Японские летчики-камикадзе стали настоящим феноменом конца второй мировой войны.
Едва обученные летному делу мальчишки садились за штурвалы боевых самолетов. И, во славу императора, дерзко направляли свои снаряженные бомбами воздушные машины прямо в американские корабли... Японцам тут здорово помогал их древний менталитет - фатальная вера в божественное происхождение своего правителя.
Японские камикадзе впервые показали себя во время битвы за Филиппины в конце 1944-го года. Оказались невероятно эффективным оружием, наводившим страшный ужас на янки. И едва не переломившим весь ход той битвы. Применялись камикадзе и в последующем.
Создал отряды камикадзе знаменитый японский адмирал Такидзиро Ониси. Свое решение морской волк объяснил коротко и ясно:
- В нынешних условиях остановить врага другими средствами просто не вижу.
Свое название эти парни получили в честь так называемого "божественного ветра" (神風 ками-кадзэ), что в XIII-м столетии уничтожил флот монгольского хана Хубилая, шедшего на завоевание Японских островов. Ныне само слово камикадзе стало нарицательным для смертников всех типов и мастей. В том числе, для отчаянных автолихачей на дорогах.
Всего в 1944-1945 гг японцами было подготовлено около 4 тысяч камикадзе. Три тысячи обучил морской флот и еще около тысячи - сухопутная армия. Кто-то становился камикадзе добровольно, под действием пропаганды, призывавшей умереть за любимого императора и прекрасную Японию. Кто-то таким образом мог искупить страшного позора и наказания за преступления. Ну а иных просто "продавливало" командование.
Камикадзе не полагалось возвращаться с боевого задания домой. Топлива у них было в один конец, а их отслужившие свое самолеты часто имели множество неисправностей.
Однако история все же знает несколько случаев, когда японские пилоты-смертники прилетали назад на родные аэродромы. Причем и не раз!
Что же с ними там делали отцы-командиры?
На самом деле, камикадзе имели полное право вернуться домой на аэродром. Ибо приказ им гласил: нужно не просто бессмысленно разбиться в пути, без нужды погубив себя и свою ценную технику. А именно уничтожить врага. То есть, если твой самолет по какой-то причине не мог долететь до расположения американцев, но ты должен был вернуться на базу. Предварительно запросив по радио на тот разрешения.
Вернувшегося камикадзе чаще всего никак не наказывали. Его просто благодарили за проявленную храбрость, пусть и несостоявшуюся. Но... спустя пару-тройку дней бедолагу отправляли в следующий последний полет. Часто на том же самом едва подлатанном самолете.
Одному японскому летчику-камикадзе, унтер-офицеру по фамилии Ямамура, кстати, повезло совершить сразу три последних полета. Первый раз он был сбит американцами еще при полете на смертельное задание - его подобрали в воде моряки. Второй раз Ямамура просто потерял видимость в сильном тумане и с дозволения командования вернулся на базу. В третий раз командиры опять-таки милостиво разрешили ему прилететь домой - ибо самолет сломался и грозил упасть еще до подлета к цели. Ну а там и война закончилась в августе 1945-го...
Впрочем, Ямамуре еще здорово повезло. Другого японского камикадзе, что возвращался на базу десять раз подряд, в конце концов офицеры заподозрили в трусости. И тут же расстреляли. В назидание сослуживцам.
Всего же к концу второй мировой в Японии оказалось около тысячи обученных камикадзе. В основном, правда, то были молодые летчики, что не успели совершить свой последний полет. Нередко им приходилось скрывать свое прошлое в годы войны - новое проамериканское японское правительство таких парней не жаловало.
Сам "отец камикадзе" Такидзиро Ониси в американский авианосец, кстати, врезаться не стал. Однако и стерпеть позора военного поражения не смог. Потому в августе 1945-го, сразу после капитуляции Японии, по-самурайски совершил ритуальное харакири.