Первые романтические отношения — это важный этап в жизни ребёнка. Так он учится расставлять личные границы и понимает, какие люди его привлекают. Родители могут как поддерживать начинание и способствовать более частому общению подростков, так и препятствовать встречам и ставить запреты. Мы поговорили с девушкой, родители которой не принимали её партнёра, и спросили мнение по теме у практикующего психолога.
История Вики
Знакомство
Когда мне было 16, я познакомилась с парнем в торговом центре. Мы начали активно переписываться и ходить на свидания. Он, как и я, учился в школе, но в Англии. Сразу стало понятно, что это будут отношения на расстоянии. Мы постоянно общались в мессенджерах, и он приезжал в Москву стабильно раз в несколько месяцев — на пару недель.
Наши встречи были странными: было тяжело уговорить погулять в центре, а если мы ездили в незапланированное место, он постоянно нервничал и просил нас переместиться. Его родители были настолько строгими, что он не мог уйти из дома с выключенной геолокацией. За время встреч ему могла несколько раз позвонить мама, чтобы спросить, когда он поедет домой. Когда мы гуляли, он им часто врал, что гуляет с друзьями, которые нравились его родителям. Стоило ему выключить геолокацию, его телефон разрывался от звонков с вопросами, зачем он это сделал и с кем находится. Я много раз предлагала нам познакомиться, но парень постоянно отказывался от этой идеи.
Реакция его родителей
Однажды подруга рассказала мне, что родители моего парня меня ненавидят. Они считали, что я мешаю его учёбе, так как из-за меня он постоянно сидит в телефоне. Более того, я, по их словам, не подходила ему, потому что я не из такой богатой семьи, как он. Когда я начала разговор с парнем об этом, он подтвердил слова моей подруги и признался, что всё это время скрывал, что его родители были против наших отношений.
Апогеем стало то, что родители начали говорить ему, что я разрушила их семью и испортила его, как человека. Что я не пара для него, потому что я из плохой семьи и не подхожу по статусу. Он — перспективный, молодой, с зарубежным образованием, а я кто такая? Позже отец даже начал шантажировать его обучением в Англии и сказал, что если он продолжит встречаться со мной, то родители перестанут оплачивать его школу и он вернётся в Россию.
Комментарий психолога:
Главное — создать такие взаимоотношения с ребёнком, чтобы он не боялся привести друга или партнёра домой. Важно понимать, из какой семьи подросток, с какими тенденциями он создаёт отношения с вашим ребёнком. Это необходимо, потому что партнёр вашего ребёнка может происходить из маргинальной семьи, иметь тяжёлое прошлое, но относиться к вашему ребёнку исключительно с добротой и поддержкой. Обратите внимание на то, что детям нравится друг в друге и что они могут дать друг другу. Какую бы позицию родитель ни высказывал относительно партнёра ребёнка, он не будет услышан, если отношение имеет личную оценку. Если маме с папой очень нравится ухажёр дочери, ей может быть противно. Если ей нравится тот, кто не нравится родителям, она может встречаться с ним тайно.
Обсуждайте отношения и окружение ребёнка так, чтобы он сам пришёл к выводам. Помогите ему проанализировать, что с ним происходит в отношениях и как он себя чувствует. Даже если вы видите, что ребёнку плохо, главное — дать ему увидеть это самому и не давить.
Не нужно воспринимать каждый выбор ребёнка, как фатальный. Пусть ребёнок ошибётся с выбором партнёра, но узнает, какие люди ему нравятся и что ему важно в близких. Подростковый период — это как раз время наблюдать, может ли ваш ребёнок выстраивать здоровые отношения.
Родителям почти при любых условиях кажется, что новые отношения негативно влияют на ребёнка. Это связано с тем, что он начинает больше внимания уделять симпатии, а не вам или урокам. Стоит отличать проявления ревности от того, чем действительно занимается ребёнок.
Если вашего ребёнка не одобряют родители партнёра, и подросток демонстрирует угнетённое состояние и слёзы, то возникает вопрос, насколько серьёзно ребёнок переживает об этом. Важно поддержать его, разобрать ситуацию и объяснить, что так бывает и невозможно нравиться всем. Можно совместно проанализировать ситуацию, чтобы понять, почему происходит конфликт. Если вам нравится выбор ребёнка и кажется, что ничего дурного не происходит, а родители партнёра чрезмерно критичны и унижают вашего ребёнка, потому что просто хотят, чтобы их ребёнок ни с кем не встречался, попробуйте предложить детям поговорить с родителями партнёра, чтобы прояснить ситуацию. Не менять, не настаивать, а именно прояснить, что вызвало отторжение.
Реакция родителей Вики
Мой парень был знаком с моей мамой. Я считала, что их знакомство хорошо скажется на наших отношениях, поэтому сама организовала встречу. Общались они довольно нейтрально. Мой папа спокойно относился к истории, потому что знал, как его родители относятся ко мне. Он никогда не давил на меня и не запрещал общаться с парнем, но постоянно говорил, что ему не нравится эта ситуация.Мой парень был знаком с моей мамой. Я считала, что их знакомство хорошо скажется на наших отношениях, поэтому сама организовала встречу. Общались они довольно нейтрально. Мой папа спокойно относился к истории, потому что знал, как его родители относятся ко мне. Он никогда не давил на меня и не запрещал общаться с парнем, но постоянно говорил, что ему не нравится эта ситуация.
Комментарий психолога:
На мой взгляд, родителям не нужно специально инициировать встречи для знакомства с друзьями или партнёрами детей. Создайте такую платформу, чтобы ребёнку было комфортно привести своих близких людей. Задайте личные границы: например, в какое время ребёнок может привести друга, а когда это делать не стоит.
Также соблюдайте личные границы ребёнка: покажите, что если с ребёнком пришёл друг или партнёр, вы не будете назойливы, навязчивы. Что вы доверите это время ребёнку и партнёру, и если вы посчитаете, что пора прощаться, то договоритесь об этом через сообщения. Так вы покажете, что вы уважаете ребёнка как личность. И пространство для знакомства станет безопасным.
Потом уже можно предложить познакомиться. Например, отвести детей на развлечения или пригласить поучаствовать в семейном ужине, ремонте. Ребёнок должен понимать, что если он выбирает окружение, то люди, которых он приближает к себе, могут включаться в эту жизнь. Кроме того, в деятельности можно увидеть, как человек проявляет себя. Ребёнок потом сможет проанализировать то, что партнёр потом скажет ему про прошедший вечер и про его семью.
Расставание и эпилог
Первое время парень защищал меня и пытался противостоять своим родителям, но когда мы поняли, что это бессмысленно, то продолжили встречаться втайне от его семьи. В итоге он встал на их сторону и сказал, что я худшее, что с ним случалось.
После этой истории я поняла, что мне важно, чтобы родители партнёра хорошо относились ко мне и наоборот. Сейчас у меня так и происходит.
Комментарий психолога:
Если ребёнок не рассказывает вам про своего партнёра, то возникает вопрос, какие отношения вы создаёте изначально. Если вы догадываетесь, что у ребёнка есть партнёр, можно предложить поговорить на тему взаимоотношений и дать понять, что вы в любом случае поддержите его. Попробуйте понять, почему он вам не рассказывает о партнёре: потому что не умеет, не считает нужным или знает, что вы не примете его выбор?
Родителю необходимо вмешаться, когда ребёнок чаще в отношениях несчастен. Когда отношениям он уделяет больше времени, чем всему остальному. Когда вы предполагаете, что он может быть в созависимых отношениях. Например, после письма от возлюбленного ребёнок несказанно счастлив, а когда они с партнёром не взаимодействуют, то он становится апатичным и печальным. Или когда партнёр ребёнка говорит ему, например, не носить чёрный цвет, и ребёнок этому следует. Родителю необходимо помочь ребёнку выработать конструктивные копинг-стратегии и избежать ситуации, при которой его выбирают и он делает всё для своего партнёра.