Найти тему
11 ЭКЮ

Жиль де Рэ. Работа мечты и новые персонажи

Вот уже более двух десятков серий нашей саги вышло про Жиля де Рэ - человека-роман, человека-эпоху. О нем нам рассказывает лингвист и исследователь Средневековья Зои Лионидас.

- Зои, ну мы все с содроганием наблюдаем, как несметные богатства транжирит наш герой. Что там с ним, осталось ещё что-то на депозите?

- Жиль возвратился, наконец, домой, но и в тиши сонной бретонской провинции ему было куда потратить деньги. Начнем с того, что в каждом из многочисленных замков нашего героя насчитывалось по нескольку сотен одной только мужской прислуги – конюхов, поваров, лакеев, сокольничих и псарей, ничуть не менее было и женщин – прачек, белошвеек, горничных и т.д., ничуть не менее было также детей – поварят, пастушков, подручных в многочисленных службах; если верить подсчетам современных исследователей, в каждом замке прислуги насчитывалось не менее трех тысяч человек, и это не считая свиты самих хозяина и хозяйки и также замкового гарнизона (не забудем, что каждый замок продолжал оставаться крепостью, опорным пунктом для защиты и нападения).

А если вспомнить, что замков этих было не один и не два, содержание этой, с позволения сказать, своры, которой требовалось платить жалование и ежедневно кормить, да еще и одевать за хозяйский счет, выливалось в очень немаленькие суммы. Более того, наш герой, как обычно, желавший постоянного восхищения своей персоной, требовал, чтобы его слуги имели не менее 120 комплектов сменной одежды, причем шили ее (само собой, за господский счет) из дорогого сукна, также лакеи, служанки и слуги вдоволь могли угощаться мясом, запивая его горячим вином с медом и пряностями – гипокрасом, которое по недовольному выражению Рене де ла Сюза «лили как воду».

- Куда высылать резюме, чтобы устроиться к нему на работу?

- Не обязательно на работу к нему, хлебосольный хозяин готов был принять у себя едва ли не любого, желавшего угоститься от его щедрот, доводя евангельскую заповедь о благотворительности до предела окончательной нелепости, так что бывало, после нашествия очередных голодных гостей (а недостатка в них, как вы понимаете, не наблюдалось), самому хозяину сложно было устроить себе ужин.

- Диктуйте адрес. Отправляемся в путь.

- Остановимся пока на этом. Давайте познакомимся с теми, кто окружал барона в последние годы его жизни, причем многие из этого списка будут в той или иной мере запятнаны в преступлениях,  в которых буду обвинять барона.

- На сцену приглашается...

- Первой следует назвать его жену – Катерину де Туар. Надо сказать, что видимо, за годы, прошедшие с момента заключениях их весьма романтичного брака,  супруги, по-видимому, охладели друг к другу.

-2

Баронесса в 1434 году, вслед за тем как наш герой уже окончательно осядет дома, выезжая только в Орлеан или урывками в Бурж, ко двору Карла VII, окончательно уйдет от супруга, захватив с собой малолетнюю дочь. Впрочем, ни в эти годы, ни позднее, покуда будет жива, баронесса не проронит ни единого слова касательно своего супруга – живого, а позднее, казненного. Не увидим мы ее также и на процессе Жиля, который наделает немало шума.

Есть предположение, будто вместе с дочерью она будет присутствовать во время казни и распорядиться о захоронении тела  Жиля де Рэ. Однако, это остается на уровне предположений, т.к. документы времени глухо упоминают, что это сделали некие «благородные дамы и девицы». Кто именно – остается только гадать.

Что произошло, досконально неизвестно до сих пор. Если барон в самом деле был виновен в тех злодеяниях, в которых его  позднее обвинит церковный суд, возможно, Катерина де Туар предпочла отдалиться от него, чтобы уберечь маленькую Марию от зрелища убийств и бесконечных пьяный оргий. Если наоборот, все обвинения были вымышлены от начала до конца, можно предположить, что Жиль и Катерина попросту охладели друг к другу и предпочли разъехаться, как было в обычае у множества знатных пар. Так или иначе, Катерина с дочерью перебрались в замок Пузож. Барон их не удерживал, и видимо, в скором времени вычеркнул из памяти, т.к. неизвестно, чтобы он хотя бы раз посетил жену и дочь. Этому событию, впрочем, предшествовала весьма серьезная размолвка – в скором времени мы о ней поговорим.

- Но не только жена....Кто ещё?

- Рене де ла Сюз, младший брат Жиля, появлялся у него в гостях от случая к случаю. Знал ли он, что твориться в задних комнатах замков Тиффож, Машкуль и Шамптосе – неизвестно, сам он, как несложно догадаться, клялся и божился, что ничего не подозревал, и лишь попрекал брата чрезмерным транжирством, из-за чего окончательно с ним рассорился. Правды мы, как водится, вряд ли узнаем.

Некий портрет якобы средневекового мужчины
Некий портрет якобы средневекового мужчины

Жиль и Мишель де Силье были соответственно,  сыном и внуком второй супруги покойного дедушки нашего героя – Жана де Краона. Оба, по-видимому, бежали от англичан около 1432 года, потеряв все свое скромное состояние, и нашли себе приют под гостеприимным кровом барона де Рэ. Чем эти двое разоренных дворян настолько ему приглянулись – остается только гадать, однако, Жиль проникся в ним настолько теплыми чувствами, что сделал младшего из них капитаном (т.е. комендантом) одного из своих замков.

Впрочем, на своем новом посту Мишель де Силье оставался недолго, т.к. сопровождая нашего барона во время его воинской карьеры, при осаде Ланьи он оказался в плену у англичан, и был вынужден изыскивать средства для выкупа. Неизвестно в точности, помогал ли ему в этом барон де Рэ (сам он позднее будет уверять, что да, правда, использует для этого, скажем так, довольно своеобразный способ). Но об этом позднее.

Жиль де Силье имел священнический сан, однако, это не помешает ему принимать деятельное участие в «забавах» барона де Рэ и за несколько дней до ареста этого последнего благополучно улизнуть, чтобы тихо дожить свой век, не выезжая из собственных владений (которые будут ему возвращены, когда англичане окончательно проиграют эту войну).

-4

- Надо где-то записывать, чтобы не запутаться в новых персонажах. Есть ещё?

- Роже де Бриквилль, еще один разорившийся дворянин, нашедший себе покровителя в лице нашего героя. Этому юноше было на то время не более шестнадцати лет, однако, он отличался пронырливым умом и немалой изворотливостью. Неизвестно, чем он сумел настолько очаровать своего хозяина, что тот пожелал выдать за него свою малолетнюю дочь. То, что речь шла об откровенном мезальянсе, барона ничуть не смутило. Позднее он сам будет уверять, что давая согласие, он был пьян и попросту не понимал, что творит. Так это или нет, не известно, к счастью, этот безумный план никогда не был реализован, но, как было уже сказано, стал возможно, последней каплей для баронессы Катерины, которая попросту не пожелала более делить кров с подобным непредсказуемым супругом. Бриквилль также обладал отменным нюхом касательно опасности. За несколько дней до суда он сумеет бежать, но слава детоубийцы будут преследовать его всю жизнь, и несмотря на официальное прощение короля, он до последних дней будет клясться и божиться, что ничего не знал, а когда понял, что происходит, немедля бежал прочь. Вериться с трудом, но пусть каждый решает для себя.

- Все великородные окружали Жиля?

- Были и слуги. Этьен Корилльо, по непонятной причине прозванный Пуату (хотя был уроженцем отнюдь не Пуату, но Пузожа), паж и позднее слуга при особе Жиля де Рэ, посвященный во все его тайны. Позднее вместе со своим хозяином он взойдет на эшафот. Документы процесса рисуют нам человека трусоватого, и легко внушаемого, который, попав в порочный круг, попросту не имел сил из него вырваться. Если верить показаниям самого Пуату, он изначально стал одной из жертв извращенных прихотей барона, а затем, спасенный от неминуемой смерти Жилем де Силье, который разглядел в нем отличного исполнителя для щекотливых поручений, стал правой рукой на службе барона.

Анрие Гриар, постельничий, который также будет казнен вместе со своим господином, также будет уверять на суде, что изначально не знал и не понимал, почему исчезают в никуда юные пажи и певчие, которых он сам нанимал на службу, пока наконец, барон не заставит его присягнуть на св. мощах о полном сохранении тайны… и бедняга наконец поймет в какую ловушку попал. Впрочем, Анрие как и его собрат по несчастью, также по каким-то своим соображениям, продолжит службу и станет свидетелем всего происходящего, до самого последнего дня. И продолжению следовать.

Продолжение следует, а пока следует напомнить нашим читателям, что все части нашего рассказа можно найти здесь, а ещё не забудьте поставить лайк, ну а если не подписались, то самое время.