Освещая эту непростую и объемную тему, надо сразу оговориться, что процесс, о котором пойдет речь, был двухсторонним. Не только мы им, но и они - нам. Начиная с ХIX века мы с американцами дружили, они помогали нам модернизировать российский флот, сооружать первую железную дорогу Санкт-Петербург — Москва, налаживали телефонную связь в крупных городах России, оказывали техническую помощь при строительстве Днепрогэса и Магнитки...
А мы сполна "расплатились" своими мозгами.
В серии статей на эту тему (4 статьи) не буду касаться многочисленных примеров заимствования США наших идей и разработок. Таких, например, как использование технологии «стелс" при создании «невидимого самолета» SR-71, - технологии, предложенной советским физиком Петром Уфимцевым (1). Расскажу лишь об ученых, конструкторах и инженерах, которые не были предателями. Они любили Россию, но не приняли революцию и последовавшие затем массовые репрессии. Речь пойдет об эмигрантах довоенной, 1-й и 2-й, волны, которые, по сути, внесли решающий вклад в создание современной армии США.
Материал оказался настолько неожиданным, а вклад русских в "US army" настолько большим, что его придется изложить в 4 частях - с разбивкой по родам войск: Авиация (2 статьи), ВМФ, Ракетные войска.
Наибольший вклад русские конструкторы внесли в создание ВВС США, что признают и сами американцы. И первый в этом длинном списке - Игорь Сикорский.
1. Игорь Иванович Сикорский
Игорь Сикорский не принял революцию и эмигрировал в США. В 1923 году он основал там компанию «Sikorsky Aircraft Corporation», которая позже вошла в состав Lockheed Martin. За годы работы в США он разработал 17 базовых типов самолетов и 18 вертолетов. Совместно с ним трудились талантливые инженеры-эмигранты: Михаил и Сергей Глухаревы, Борис Лабенский, Николай Гладкевич, Александр Никольский и др.
Последний из названных - Александр Михайлович Никольский, 1902 года рождения, уроженец г. Курска, стал в США крупнейшим ученым в различных областях науки о вертолетах, состоял в числе советников президента США, военного и морского министерств, НАСА и других ведомств.
Среди самых популярных вертолётов "Sikorsky", важной составной части боевой мощи армии США, надо назвать следующие:
- Многоцелевой вертолет Sikorsky Н-19 (выпускался с 1949 года, всего выпущено 1102).
- Противолодочный боевой вертолет Sikorsky Н-34, с 1954 года - 2108.
- Транспортный вертолёт Sikorsky SH-3 Sia King c 1959 года - 1500, используется в качестве официальных вертолетов президентов США.
- До настоящего времени в Корпусе морской пехоты США состоит на вооружении и эксплуатируется тяжелый транспортный вертолет Sikorsky CH-53E Super Stallion. На вооружении - с 1966 года, всего выпущено около 500.
- Ну и, конечно, это - Sikorsky UH - 60 Black Hawk - "Черные ястребы", которые участвовали в боевых действиях практически во всех военных конфликтах с участием США. На вооружении - с 1979 года, выпущено около 2600.
И.И. Сикорский - не единственный наш соотечественник, ставший создателем американской военной авиации.
Первый вертолёт, поступивший на службу американских ВВС был сконструирован не Сикорским, а другим русским авиаконструктором, эмигрировавшим в Америку в 1918 году. Его имя - Георгий Александрович Ботезат. Он еще в 1922 году создал в Америке четырёхвинтовой вертолёт, на котором было совершено около сотни успешных полетов. Однако военное ведомство воздержалось от дальнейшего финансирования работ по вертолетам, считая их серийное производство преждевременным.
Назову еще несколько имен. И сразу оговорюсь, что список этот - не полный.
2. Михаил Михайлович Струков
Михаил Струков был офицером Русской императорской армии, участником Первой мировой войны, награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. В годы гражданской войны воевал в Белой армии. После поражения эмигрировал в Китай, а оттуда в США. Авиационным конструированием он занялся только в 1943 году, когда армии США потребовались десантно-транспортные планеры. Такой планер CG-18 создала фирма «Чейз Эйркрафт Кампани», президентом и главным конструктором которой был Михаил Струков, а его заместителем - талантливый авиаконструктор из России Михаил Григорашвили (о нем - следующий рассказ).
После Второй мировой войны фирма Михаила Струкова перебралась из Нью-Йорка в Трентон (штат Нью-Джерси). Там с ним вместе работали несколько наших эмигрантов и «перемещенных лиц» из Европы, которые впоследствии внесли весомый вклад в создание аэрокосмической отрасли США (2).
В Трентоне Михаил Струков создал на базе упомянутого планера - свое главное детище транспортный самолет С-123 («Провайдер»). Вначале, путем установки на планер двух двигателей и других конструктивных изменений, представили ВВС США военно-транспортный самолет С-122, принятый в 1949 году на вооружение. Затем по заказу военного ведомства об увеличении грузоподъемности вдвое - сконструировали самолет С-123.
Этот надежный военно-транспортный самолет имел множество модификаций, стал «рабочей лошадкой» американских ВВС. Он также состоял на вооружении ВВС Саудовской Аравии, Южного Вьетнама, Венесуэлы и Таиланда. Широко использовался во время войны во Вьетнаме, а также в Таиланде, Камбодже, Южной Корее и др.
3. Григорашвили Михаил Леонтьевич (Майкл Грегор)
Эмигрировав в Америку, Михаил Григорашвили с 1921 года работал конструктором на авиационных заводах и фирмах «Гэллендет Эркрафт», "Дейтон-Райт", "Кертис-Райт". В последней из них занимался, в основном, конструированием скоростных боевых самолётов.
В 1928 году Григорашвили стал одним из основателей и главным конструктором авиационной фирмы «Бед Эркрафт", а в 1932 году принял предложение своего коллеги из России - летчика и инженера А.Н. Прокофьева-Северского (о нем - в следующей статье) и стал заместителем главного конструктора фирмы "Северский Эркрафт".
Григорашвили принял участие в разработке самолетов "SEV-1", "SEV-2", "SEV-3", но отношения с Прокофьевым-Северским не сложились, и Григорашвили в 1934 году основал свою собственную фирму "Грегор Эркрафт". Потом он перебрался с семьей в Канаду, где в конце 1938 года сумел реализовать проект своего истребителя-бомбардировщика "Кар энд Фаундри FDB-1" (в серию не пошел).
В 1944 году Струков пригласил Григорашвили главным конструктором в фирму «Чейз Эркрафт», занимавшуюся проектированием десантно-транспортных планеров и самолётов. В 1946 году они заключили контракт с ВВС США на постройку самого большого военно-транспортного планера США XCG-20 (XG-20). В нем размещались до 67 десантников, либо боевая техника - практически все виды, кроме танков. После установки на планере двигателей он превратился в транспортный самолёт С-123 "Провайдер", о котором уже сказано.
Компании Струкова и Григорашвили окончательно разделились в 1953 году.
(продолжение следует)
(1) Это было в 60-е годы прошлого века. А в 90-е годы в создании тяжелого малозаметного стратегического бомбардировщика Northrop B-2 Spirit поучаствовал уже сам Петр Уфимцев, эмигрировавший в США в 1990 г.
(2) Среди таковых называют В. Серединского, А. Анчурина, П. Протасова и др.
Другие статьи ЗДЕСЬ.