На территории Британских островов стиль ар нуво не получил особого распространения, подданные её величества королевы Виктории предпочитали не оглядываться на европейскую моду, а создавать свои собственные стили и направления. По этой причине встретить в Великобритании модерновое здание достаточно сложно, в основном, ар нуво там появлялось вместе с иностранным заказчиком, как например, известный гараж "Мишлен" в Лондоне.
Но всегда бывают исключения, и сегодня вашему вниманию предлагается здание Школы Искусств Глазго, которое считается редким представителем британского модерна. Хотя, строго говоря, это даже не чистый рациональный модерн, а симбиоз шотландского стиля Scottish baronial (переводить как "шотландский баронский" глупо, а правильного названия на русском я не нашел) и, собственно, ан нуво.
Автором проекта является местный архитектор, студент и преподаватель этого учебного заведения, Charles Rennie Mackintosh. Здание строилось в 2 этапа, первый - 1897-99 годы, тогда был построен главный фасад, выходящий на улицу, затем в 1907-1909 годы были возведены дополнительные флигеля сзади и сбоку.
Особенностью стиля ар нуво, особенно бельгийского направления, является большая площадь остекления, а ведь именно высокая освещенность очень важна для художественных мастерских, так что большие окна пришлись как нельзя кстати для здания художественного колледжа.
Главной фишкой первой очереди здания является входная группа, где плавные линии и металлический декор от модерна сочетается с суровостью шотландского камня и традиционным британским прямоугольным остеклением.
Также в помещения художественных мастерских свет поступал и через остекленный фонарь на крыше здания, ведь надо понимать, что Британские острова - место не самое солнечное, так что надо использовать все возможности.
Интересно, что входная группа делает фасад несимметричным, что является отличительной особенностью модерна, но башенка, внедренная в фасад, является типично шотландской, замковой.
А это фасад второй очереди, здесь уже все симметрично,строго, нет металлического декора, плавных линий. К моменту постройки этого крыла здания архитектор набрался опыта и стал совладельцем архитектурно-строительно компании (первая очередь была спроектирована Макинтошем в возрасте 29 лет). И здесь автор был уже под влиянием модернистких идей, отсюда и отсутствие декора в стиле ар нуво.
Да, конечно, если сравнивать с континентальным ар нуво это выглядит очень сдержанно, но надо понимать, что особого бюджета не было, а сделать необычно хотелось.
Да, скромно, всего пара листиков и птичка среди элементов декора, с итальянским разгулом не сравнить.
А вот над входной дверью настоящий модерновый барельеф.
Интерьер здания также создавался Макинтошем, и здесь, как в любом художественном учебном заведении есть различные античные примеры для подражания (конечно, это копии, но хорошие).
Лестница, опять же, достаточно традиционная, от модерна лишь округлость решетки.
А это помещения второй очереди, здесь все еще строже, да и не понятно, оригинальная ли это мебель или нет, ибо в 2014 году в здании был пожар и оно сильно пострадало.
В этой части здания особо интересно помещение библиотеки, которое выполнено с использованием японских мотивов.
И в отличие от светлых мастерских, здесь отделка очень темная.
Вот, вроде типичное английское остекление, но в тоже время внутри помещения оно перекликается с типичной японской перегородкой.
На этом здании история строительства школы искусств не закончилась, продолжение читайте в следующей статье.