Европейская промышленность страдает от двойной угрозы - высоких цен на энергоносители и Закона о снижении инфляции (IRA) президента США Джо Байдена, который, по сути, подкупает европейские "зеленые" отрасли промышленности для миграции в США. Находятся ли промышленные очаги Европы в опасности погружения в упадок?
Переживет ли Германия травму, которую пережила Великобритания, закрыв свои заводы, вынудив высококвалифицированную промышленную рабочую силу соглашаться на низкоквалифицированную, низкопроизводительную и низкооплачиваемую работу?
Угроза вновь бушует в коридорах власти в Европе. Канцлер Германии Олаф Шольц быстро понял это и предложил новый Европейский инвестиционный фонд, который предложил бы государственную помощь европейским компаниям, рассматривающим возможность эмиграции с целью получения субсидий из США. Однако, учитывая то, как медленно движется Европа, особенно когда речь идет о выпуске общего долга для финансирования чего-либо, сомнительно, что субсидии ЕС компенсируют субсидии США своевременно и пропорционально.
Автомобильная промышленность Германии является хорошим примером того, что поставлено на карту. Автопроизводители дважды пострадали от возвращения инфляции: постоянное повышение цен на топливо действует как сдерживающий фактор для покупателей и производственных затрат. Учитывая, что большая часть промышленности Германии основана на автомобильном секторе, комментаторы начали беспокоиться о деиндустриализации страны. Их беспокойство оправдано, но их анализ не затрагивает важнейшего вопроса.
Быстро перейдя на производство электромобилей с использованием все большего количества возобновляемой энергии, немецкие автопроизводители уже продемонстрировали способность решать проблемы "зеленого" перехода и растущей стоимости ископаемого топлива. Если они также получат некоторую государственную помощь, либо от правительства Германии, либо от ЕС, то в будущем они, вероятно, продолжат производить в Германии столько же автомобилей, сколько и в прошлом.
Но хотя страх перед деиндустриализацией преувеличен, существует вполне обоснованное беспокойство Германии - и, соответственно, Европы - о том, что весь континент окажется позади США и Китая. Переход на электромобили, ускоренный инфляцией цен на энергоносители, сокращает власть европейского капитала. В частности, по сравнению со своими американскими и китайскими коллегами, европейские капиталисты сильно отстают в гонке по накоплению и извлечению выгоды из того, что я называю цифровым облачным капиталом.
Рассмотрим, в чем заключается основная сила немецкого капитала: точное машиностроение и электротехника. Немецкие автопроизводители, в частности, разбогатели благодаря прибыли от производства высококачественных двигателей внутреннего сгорания и всех компонентов (коробки передач, мосты, дифференциалы и т.д.), необходимых для передачи мощности от таких двигателей к колесам автомобиля. Но электромобили механически намного проще. Большая часть их добавленной стоимости исходит от искусственного интеллекта и интеллектуального программного обеспечения, которое соединяет автомобиль с цифровым облаком - тем самым цифровым облаком, в которое немецкие капиталисты пренебрегали инвестициями в течение последних десятилетий.
Поэтому даже если государственная помощь ЕС поможет убедить Volkswagen, Mercedes-Benz и BMW производить свои электромобили в Европе, а не мигрировать в Америку, чтобы воспользоваться субсидиями IRA, производство автомобилей в Германии и Европе уже никогда не будет таким прибыльным, как раньше. Все больше и больше ожидаемой прибыли от электромобилей будет поступать не от продажи фактического оборудования, а от приложений, продаваемых их владельцам (нынешним и будущим) - так же, как Apple получает прибыль от "сторонних разработчиков", производящих приложения для iPhone, продаваемых через AppleStore. Если добавить к этому ценность данных, полученных в результате движения автомобилей и загруженных в цифровое облако, нетрудно понять, почему капитал цифрового облака уже превышает капитал наземного богатства Европы.
Нечто подобное относится и к энергетическому сектору. Как только пандемия утихла и цены на энергоносители выросли, большие нефтяные и газовые компании начали действовать. Индустрия ископаемого топлива немного отскочила назад, как это произошло в Великобритании во время наполеоновских войн, когда рост цен на кукурузу, вызванный нарушением ее импорта, принес выгоду британским феодалам. Но второй шанс длится недолго. В 1820-х годах капиталистическая прибыль опередила краткосрочное возрождение феодализма. Сегодня постпандемическая волна инфляции уже распространяет действие цифрового облачного капитала на энергетический сектор.
Ископаемое топливо является достоянием нечестивого союза феодальных контрактов и земного капитала: Эта отрасль опирается на лицензии на бурение на конкретных участках земли или океана, за которые правительства и частные владельцы получают анахроничную ренту. Отрасль также полагается на анахроничные капитальные активы, включая нефтяные вышки, танкеры, трубопроводы и плавучие регазификационные установки, чтобы поставлять ископаемое топливо на крупные, высококонцентрированные, вертикально интегрированные (или сверху вниз) электростанции, которые и эстетически, и экономически напоминают фабрики девятнадцатого века - "темные злые мельницы" Уильяма Блейка.
С другой стороны, возобновляемые источники энергии лучше всего развивать децентрализованно, используя солнечные батареи, ветряные турбины, тепловые насосы, геотермальные установки, устройства, работающие на волнах, и т.д. Требуя минимальной аренды, их производительность зависит от интеллектуальных сетей, основанных на сложном программном обеспечении и искусственном интеллекте.
Одним словом, "зеленая" энергетика требует цифрового облачного капитала, как и индустрия электромобилей. И я повторяю, даже если субсидии ЕС обеспечат массовое производство европейской промышленностью солнечных панелей, ветряных турбин и "зеленого" оборудования в целом, Европа не будет иметь доступа к самой прибыльной части цепочки создания стоимости: цифровому облачному капиталу, с помощью которого работают "зеленые" энергосети.
Даже если возвращение инфляции не приведет к деиндустриализации Европы, оно заставит европейскую промышленность перейти на такие методы производства, которые будут в гораздо большей степени опираться на цифровой облачный капитал, которого Европе не хватает. С практической точки зрения, если Германия не сможет получить достаточную прибыль от капитала цифрового облака или аренды цифрового облака, то ее профицит сократится - как и европейская экономика, которая от него зависит.