Найти тему

Суровый шотландский модерн.

На территории Британских островов стиль ар нуво не получил особого распространения, подданные её величества королевы Виктории предпочитали не оглядываться на европейскую моду, а создавать свои собственные стили и направления. По этой причине встретить в Великобритании модерновое здание достаточно сложно, в основном, ар нуво там появлялось вместе с иностранным заказчиком, как например, известный гараж "Мишлен" в Лондоне.

-2

Но всегда бывают исключения, и сегодня вашему вниманию предлагается здание Школы Искусств Глазго, которое считается редким представителем британского модерна. Хотя, строго говоря, это даже не чистый рациональный модерн, а симбиоз шотландского стиля Scottish baronial (переводить как "шотландский баронский" глупо, а правильного названия на русском я не нашел) и, собственно, ан нуво.

-3

Автором проекта является местный архитектор, студент и преподаватель этого учебного заведения, Charles Rennie Mackintosh. Здание строилось в 2 этапа, первый - 1897-99 годы, тогда был построен главный фасад, выходящий на улицу, затем в 1907-1909 годы были возведены дополнительные флигеля сзади и сбоку.

-4

Особенностью стиля ар нуво, особенно бельгийского направления, является большая площадь остекления, а ведь именно высокая освещенность очень важна для художественных мастерских, так что большие окна пришлись как нельзя кстати для здания художественного колледжа.

-5

Главной фишкой первой очереди здания является входная группа, где плавные линии и металлический декор от модерна сочетается с суровостью шотландского камня и традиционным британским прямоугольным остеклением.

-6

Также в помещения художественных мастерских свет поступал и через остекленный фонарь на крыше здания, ведь надо понимать, что Британские острова - место не самое солнечное, так что надо использовать все возможности.

-7

Интересно, что входная группа делает фасад несимметричным, что является отличительной особенностью модерна, но башенка, внедренная в фасад, является типично шотландской, замковой.

-8

А это фасад второй очереди, здесь уже все симметрично,строго, нет металлического декора, плавных линий. К моменту постройки этого крыла здания архитектор набрался опыта и стал совладельцем архитектурно-строительно компании (первая очередь была спроектирована Макинтошем в возрасте 29 лет). И здесь автор был уже под влиянием модернистких идей, отсюда и отсутствие декора в стиле ар нуво.

-9

Да, конечно, если сравнивать с континентальным ар нуво это выглядит очень сдержанно, но надо понимать, что особого бюджета не было, а сделать необычно хотелось.

-10

Да, скромно, всего пара листиков и птичка среди элементов декора, с итальянским разгулом не сравнить.

-11

А вот над входной дверью настоящий модерновый барельеф.

-12

Интерьер здания также создавался Макинтошем, и здесь, как в любом художественном учебном заведении есть различные античные примеры для подражания (конечно, это копии, но хорошие).

-13

Лестница, опять же, достаточно традиционная, от модерна лишь округлость решетки.

-14

А это помещения второй очереди, здесь все еще строже, да и не понятно, оригинальная ли это мебель или нет, ибо в 2014 году в здании был пожар и оно сильно пострадало.

-15

В этой части здания особо интересно помещение библиотеки, которое выполнено с использованием японских мотивов.

-16

И в отличие от светлых мастерских, здесь отделка очень темная.

-17

Вот, вроде типичное английское остекление, но в тоже время внутри помещения оно перекликается с типичной японской перегородкой.

На этом здании история строительства школы искусств не закончилась, продолжение читайте в следующей статье.