеичах существовал так называемый роговой промысел. Из рогов крупных рогатых животных кустари изготавливали гребни для расчесывания волос. Есть сведения, что в начале ХХ века в Хотеичах было более 500 кустарей, производивших от трех с половиной до пяти с половиной миллионов гребней в год. Вот такие объемы производства. Были. А мы едем дальше и подъезжаем к развилке с трассой А-108 или "Большим бетонным кольцом". Смотрите схему:
Нам прямо - на Егорьевск, отсюда до центра Егорьевска ехать не более 15 - 20 минут. Дорога прямая, есть разделительная полоса слева, возможен обгон. Быстро ехать не рекомендуем, от развилки до поворота на Егорьевск три камеры на скорость, ограничения 70 км/час. Будьте внимательны. Осталось совсем немного и на трассе справа появится указатель "Егорьевск. 1778" с гербом в оглавлении. Кстати, герб на геральдическом языке читается так: "В червленом (красном) поле рука, одетая в лазурь (синюю, голубую одежду), выходящая сверху слева из серебряного облака и поражающая золотым турнирным копьем в пасть золотого обращенного и обернувшегося крылатого змея":
Сразу после "городского" указателя будет "культурный" указатель на коричневом фоне. Он указует на Егорьевский историко-художественный музей:
Сразу после поворота на Егорьевск слева будет заправка. Обычная, ничем не примечательная. Кроме одного объекта. Это памятник, в народе его называют "На троих". Здесь вождь мирового пролетариата В.И. Ленин очень оживленно беседует с революционными солдатом и матросом. Памятник раньше стоял на пл. Революции (сейчас Музейная), а потом взял и пропал. И через какое то время появился на заправке. Про памятник подробно написано: здесь.
Наконец, мы въезжаем в Егорьевск. Едем по ул. Владимирская. Это северная окраина Егорьевска, по сути здесь всегда был лес. Он и сейчас вокруг. Егорьевск вообще город среди лесов - это "ворота" в Мещеру. Едем дальше, скоростной режим 60 км/час. Скоро начнутся друг за другом достопримечательности. А вот и первая:
Слева по улице Владимирская располагается фабрика детской обуви "Котофей". В Егорьевске есть фирменный магазин фабрики по адресу ул. Советская, д. 84, второй этаж. Рекомендуем заглянуть! Буквально через один киллометр слева будут возвышаться огромные корпуса и ангары. Это Егорьевский авиационно-технический колледж им. В.П. Чкалова. Здесь готовят технических специалистов гражданской авиации. Мальчишки щеголяют по Егорьевску в летной форме - это очень круто! Их ровесник Валерий Павлович Чкалов учился в Егорьевске в летной теоретической школе с 1919 по 1921 годы, здесь он получил "путевку в небо".
Сразу за зданием колледжа начинается краснокирпичный забор. Это территория Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря. Основан в 1900 году при попечительстве "отца города" купца Никифора Михайловича Бардыгина. Монастырь действующий, интерьеры и росписи большей частью восстановлены. Для знатоков и ценителей храмовой росписи эти фрески представляют особый интерес, поскольку были созданы мастерской братьев Сафроновых из Палеха. Сейчас продолжается процесс реставрации интерьеров храма и территории монастыря. Есть одна интересная деталь, на которой стоит остановиться: архитектор Иван Тимофеевич Барютин за основу Святых врат монастыря взял Царскую башню Московского кремля. Над входной группой в монастырь таких башенок аж две! Точная копия московских. Зайти в обитель очень рекомендуем! Правила посещения при входе слева.
А мы едем дальше, осталось совсем чуть чуть! Круговое движение и стелла с вертикальной надписью "Егорьевск". Всё, мы приехали!
От стеллы "Егорьевск" можно двинуть в три направления: 1) сразу в Егорьевский музей (так мы рекомендуем и поступить), 2) к механико-электротехническому училищу им. цесаревича Алексия (Егорьевский филиал СТАНКИН), 3) на площадь Алекснадра Невского.
Чтобы заранее составить свой дальнейший маршрут мы рекомендуем ознакомиться с нашей статьей: "Новогодний лонгрид" - здесь максимально полно описаны основные достопримечательности Егорьевска "зимнего".
Итак, подведем итоги:
- дороги от Москвы почти 100 км
- утром в субботу по Егорьевскому шоссе ехать долго, постоянные пробки, можно проехать и 3, и 4 часа, как повезет
- в воскресенье утром ехать в Егорьевск по Р-105 гораздо проще, однако обратно будет уже "плотненько"
- по всем населенным пунктам, расположенным на Егорьевском шоссе (Р-105) ограничения скорости - 50 км/час
- если ехать по шоссе и останавливаться, то дорога может рястянуться на целый день - тогда можно запланировать ночевку в Егорьевске: ГРК "Бережки-Холл": https://berejki-hall.ru/, гостиница "Парфенон": https://parfenon-hotel.ru/ и отель-кафе "Алькасар": http://xn--80aaa2be7af9f.com/
- будут вопросы: пишите в комментариях, либо на моб +7 (916) 788 23 12.
В написании статьи использованы материалы:
Музей п. Малаховка: https://dzen.ru/id/5fbfba9608bac754f39bf00e
Сайт: https://proegoryevsk.ru/
Автор: Константин Братчиков
Подписывайтесь к нам в Дзен и в группу ВК: https://vk.com/v.egorievsk