Найти тему

Эволюция дизайна фотоаппаратов "Зенит"

Фотоаппарат "Зенит" начали выпускать в 1952 году на Красногорском механическом заводе. Зенит был создан на основе "Зоркого", который в свою очередь — на основе Лейки.

У фотоаппаратов того времени (до широкого применения пластика) из-за эргономических соображений место для хвата руками было сделано из экокожи или из тканевой резинки.

 

"Зенит", 1952-1956

В этом фотоаппарате появляется пентапризма — теперь на то, что ты фотографируешь, можно смотреть через окуляр. Он отображал 67% кадра.

Выглядит компактно. Технические крутилки выше, чем у "лейки" —тем самым дизайн становится интуитивно понятнее.

 (Конструкторы "Зенита" Г.М. Дорский и И.А. Турыгин.)

 

"Зенит-С", 1955-1961

-2

Размеры корпусов одинаковы с предыдущей моделью, они взаимозаменяемы, чтобы дольше можно было пользоваться. Технология литья изменилась, поэтому металлическая часть стала более тактильно приятнее. И место над пентапризмой стало более скругленным.

Изменен механизм открытия окуляра-он открывается с помощью лебедки со шнуром — так быстрее и надежнее.

Появился синхроконтакт.

 

"Зенит-Л", прототип, 1954-57

-3

Применен корпус от первого ЗЕНИТа, но с цельным верхом. Имеется синхроконтакт.

Применяется экспонометр.

Возвышение, которое имелось на горизонтали верха убирается. Стало снова интуитивно понятнее.

 

"Зенит-3", 1960-1962

-4

Усовершенствованная модель "Зенита-с". Увеличенный корпус. Предназначен для смены объективов.

В Швеции были заказаны станки для производства корпуса. Корпус стал сверхпрочным. Стал полностью литым. Верхняя часть входит и она очень толстая.

 

"Зенит-5", 1964-1968

-5

Механизм теперь на микромоторе. Появилось зарядное устройство. Экспонометр встроенный.

Края становятся более угловатые, раньше были округлые. Крутилок становится всего две-большие и понятные.

 

"Зенит-7", 1967-1971

-6

Аппарат высокого класса, имевший видоискатель, отображавший 84% площади кадра. Но по технологии был ненадежен — сняли с производства.

Литой «козырек» над пентопризмой, иные пропорции членения объемов по горизонтали. В результате модель стала выглядеть более современно. Внешне за счет диагонали в цифре и в окошке-воспринимается как что-то, что связано со скоростью.

(Любое нововведение требовало экономических затрат: нужно модернизировать поточную линию, технологию изготовления деталей, искать новый вид пластмассы.)

 

"Зенит-Д", 1967-1970

-7

Один из первых в мире с автоматической экспозицией. Элементы автоматики, которые в конце 1960-х были достаточно больших объемов, дизайнеры разместили по бокам от пентапризмы, визуально убрав с нее акцент. Получился модный в то время «кирпичик» — строгий, четкий, лаконичный. Пропорции стали более вытянутыми, вертикальными.

В оформлении этой модели видна схожесть с радиоаппаратурой, музыкальным проигрывателем.

 

"Зенит-Е"

-8

Классика зенита.

Эпохальный для нашей страны зеркальный фотоаппарат, доступный всем. Достаточно простой и в производстве и в освоении фотографом, достаточно качественный и точный для сложных фотографических работ, и прочный и долговечный, для которого 30 лет эксплуатации -- подчас не возраст. Конструкция фотоаппарата была простой и не требовала специальных навыков для ремонта.

Убрали из модели всё технически сложное, автоматическое — снова много крутилок, чтобы работало лучше и безотказнее.

Стало можно смотреть в окуляр всегда. (раньше, только когда нажимаешь кнопку — это называется зеркало постоянного визирования)

 

Выпуск первой серии был приурочен к XXIII съезду КПСС.

Количество выпущенных камер - 3334540 (самый массовый фотоаппарат завода). На первых выпусках название (логотип) камеры гравировалось, в последующих - наносилось краской.

"Зенит-TTL", 1977-1985

-9

повышение хладостойкости затвора до -30°C

«Зениты» были рассчитаны на широкий климатический пояс: территория Советского Союза была огромной, фотоаппарат должен был работать в условиях и экстремального холода, и жары. И конечно, производство на военном предприятии гарантировало их надежность и прочность. Некоторые элементы фотоаппарата делали из того же материала, который использовался при производстве ракет.

 

 

"Зенит-122", 1990-?,

-10

Внешние оболочки корпуса стали пластмассовыми

В честь 50-летия завода была выпущена партия в 300 штук юбилейных коллекционных фотоаппаратов.

Крутилки в более брутальном оформлении-ясность форм. Другой материал корпуса, но тактильные различия между уровнями коробки сохранились.

 

 

Зенит-16-полуавтомат

-11

Советская разработка. В ней впервые отказались от традиционного горизонтального членения камеры на три части. Вместо этого дизайнеры предложили «легообразную» схему. В результате не только улучшился внешний вид устройства, но и собирать и ремонтировать его стало удобнее из-за более простого доступа к механизмам.

 

"Зенит-Автомат"

-12

Автоматическая выдержка.

Универсальный разъём для объективов-можно даже иностранные.

 Зарубежные специалисты в пластическом решении фотоаппарата особенно отмечали пластмассовый «фартучек» — передний щиток, который закрывал выступающий объем камеры под объективом и соединенную с ним часть верхнего щитка. Взаимосвязь внешнего вида устройства и его конструкционных особенностей: две детали объединились таким образом, чтобы обеспечивать светозащиту, стабильность фокусных расстояний, удобство.

 

"Зенит-АМ", 1988-?,

-13

Эта модель превосходит "Зенит-Автомат" по таким характеристикам, как уровень шума, вибрация, точность работы затвора. Несколько изменен дизайн - появился выступ для охвата правой рукой.

 

Спасибо за прочтение!📸

 Подпишись на мой канал в телеграм!🎬

@nadiaxenovaartist