И снова здравствуйте! Продолжаем 2023 год вместе с новыми колоризациями!
Данное фото долго валялось у меня в черно-белых оригиналах, решил его раскрасить пока совсем не забыл. Заодно подтянуть навыки работы с цветами при пасмурной погоде.
На фото пока еще неизвестный широкой публике заказ, построенный на верфи Уильяма Крампа. В скором будущем он станет знаменитостью. К сожалению, лишь благодаря войне.
Сама судьба крейсера “Варяг” тесно связалась с Дальним Востоком. Расскажу про это подробнее и мы поймем почему.
До самого конца XIX века основным театром военно-политических действий являлись Европа и прилегающие к ней небольшие площади Азии. Дальний Восток казался чем-то незыблемым, строгим и неизменным. Все модели мира в этой части света рухнули после того, как Япония впервые заявила о себе.
Основным “гарантом” или даже “индикатором” спокойствия в регионе являлся Китай. Он контролировал куда большие по площади территории, нежели сейчас, в том числе и Корею, тогда еще не деленную на коммунистическую и капиталистическую. В этой стране и началось восстание, которое китайцы попытались подавить самым простым способом - военной силой. Корейцы же не растерялись и обратились за помощью к Японии, которая не заставила себя ждать. Прокитайскогое правительство низложено, а новое, прояпонское, обратилось напрямую за милитаризированной помощью. Так началась японо-китайская война, которая для последнего стала разгромной. Китай потерял значительную часть своих владений и, самое главное, суверенитет над Кореей. Важную роль в победе Японии сыграл современный и мощный военно-морской флот. Амбиции победителя были настолько сильны, что вызвали негативную реакцию у других игроков в регионе, в том числе России и Германии.Под напором европейских держав Страна восходящего солнца умерила свои аппетиты, успокоив другие стороны. Все остались довольны, кроме Японии, которая с двойным усердием начала готовиться брать реванш. Вместо старого мира возник мощный очаг напряженности.
Россия и другие державы поняли, что Китай не сможет больше служить хранителем спокойствия на Дальнем Востоке. Ослабевшую страну стали дербанить кто как хочет и может. Россия оккупировала Маньчжурию, взяла в аренду гавань Порт-Артура и участок земли под ветку Транссибирской магистрали - КВЖД. Япония и Англия восприняли эти шаги русских как прямую угрозу своих интересов. Второй круг напряжения замкнулся.
В России не спали. В России понимали, что следующий крупный конфликт теперь может развернуться не в Европе, а в Азии. Нужен был современный и сильный флот на Тихом океане. Была разработана специальная программа, которая предусматривала строительство и передачу на Дальний Восток кораблей, отвечающих современным требованиям. Однако воплощение в жизнь этих проектов отставало от графиков, и были разработаны дополнительные мероприятия, получившие название “Для нужд Дальнего Востока”.
Требовались и линейные силы, такие как броненосцы, а также крейсера, миноносцы, вспомогательные суда. Российские верфи были перегружены работой, поэтому часть заказов строили за рубежом: в Германии, Франции и даже в США.
Именно в Соединенных Штатах между Россией и кораблестроительной фирмой Уильяма Крампа был подписан контракт о создании “разведчика при эскадре” - бронепалубного крейсера, получившего в дальнейшем название “Варяг”.
Здесь следует немного обратить внимание на техническую сторону. Что означает выражение “бронепалубный крейсер”? Это военное судно, в которой броневым поясом защищались лишь жизненно важные места: агрегаты и элементы вооружения. Сражаться в прямом сильном бою, “стальном крошиве” бронепалубник не мог. Его сила в скорости и автономности. Он может быть разведчиком, работать в тылу противника, нарушать его морские коммуникации, кошмарить слабые прибрежные огневые точки.
“Варяг” был заложен в 1898 году на верфях в городе Филадельфия ( штат Пенсильвания). Спущен на воду в следующем 1899, в 1900 передан флоту России, а через год вступил в строй. Эти четыре года - целая история любви и ненависти между фирмой Крампа и русскими заказчиками. Изначальное техническое задание сильно менялось по мере строительства. Языковые барьеры, а в большей степени желание извлечь для себя большую выгоду заставляли обе стороны сдвигать сроки и раздувать бюджет.
Однако игра стоила свеч. “Варяг” стал абсолютно новым проектом, который вобрал в себя черты нового боевого корабля для стремительного ХХ века. Можно отметить высокий уровень электрификации, установка с позволения сказать революционного оборудования, необычные для консервативного российского флота решения. Неудвительно, что его боевой потенциал был высоко оценен японцами, пожелавшими восстановить обгоревший и практически затопленный корабль в гавани Чемульпо. Целых одиннадцать лет судно исправно служило ВМФ Японии (с 1905 по 1916 гг), а затем даже успело вернуться в Россию уже во время Первой мировой.
Однако это уже совсем другая история.