Найти в Дзене
Новый очаг

Единственная любовь Леонида Гайдая

Оглавление

Он не был идеальным мужем: не следил за машиной, не гулял с ребёнком, заглядывался на молодых девушек, выбирая очередную актрису в свой фильм. Но жизни без жены не представлял – и даже умер у неё на руках. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Леонида Гайдая.

    Единственная любовь Леонида Гайдая
Единственная любовь Леонида Гайдая

Жизнь Леонида Гайдая прошла без громких скандалов и романов с актрисами. Он влюбился один раз, еще будучи студентом, и смог убедить избранницу выйти за него замуж. И пусть он ни разу не снял ее в главной роли, сомнений в том, кто является музой великого режиссера, нет ни у кого.

Содержание статьи

  1. Фронтовик
  2. Из провинции — в Москву
  3. Народные комедии
  4. На вторых ролях
  5. Старая рана

Фронтовик

   Иван Васильевич меняет профессию (1973)
Иван Васильевич меняет профессию (1973)

Будущий король комедии родился на Дальнем Востоке, но ему не было еще и года, когда семья переехала в Иркутск. Здесь Леонид в 1941 году закончил школу, а уже через несколько дней попросился добровольцем на фронт. С первого раза парня не взяли из-за юного возраста. Тогда Гайдай отправился работать в Иркутский драмтеатр осветителем, где впервые осознал, чем хочет заниматься.

Но пока страна воевала, о карьере нечего было и думать. Через год Гайдай добился, чтобы его призвали — и был в бешенстве, когда узнал, что его часть едет глубоко в тыл, в Монголию. Когда военком набирал солдат в различные части, Гайдай на каждый вызов отвечал: «Я!». Офицер не выдержал и одернул молодого бойца: «Да подождите вы! Дайте огласить весь список!» Позднее эту фразу узнает вся страна.

«Запомнился эпизод: нас уже погрузили в теплушки, вечер… и вдруг слышу: «Леня!» Выглянул и увидел маму с узелочком. Как она меня нашла — уму непостижимо… Принесла свежеиспеченных пирожков…» — вспоминал Гайдай в письме брату Александру.

Его желание служить на настоящем фронте сбылось: вскоре Гайдая перевели в разведку, в самую гущу кровопролитных сражений. Через полтора года Леонид получил тяжелое ранение, подорвавшись на мине. Ему едва не отняли ногу — но Гайдай убедил хирурга, что этого делать нельзя, ведь после Победы он собирается стать артистом.

Из госпиталя он вышел только через полгода. Настала пора выбирать профессию.

Из провинции — в Москву

   Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)
Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)

В родной Иркутск он вернулся на костылях, но слово, данное военному хирургу, сдержал: сразу подал документы в театральную студию. По ее окончании, актера Гайдая с удовольствием принял на работу местный театр, но он вдруг забрал документы и поехал учиться дальше — в московский ВГИК. На этот раз — на режиссера. Гайдая приняли в мастерскую Г. Александрова. Здесь, в Москве, он не только получил профессию, которая станет делом его жизни. Среди его однокурсниц оказалась девушка, ставшая для Гайдая женой, подругой и музой в одном лице. Нина Гребешкова.

Поначалу она его ужасно стеснялась: все-таки восемь лет разницы в возрасте, у него за плечами фронт, а она — обычная студентка, пусть и с небольшим уже опытом в кино. Близкое знакомство началось, когда Гайдай пригласил Нину в свою студенческую постановку «Отец Горио». С другими артистами он репетировал днем, а Гребешковой назначал время на вечер — чтобы была возможность проводить девушку до дома. В одну из таких прогулок Леонид неожиданно для Нины произнес: «Ну что мы с тобой все ходим, ходим? Давай поженимся!» Она согласилась — и тем самым выбрала себе вечную роль жены режиссера.

Народные комедии

   Бриллиантовая рука (1968)
Бриллиантовая рука (1968)

Прежде чем снять всеми любимые комедии, Гайдай попробовал себя в совершенно ином жанре: его режиссерским дебютом был драматический фильм «Долгий путь». Картину заметил режиссер Михаил Ромм — и каким-то образом разглядел в ней юмористический талант Гайдая. Молодой режиссер прислушался к совету Ромма — и не прогадал. Правда, первая же снятая им комедия едва не стоила ему карьеры. Фильм «Жених с того света» категорически не пропустила цензура, а режиссеру запретили снимать новые картины. Чтобы как-то исправить ситуацию, Гайдай был вынужден пойти на сделку с совестью: снял идеологическую драму «Трижды воскресший», о которой не любил вспоминать до конца жизни.

Но своего он добился: режиссеру Гайдаю вновь разрешили взяться за работу. Очень быстро он доказал, что не зря — в 1961 году вышли его знаменитые короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», в которых сложилось легендарное трио Труса, Балбеса и Бывалого. Впоследствии это станет фирменным знаком Гайдая: все снимавшиеся у него актеры становились звездами первой величины. Кроме собственной жены.

На вторых ролях

   12 стульев (1971)
12 стульев (1971)

«Он был замечательным режиссером, прекрасным мужем и очень хорошим, чистым, светлым человеком. Но жить с Гайдаем было нелегко», — честно признавалась Гребешкова много лет спустя. Режиссер жил от съемок до съемок, а в перерывах закрывался в своем домашнем кабинете и подолгу работал со сценариями. Не могло быть и речи о том, чтобы попросить его погулять с ребенком или сделать что-то по хозяйству. Даже ремонтом их машины Гребешкова занималась сама.

Однажды, безуспешно пытаясь найти актрису на роль Нины в «Кавказской пленнице», Гайдай высмотрел на танцах красивую девушку и заявил жене — мол, посмотри, какая красавица! Даже не подумал, что Нину это может задеть. Но Гребешкова привыкла: сама подошла к девушке, предложила ей роль, но та оказалась балериной.

   Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)

Снимать жену в эпизодах своих комедий он начал почти случайно: перед съемками «Кавказской пленницы» у Гайдая открылась язва и стало ясно, что питаться ему нужно по особой диете. Нина взяла с собой их дочку Оксану и отправилась на съемочную площадку. Режиссер работал, а она готовила ему котлетки на пару, пока кто-то не предложил снять ее в роли второго врача — раз уж все равно приехала.

Работа Гребешковой-актрисы Гайдаю понравилась, и практически во всех его следующих картинах жена появлялась в эпизодах. Уже перед смертью, в больнице он с грустью признался Нине, что очень виноват: не снял ни одного фильма специально под нее.

Старая рана

   Не может быть! (1975)
Не может быть! (1975)

Гайдай не любил официальных регалий, и даже когда стал народным артистом СССР просил представлять его просто: режиссер. Никогда не давал интервью — считал, что все и так сказано в его фильмах. И за всю жизнь так и не посчитал нужным как следует залечить фронтовое ранение.

Рана периодически открывалась, но Гайдай не придавал этому значения. И продолжал снимать свои комедии — хотя после каждой обещал завязать и снять серьезный фильм.

«Снимать комедию для меня — это вредная привычка. Вроде курения», — смеялся он.

Но скоро обе плохие привычки сыграли с ним злую шутку. В начале 90-х, сняв свой последний фильм «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди», Гайдай понял, что его стране сейчас не до смеха. И стал отказываться от всех сценариев.

А в 70 лет попал в больницу: к незаживающей ране на ноге прибавились проблемы с дыхательными путями из-за постоянного курения. Нина Гребешкова была рядом дни и ночи — у нее на руках он и умер. Режиссер похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.