На прошедшем совещании правительства РФ, посвященном концепции технологического развития России до 2030 года, представители министерств предложили меры по снижению госконтроля над стартапами. Какие преимущества от этого получит бизнес и почему это выгодно правительству, читайте в материале РИАМО.
Благоприятная среда для стартапов
В частности, представители министерств предложили снять с институтов развития обязанность по контролю за целевым расходованием средств в венчурных (направленных на разработку высокотехнологических продуктов, - ред.) проектах с господдержкой, где доля внебюджетных источников превышает 25% от всей суммы вложений, снизить риски предъявления обвинений в нецелевом или неэффективном использовании бюджетных средств для добросовестных предпринимателей и усовершенствовать порядок урегулирования споров и проведения оценки стоимости стартапа в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Стартап – это инновационный проект, нацеленный на последующее применение в бизнесе. Стартапер должен доказать ценность новой разработки, найти клиентскую базу, сформировать бизнес-модель продажи своего проекта. Через все эти операции получается готовый для бизнеса продукт, который можно массово реализовывать. Стартап может развиваться как отдельная компания, а может передан в более крупную структуру.
«Когда мы говорим о стартапе как о некоем новом проекте, мы должные понимать, что далеко не каждая инициатива может получиться. Подход, при котором стартапам оказывается поддержка государства, основанная на той же нормативно-правовой базе, что и по отношению к действующему бизнесу, не совсем правильный. Здорово, что сейчас правительство это понимает. Невозможно проектировать новое направление, которого раньше не было, и при этом предугадать все возможные варианты развития событий», – высказывает свое мнение член совета директоров Российской Ассоциации обучения предпринимательству, профессор и преподаватель школы бизнеса «Мирбис» Елена Переверзева.
По словам эксперта, нынешняя логика государственной поддержки стартапов предполагает стопроцентную окупаемость вложенных денег, а если этого результата нет, то это расценивается как нецелевое расходование средств. Но в бизнесе невозможно просчитать все: если результат на 100% оправдывает ожидания, то это не новое направление, а копирование, или улучшение того, что уже есть.
«Прорывной проект никогда невозможно спланировать так, чтобы в нем не было проблемных зон, поскольку он настраивается по ходу внедрения и дорабатывается во время тестирования. Это нормальный рыночный механизм. Поэтому ослабление государственного регулирования расходования средств, безусловно, даст толчок развитию новых проектов», – считает профессор.
Льготы, гранты и отсрочка от армии: как государство поддерживает IT‑отрасль >>
Больше доверия друг другу
Не секрет, что многие стартаперы не хотят брать госсредства на свои проекты, поскольку не могут гарантировать ожидаемый результат. Иногда получается профанация, когда деньги у государства берут на инновационное решение, но оказывается, что оно уже используется несколько лет.
«Государство должно доверять стартаперам. В проектных документах необходимо прописывать как можно больше возможных исходов, в том числе и неудачные. С другой стороны, сами стартаперы начнут больше доверять государственному финансированию, поскольку больше не будет страха попасть в тюрьму или потерять существующий бизнес в случае, если ожидания государства не оправдались», – подчеркивает Переверзева.
Валентин Макаров: у нас есть возможность выйти вперед и предложить свои IT‑продукты>>
Стартапам нужна комплексная поддержка
По ее словам, на сегодняшний день в России создана неплохая система развития стартапов: очень хорошо работают кластерные модели (например, Московский инновационный кластер), поддержка которых включает целый комплекс мер. Финансирование в этом комплексе является очень значимым элементом, но не менее важна юридическая и патентная помощь на этапе разработки, а также организационная поддержка, когда проекту на льготных условиях может быть дана аренда помещения, необходимая техника и оборудование. Только при таком подходе можно стимулировать развитие новых проектов.
«При этом любой стартап должен иметь спрос у бизнеса. Поэтому еще один важный элемент поддержки, который повышает эффективность развития новых проектов – это содействие государства в формировании диалога между стартаперами и компаниями, разъяснении бизнесу пользы инноваций. Это значительно повышает вероятность выживания и реализации новых инициатив», – уверена Переверзева.
«Стартапы вырастут следом за экономикой»: эксперты о ситуации на рынке молодых IT‑компаний >>
Как развивались стартапы в 90-е годы
По словам эксперта, проблема последних десятилетий была в том, что создаваемые в России инновации не пользовались большим спросом у отечественного бизнеса.
«В 90-е годы основными грантодателями новых проектов являлись в основном международные фонды. Государству же было тогда не до поддержки стартапов и бизнеса. Были проекты USAID (Агентство США по международному развитию), проекты "Программы развития ООН". Через эти программы происходило становление системы поддержки предпринимательства и инновационных проектов. В принципе, международные фонды свою задачу выполнили: они сформировали у молодежи понимание, что такое стартап, как его можно создать и развивать», – рассказывает эксперт.
Минусом проектов с международным участием, по ее мнению, была их нацеленность на последующее внедрение на Западе, поскольку интереса к ним со стороны российского бизнеса не было.
«По этой причине огромное число стартапов уходило в Европу, Америку, либо развивалось локально, либо не реализовывалось вообще. В то время очень много интересных решений было в регионах, некоторые из которых развиваются до сих пор», – отмечает преподаватель школы бизнеса.
В 2010-х годах появилось понимание того, что нужно менять систему, работать над тем, чтобы стартапы создавались для своей страны.
Льготы, гранты и отсрочка от армии: как государство поддерживает IT‑отрасль>>
Нужен технологический суверенитет
«Сейчас, когда мы находимся в уникальной ситуации, и наш бизнес нуждается в стартапах, необходим постоянный информационный обмен между бизнес-акселераторами и компаниями. Оборудование на предприятиях, среди которого много импортного, необходимо периодически менять», – отмечает спикер.
Она добавляет, что Запад грозит России технологическим голодом и прекращением поставок обновленной техники, программного обеспечения. Поэтому сейчас как никогда большой запрос на отечественные инновации. Сегодня нужны новые разработки как для техобслуживания имеющегося оборудования, так и прорывные решения для усовершенствования технологий.
По словам Переверзевой, желание правительства дать больше свободы стартапам диктуется необходимостью достижения технологического суверенитета России в рамках программ импортозамещения и борьбы с санкциями.
Как подать заявление на отсрочку от весеннего призыва для IT‑специалистов в 2023 году>>
Больше выгоды, чем риска
Елена Переверзева считает, что ослабление государственного контроля за расходованием выделяемых стартапам средств может привести к росту мошеннических афер, но этот риск будет нивелирован теми возможностями и выгодой, которую получат стартапы,
Директор IT-компании SkySoft Дмитрий Нор подчеркивает, что речь идет лишь о снижении, а не прекращении контроля как такового. По его мнению, данная мера позволит бизнесу выйти из «тени».
«В "тени" обычно находятся тогда, когда нет возможности соблюдать текущие нормы. Тут две причины: либо нормы неадекватные, либо у бизнеса не хватает денег, чтобы работать законно. Ожидаемые изменения, наоборот, помогут предпринимателям. Нормы контроля станут более адекватными, и бизнес будет сам обращаться за деньгами. Соответственно, будет стимул работать "по-белому"», – уверен Нор.