Деревня Назия. Канал Императора Петра I. Таково авторское название Прокудина-Горского, сделавшего этот снимок в 1909 году.
По факту это, конечно, речка Назия, а не канал, а вид – от канала. Кадр сделан от Петровского канала в районе Назии, близ Старой Ладоги c подъемного деревянного моста, по которому проходил Архангельский тракт. И самого канала в кадре нет, река снята против течения. Исходя из довоенных карт, которые мы подсмотрели на форуме, посвященном наследию Прокудина-Горского, на ближнем плане именно Нижняя Назия. Село разделяется на верхнюю и нижнюю Назию. Верхняя расположена по речке Назии, а Нижняя - на дамбе канала.
Вот наш снимок 2020 года, снятый, наоборот в направлении канала.
В левой части снимка Мастера, если многократно увеличить, над крышами домов виден шпиль колокольни Покровской церкви в деревне Верхняя Назия. На среднем плане – склад лесоматериалов, которые сплавлялись по реке, мы видели подобный, современный. Но в современном пейзаже нет деталей, за которые можно было бы зацепиться. Дома не сохранились. В районе реки Назия проходила линия фронта во время Великой Отечественной и многие деревни сгорели.
Снимок входит в контрольный альбом Прокудина-Горского «Мариинский водный путь». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США, номер по каталогу 0892. Реставрация выполнена Сергеем Прохоровым. Черно-белый оттиск на странице альбома прилагаем.
К сожалению, мы не нашли в сети описание этого верстового столба, который сфотографировали в тех местах. Но помним, что здесь проходил Архангельский тракт. Обычный бетонный столб, крашеный и с орлом в навершие. Не встречали сведений, ставили ли верстовые столбы при строительстве каналов в «те» времена. Вполне возможно, что и новодел. Но смотрится!
В самой Назии есть улица Староладожский канал. А на улице нет асфальта, брусчатка, покрытая слоем земли и дорожной пыли. Кажется, еще оставшаяся со времен строительства тут канала. Местные автолюбители чертыхаются, но едут, и дачники сюда едут, уж больно рыбалка в этих местах хорошая.
Если вдруг вы что-нибудь знаете о верстовых столбах вдоль ладожских каналов, огромная просьба, напишите нам, расскажите, пожалуйста, hello@dogrurik.ru.
Канал, соединяющий Неву и Волхов, создан в ХVIII веке по береговой линии Ладожского озера длиной более 110 км (104 версты, если не ошибаемся, то ли 111, то ли 117 км, пересчитайте для точности). В те годы это было самое что ни наесть передовое гидросооружение в Европе. Сейчас канал зарос травой и камышом, почти как речка Назия, он сильно загрязнен и не пригоден для судоходства, но по-прежнему остается интересным объектом для краеведов и историков.
LIVE с поездки 1-го августа 2020 года (простите за качество):
На параллельном Новоладожском канале в отличие от своего предшественника не столь печальная обстановка – не зарос и не зацвел. Канал до сих пор входит в состав Волго-Балтийского водного пути и открыт для маломерных судов с небольшой осадкой.
Грозную Ладогу ведь не зря называют морем. При Петре I третья часть всех судов на ней погибала, и смириться с этим царь-реформатор не мог. В то время желание торговать с Европой по Балтике требовало c одной стороны расширения путей сообщения, особенно водных, с другой – обеспечения безопасности ценных грузов.
Строительство Ладожского канала началось в 1719 году. Уже после он стал называться с приставкой «старо». В указе от 18 ноября 1718 года Петра I сказано: «какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…».
Обходной путь, соединяющий Волхов и Неву, был призван решить проблему. Длина канала по проекту составляла 111 километров. Первоначально строился без шлюзов, шириной по воде 21,3 м и глубиной 2,1 м, ниже уровня озера. О шлюзах отдельно. Забавный просчет строителей обернулся для потомков одной из самых любимых и посещаемых достопримечательностей в Шлиссельбурге и в Новой Ладоге.
А 22-го мая 1719 года Петр лично открыл строительство, наполнив три раза тачку землею и отвезя ее в сторону. Та лопата царя теперь хранится в домике Петра I, в селе Дубно.
Говорят, на начальном этапе строительство сильно затянулось в связи с небрежным ведением дел компанией подрядчиков и руководителя работ Григория Скорнякова-Писарева. Осенью 1723 года Петр проинспектировал работы, после чего приказал арестовать главного и нескольких мастеров-немцев. А строительство канала взяло на себя государство. Уже летом 1725 года на него были привлечены 7 тысяч наемных рабочих и 18 тысяч рекрутов из регулярной армии. Благо, Северная война к тому моменту была закончена и армию стало возможным привлекать к хозяйственным нуждам. Впрочем, строительство каналов в России во все времена шло одинаково тяжело.
И тогда, в XVIII веке рабочих косили болезни, умерших закапывали тут же, поставив над могилой простой крест. Очень скоро местность по побережью Ладоги превратилась в один большой погост. Ехать на «стройку века» работный люд отказывался, говорили, место не чисто, и для поднятия духа решительный Миних, поставленный руководить строительством и фактически достроивший канал, приказал срубить кресты и сравнять могилы с землей, чтобы ничто не напоминало о прошлых бедах. А хитроумный Петр повелел устроить повсеместно кабаки. Так, рабочий люд заметно повеселел и с задором вновь взялся за прокладку водного пути, а зарплаты рабочих, оставленные в питейных заведениях во вне рабочее время, стали снова поступать в государственную казну. Хитро?
Достраивали канал уже в царствование Анны Иоанновны. Надо сказать, он долго служил России, 200 лет по нему ходили суда.
Если быть точными: 22 октября 1730 года под руководством генерала Миниха строительство было закончено, и 19 марта (30 – по новому стилю) 1731 года объявили о навигации.
Оставайтесь с нами! С нами интересно!
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас