Найти в Дзене

Со всей России. Великорецкие зарисовки

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19

(Глава из моей книги: «Великорецкий крестный ход – история, лица, судьбы»
За время пути мне удалось пообщаться и познакомиться со многими интересными людьми. Довольно много среди участников крестного хода было москвичей. Палитра человеческих характеров среди них, на мой взгляд, пожалуй, самая разнообразная. Наибольшее впечатление на меня произвела встреча с одной пожилой жительницей столицы. Познакомились с ней мы при следующих обстоятельствах: на одном из привалов я услышал впереди колонны пение. решил подойти поближе. У самой иконы Николая Чудотворца стояла маленькая сухонькая старушка и ангельским чистым голоском старательно выводила чудесную мелодию песни, посвященной святителю. Стихи были прекрасны. Я решил попытаться записать ее и, если получится, другие песни в исполнении пожилой женщины. В пути мы с ней познакомились, назвалась она Валентиной. На мою просьбу спеть что-нибудь из ее репертуара, она охотно согласилась. Всего я записал три песни, посвященные Иоанну–Крестителю, Иисусу Христу и Николаю Чудотворцу, а также замечательные стихи о блудном сыне.
Молодежи среди москвичей было немного, в основном это были люди среднего и пожилого возраста. Но с одной девушкой мне довелось встретиться в селе Монастырское при необычных обстоятельствах. После самого продолжительного по времени и длине перехода мы остановились на ночлег у одной местной жительницы, которая предоставляет нам свое жилье вот уже четвертый год. В это село колонна крестноходцев приходит всегда очень поздно, где-то около десяти часов вечера, так что времени на сон и отдых не остается совсем. В два часа ночи подъем, в три уже продолжаем свой тернистый путь до села Великорецкое.

И вот, когда мы уже стали устраиваться на ночлег, в дверь постучались. Пошел открывать и увидел на пороге трех женщин: двух пожилых и одну очень молодую, высокого роста, чрезвычайно изможденную. Ее спутницы попросились пустить их на ночлег, поскольку самая младшая их них очень плохо себя чувствует. Хозяйка, оказавшаяся рядом, радушно пригласила их в дом. Напоив их чаем, я вышел из кухни. Уже засыпая, услышал в коридоре какую-ту непонятную возню и приглушенные возгласы. Пришлось встать и выйти из комнаты. Девушке было все хуже, у нее была сильная рвота. Женщины суетливо бегали вокруг нее, не понимая, что происходит, предлагая своей спутнице «Ношпу» и таблетки активированного угля. Спросив у девушки, что и когда она ела, я успокоил ее спутниц, сказав, что это не отравление, просто девушка очень переутомилась, и организм таким образом реагирует на чрезмерные нагрузки. В молодости я оказался в подобной ситуации, когда готовился к защите дипломного проекта, и несколько ночей практически не спал. Предлолжил напоить девушку горячим сладким чаем и уложить поспать. На следующее утро я посоветовал девушке, оказавшейся москвичкой по имени Полина, не идти дальше, а получив благословление у руководителя крестного хода отца Тихона, доехать до села Великорецкое на автобусе. Расстались мы довольно тепло.

Спустя сутки на берегу реки Великой я вновь встречаю Полину Куропатову, мы с ней разговорились, и я напросился взять у нее интервью. В церковь она ходит с детства. В крестном ходе оказалась случайно, пошла с подругами. Поскольку опыта в подобных походах у нее не было, не взяла с собой теплых вещей и очень мерзла на привалах и местах ночлега. В селе Великорецкое ее приютила местная жительница, у которой она отогрелась за все дни нашего путешествия.

Полина напомнила мне барышню из тургеневских романов, с широко распахнутыми на мир наивными глазами. Мысли свои она излагала совершенно раскрепощено, смотря не в объектив, а куда-то в сторону, с мягкой детской улыбкой. В обыденной жизни таких девушек мне видеть не доводилось. На мой вопрос, а не мечтала ли она стать актрисой, она ответила, что поступала в театральное училище, но не прошла по конкурсу, а от повторной попытки отказалась, посчитав, что не православная это профессия. За те сутки, что мы с ней не виделись, Полина совершенно преобразилась, выспавшись в селе Великорецкое после тяжелого пятидесяти километрового перехода, она прямо светилась счастьем. Ведя с ней диалог, я постоянно ловил себя на мысли: как хорошо, что есть еще в России такая молодежь, не испорченная «благами» цивилизации. В наше лихолетье, когда страшным дефицитом являются искренность, доброта, целомудрие, отрадно было общаться с человеком, который, на мой взгляд, обладал этими качествами. В ее монологе не было ни капли рисовки, на мои вопросы она отвечала образно и умно. На мой вопрос - «Какое самое сильное впечатление она вынесет из крестного хода?» - она ответила, что нигде более не доводилось ей видеть столько красивых людей. Красота эта не внешняя, а неброская душевная, от которой человек светится изнутри, освещая ровным светом окружающих тебя людей.

Петербуржцы. Они разительно отличаются своим спокойствием и какой-то внутренней интеллигентностью, которая сквозит буквально во всем: и в умении вести диалог, выслушать собеседника, не перебивая, в некатегоричности суждений. В их действиях нет той импульсивности и нетерпимости к оппонентам, которая так свойственна жителям столицы. Больше всего запомнился мужчина с черно-желто-белым флагом российской монархии. Назвался он Сергеем. Это был яркий и интересный собеседник. Последние два дня пути в 2006 году мы шли вместе с ним, деля друг с другом хлеб и воду.
Кировчане. Больше всего в крестном ходе - кировчан, жителей города и области. Идут целыми приходами. Очень трогательно наблюдать за такими процессиями, которые насчитывают порой 30 – 50 человек. В первой шеренге идет батюшка, и он всегда задает ритм ходьбы и порядок песнопений. Всю дорогу такие процессии следуют с молитвой. Причем некоторые хоры поют настолько слаженно и красиво, что часами идешь рядом с ними, наслаждаясь их пением. Среди местных жителей особенно много было молодежи. Одеты все были строго по-походному: девушки - в длинные юбки и платья черного или серого цвета, юноши – в серые брюки и простые куртки, на многих поверх были накинуты легкие плащи.
Во время крестного хода много фотографирую, и если в 2004 году меня интересовали, прежде всего, общие планы, на которых я старался запечатлеть как можно больше паломников, то теперь меня больше интересуют лица людей - особенно пожилых и совсем маленьких детей. Трогательно до слез было видеть как совсем маленький человечек прихрамывая, размазывая по щекам слезы, мужественно идет вместе со взрослыми не капризничая, сознательно терпя все невзгоды трудного пути.

О том, что значил для православной России Великорецкий крестный ход, начинаешь догадываться, видя размеры разрушенных в селах и деревнях храмовых сооружений. Они впечатляют. Высота каждой церкви в любом селе превышает размеры девятиэтажного дома. Даже в полуразрушенном состоянии они выглядят внушительно. Невольно задаешься вопросом, какой же нечеловеческой ненавистью надо было обладать, чтобы не побояться разрушить все это великолепие?

За последние двадцать лет нашу страну захлестнула страшная волна западной бездуховности. После того, как была упразднена цензура, которую наши демократы считали препятствием на пути свободы и демократии, Россию превратили в полигон, где испытываются все самые чудовищные технологии по уничтожению русского народа. После развала СССР, через «прохудившиеся» границы в Россию хлынул поток наркотиков и порнографии во всех ее проявлениях. По всем каналам центрального телевидения идет пропаганда секса и насилия. Молодежи навязчиво внушается мысль, что самые успешные люди – это бандиты, «бизнесмены», манекенщицы и «деятели» эстрады. Сотни тысяч молоденьких девушек спят и видят себя всевозможными «Мисс», уезжая на «Запад» и «Восток» для осуществления своей мечты.

Что мы можем противопоставить этой чудовищной экспансии? Какие рычаги противодействия есть на сегодняшний день в наших руках?
Горько признать, но почти, никаких. Идеологическое сражение с силами зла проигрывается по всем направлениям. И все же торжествовать нашим врагам я думаю рано. Достаточно посмотреть как много людей принимают участие в крестных ходах, присутствуют на церковных службах в храмах. И что отрадно, в церковь приходит много молодежи.
Парадоксальная ситуация, вроде бы все информационное пространство заполонено силами зла, а людей в церкви с каждым годом приходит все больше. Происходит обратная реакция, люди настолько устали от навязываемого безбожного образа жизни, что инстинктивно потянулись к Свету, к Богу.