Игра - основной способ для маленького ребенка разобраться в окружающем мире, понять его и найти в нем собственное место, что, несомненно, является для малыша важнейшей задачей. Информация, которую он получает извне, оказывает на него тем большее влияние, чем она ярче, красочней, чем больше эмоций вызывает. Именно поэтому влияние телевизионных передач, фильмов и компьютерных игр так велико. Если даже ребенок растет в благополучной семье в доброжелательной атмосфере, он не избавлен от влияния шквала негативной информации с телеэкрана и не может просто ее игнорировать. Он будет выбирать соответствующие игрушки и использовать полученные модели ситуаций и поведения в играх, пытаясь примерить их на себя, эмоционально пережить. И это не обязательно значит, что он имеет природную тягу к причинению боли или разрушению.
Игра Cyberpunk 2077 для PlayStation 4
Если ребенок один или с друзьями часто играет с боевыми роботами-трансформерами, издавая воинственные возгласы и совершая ими соответствующие действия, изображая битву, он может быть просто под впечатлением мультфильма, где битвы показаны очень красочно и даже красиво. Важно помочь детям наполнить эти действия внутренним позитивным содержанием, чтобы битва была не ради самой битвы и не переходила в драку на самом деле.
Выбирая среди своих игрушек самую большую и назначая ее на роль злодея, ребенок (особенно мальчик) осмысливает культ грубой силы. В общении со сверстниками он быстро понимает, что слабому в жизни сложнее. А множество боевиков наглядно показывают, что сильному и "крутому" все можно, в том числе унижать и оскорблять окружающих. И если мальчик застрял на воспроизведении этого процесса с помощью большой игрушки по отношению к более мелким, то вряд ли он сам из тех, кто посильнее. Наоборот, он пытается таким образом компенсировать собственные обиды и защититься. Любящий родитель в этой ситуации постарается развить игру таким образом, чтобы примирить ребенка с окружающим миром. Можно, например, показать в игре, что когда много не очень больших и сильных игрушек объединяются, то становятся сильнее самого сильного, и он уже не может их обижать. Зато они смогут прекрасно поладить, если великан станет защитником от внешних врагов.
Бывают, и довольно часто, случаи, когда дети сами находят выход из травмирующей ситуации. Так под впечатлением от новостей про взрывы в жилых домах дети начинают играть "в домик" не совсем обычным способом. Хозяин домика изображает жертву, плачет и в конце игры кричит: "Я умираю!" Другой в это время изображает нападающего, создает шум и забрасывает "домик" игрушками, имитируя разрушения и завалы. Но после пары повторений этой игры дети придумывают ей продолжение. Нападающий превращается в героя-спасателя и спасает жизнь жертве, разбирая завал. И, конечно, все заканчивается свадьбой.
Итак, что же делать родителям, если ребенок проявляет враждебность во время игры? Следует, прежде всего, найти корень такого поведения. Кого или что ребенок копирует и кем себя на самом деле видит в этой ситуации? Что он чувствует в этот момент? Получается ли у него найти позитивный выход из копируемой ситуации или он к этому не стремится? Учится ли он чему-нибудь в процессе игры? Только четко понимая все вышеперечисленное можно правильно отреагировать на агрессивные действия ребенка. Однозначно неверные действия в этом случае: простое чтение нотаций, запрещение, отнимание игрушек.