Найти тему
1-LiNE

ТЕАТР ДОЛЖЕН СТАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА ВНУТРИ И СНАРУЖИ

Оглавление

Внутри – произведением оперы и балета. Снаружи – произведением архитектуры.

Новости «1-LiNE» рассказывали, что на пресс-конференции были подведены итоги первого этапа открытого конкурса на концепцию реконструкции здания Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского и площади перед ним. Открытый международный конкурс проводится при финансовой поддержке компании «Норникель».

-2

Поддержка проектов развития в регионах производственной деятельности – важная часть корпоративной политики, подчеркнул заместитель руководителя красноярского представительства «Норникеля» Игорь Астапов:

«В том числе это проекты в сфере культуры и искусства. Так, в прошлом году мы направили 210 млн рублей на приобретение новых инструментов для Красноярского симфонического оркестра краевой филармонии, а в этом году 57 млн рублей на обновление музыкальных инструментов получит Красноярский театр оперы и балета. В случае реконструкции театра мы считаем проведение конкурсных процедур правильным и эффективным решением, которое позволит выявить тех, кто лучше всех справится с этой работой».

По словам директора театра Светланы Гузий, для творческого коллектива, зрителей и всех гостей города очень важно, чтобы здание театра получилось изящным и современным, гармонично вписывалось в ландшафт и отражало дух искусства:

«Нам очень важно, чтобы в нашем общем доме комфортно и уютно себя чувствовали оперные и балетные артисты, музыканты, персонал, и, конечно, наши верные любящие зрители. Мы ждем функциональные и удобные гримерные, репетиционные классы, музейное пространство для славной истории театра, обновление всех наших помещений».

-3

ФИНАЛИСТЫ

Из 34 поданных заявок от архитектурных сообществ из разных регионов России и из-за рубежа в финал вышли 10.

АО «КБ высотных и подземных сооружений» (Санкт-Петербург). В числе проектов – Новое здание (Вторая сцена) Государственного академического Мариинского театра, реконструкция «Центра современного искусства имени Сергея Курехина» и Санкт-Петербургского «Театра «Мюзик-Холл», проект Музея Мирового океана, проект реставрации Большого Санкт-Петербургского государственного цирка.

-4

Консорциум «BLANCHE-NEIGE» в составе: ООО «АЙКЬЮ-архитекторы» (Москва), ООО «КУНКЕЛЬ КОНСАЛТИНГ» (Москва), ATELIER JANKOVIC DE THY (Париж), ACOUSTIC RESEARCH & DESIGN Limited (Окленд, Новая Зеландия). В числе проектов участников консорциума проект Симфонического концертного зала в Екатеринбурге, проект Oперного Tеатра в Шэньчжэне (Китай), проектная и рабочая документация по реконструкции Большого Театра, выстраивание акустики в Парижской филармонии.

-5

Консорциум «А2+МВП» в составе: ООО «КПМ А-2» (Красноярск), ООО «МВ-Проект» (Москва). В числе проектов консорциума Спортивный кластер «Сопка» в Красноярске, театр «У Никитских ворот» в Москве, театр юного зрителя в Севастополе, Высшая школа музыкального и театрального искусства в Кемерове.

-6

Консорциум «К24» в составе: АО «Гражданпроект» (Красноярск), ООО «АНИКС» (Красноярск), ООО «Тектоника» (Красноярск). В числе проектов реконструкция Красноярской краевой филармонии, г. Красноярск, реставрация исторических зданий, реконструкция Дворца спорта им. И. Ярыгина, реконструкция здания для расположения малой сцены Минусинского драматического театра, Красноярский хореографический колледж.

-7

Консорциум «УРБАНИКА» в составе: Проектная мастерская «Бюро Архитектон» (Красноярск), Архитектор RPBW Уоррен Шеске (Торонто, Канада), Steininger Architekturburo GmbH (Германия), GGS Consulting and Vertriebs GmbH (Германия), Muller – DDC Industry Solutions GmbH (Германия). В числе проектов консорциума Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня в Лесосибирске, Культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса в Афинах, Городские ворота Ла Валлетты на Мальте, ремонт Сиднейского оперного театра, выстраивание акустики в Большом театре.

-8

ООО «Архитектурное Бюро Асадова» (Москва). В числе проектов – проект Конгрессного центра ВДНХ-Экспо, Павильон Атомной энергии на ВДНХ в Москве, Музыкальный Театр Балтийский форум в Калининграде, Архитектурно-градостроительная концепция музея науки и техники в Томске, Интерьеры учебного театра «ГИТИС».

-9

ООО «Архитектурное Бюро «Студия 44» (Санкт-Петербург). В числе проектов Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в Главном Штабе, Комплекс зданий Академии танца Бориса Эйфмана, Дворец творчества школьников Казахстана, Казахская национальная Академия хореографии с театром «Astana ballet», реставрация «Квартала Сета Солберга» в Выборге.

-10

ООО «Архитектурное бюро «Четвёртое измерение» (Москва). В числе проектов – проектирование Главного театрально-концертного комплекса Московской области «Вселенная Чайковского», Театрально-концертный комплекс «Югра-классик», проект Концертного зала и музыкальной академии Игоря Матвиенко, проект Театрально-концертного комплекса «Нефтяник. Сургут холл», Многофункциональный комплекс «ЁЛКИПАРК» в Москве.

-11

ООО «Ваухаус» (Москва). В числе проектов Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала, Электротеатр Станиславский, Инновационный центр в Калуге, Политехнический музей в Москве, Балаклавский подземный музейный комплекс в Севастополе.

-12

ООО «ПИ «АРЕНА» (Москва). В числе проектов Оперный театр «Геликон-Опера» в Москве, Музейно-театральный комплекс в Калининграде, Музейно-театральный комплекс в Кемерове, проект Культурного центра в Новом Уренгое, Подмосковный молодежный Образовательный центр «Мастерская управления «Сенеж», Корпус «Агора».

-13

Данные финалисты получат техническое задание и исходные данные и до конца марта 2023 года представят свои концепции. 20 апреля 2023 года будут названы победитель и призёры конкурса. Денежный приз для победителя составит 1,5 млн рублей. Один миллион предусмотрен за второе место, и 500 тысяч – за третье. По решению заказчика с победителем может быть заключён договор на эскизный проект – воплощение концепции, которая ляжет в основу обновления облика театра и прилегающей территории.

-14

ВЕРНУТЬ ЗНАЧИМОСТЬ ЗНАКОВОМУ МЕСТУ

Надо полагать, у участников конкурса уже есть идеи по поводу того, как на их взгляд должны выглядеть здание театра и Театральная площадь. Но не разрушит ли их концепция устоявшийся облик одного из самых любимых красноярцами мест в центре города, над которым в последние годы и так изрядно поиздевались представители местного бизнеса?

Председатель жюри конкурса, главный архитектор Красноярского края Константин Шумов отметил, что задача данного конкурса и архитектурно-планировочных конкурсов на прилегающие территории – наоборот остановить вакханалию застройщиков.

«Был конкурс на правобережную Предмостную площадь, где сейчас мы приступили к проектированию комплекса хореографического колледжа со своим театром, к проектированию впервые создаваемого в Красноярском крае такого объекта как Центр креативных индустрий (Поздеев-центр). И был конкурс на реконструкцию Театральной площади, он назывался «Реконструкция фрагмента исторического центра города» в определённых границах. Это сложная работа, учитывая, что за последние 20 лет пространство, которое задумывалось в своё время как «Площадь 350-летия Красноярска», оказалось значительно испорчено. Началось всё с ресторана «Фон Барон». Затем последовали объекты со стороны улицы Маркса, когда это пространство залепили «Макдональдсом» и бог знает чем… - напомнил Константин Шумов. – Губернатором Александром Викторовичем Уссом была поставлена задача: прекратить портить это пространство и задуматься о том, как же оно должно выглядеть. Чтобы окончательно его не «добить», давайте примем правильные градостроительные, архитектурные, художественные и функциональные решения для того, чтобы избежать таких негативных последствий, которые происходили в предыдущие годы».

-15

Такой конкурс был проведён – его материалы можно посмотреть на многих сайтах в интернете. Итоговая картинка преображённого пространства включает три подпространства: 1) нижняя терраса до уреза Енисея; 2) Театральная площадь с фонтаном; 3) площадь перед зданием администрации Красноярска.

-16

В отношении театра оперы и балета также было принято решение организовать архитектурный конкурс. Реконструкция этого здания и прилегающей территории – очень сложная работа. Это отмечают и конкурсанты, и конкурсное жюри.

«Сложная, во-первых, потому, что такой знаковый объект как знаменитый театр «потерялся» - это очевидно сегодня – со строительством вдоль улицы Перенсона гостиницы, которая будет частично превращена в офисный комплекс. На мой взгляд, это неудачное решение! Если вспомнить первые варианты проекта этой гостиницы, предельные высотные параметры были не выше карниза театра оперы и балета…» - с горечью признал главный архитектор края.

-17

Вторая сложность в том, что это будет не новое строительство «в чистом поле», а реконструкция существующего здания в ограниченном, зажатом с разных сторон пространстве. Плюс всевозможные правовые ограничения, которые «мумифицируют» городскую застройку, не защищая и не развивая её, а приводя к деградации.

«Наверное, многие были на территории обновлённого Успенского монастыря? А помните, что там было 5-7-10 лет назад? Руины… - напомнил журналистам Константин Шумов. – Когда мы приступали к реконструкции этого комплекса, нарисовали перспективный вид, наложили эту картину на правовую ситуацию на территории, выяснился парадокс! Что такое монастырь? Сакральный хозяйствующий организм. У него есть собственные планы развития, планы на жизнь, которые натыкаются на установленные жесточайшие требования. Там ничего построить нельзя было! Территория объекта культурного наследия – бывшего келейного корпуса монастыря, а у нас прямой запрет любого строительства на территории объекта культурного наследия…»

В Успенском монастыре для разрешения правовых вопросов пришлось проделать большую кропотливую работу. В реконструкции Красноярского театра оперы и балета тоже есть «подводные камни». Например, под Театральной площадью, где фонтан, есть задумка сделать подземную парковку, объединённую с подземным вестибюлем театра – поставил машину и сразу в театр попал. Но там зона охраняемого природного ландшафта и вообще ничего строить нельзя.

«Кто когда признал это охраняемым природным ландшафтом? Ведь все эти террасы искусственные, насыпные! – недоумевает Константин Шумов. – Такая же дискуссия была по поводу строительства храма на Стрелке: заставили копать там археологию, хотя это насыпная терраса, сделанная в 80-х годах прошлого века при реконструкции облика Стрелки. У нас много «чудес» такого плана в правовом регулировании градостроения».

-18

А ПОСТРОИТ КТО?

Общее мнение членов жюри конкурса: «Хотелось бы из этого здания сделать что-то такое, чтобы люди приезжали не только насладиться оперным или балетным искусством в этом здании, но чтобы это была красноярская достопримечательность. Например, Сиднейский театр посещают до 10 млн туристов в год только для того, чтобы посмотреть это произведение архитектуры. Амбициозная задача выглядит примерно так. Насколько с ней справятся конкурсанты – судя по их портфолио и реализованным проектам, есть шанс, что с этой задачей коллеги справятся».

Бэкграунд финалистов конкурса впечатляет, НО! Кто будет воплощать в металле, стекле и бетоне полёт фантазии именитых архитекторов? Это ведь не привычные красноярским строителям «человейники» и ТРЦ строить…

«Когда мы общались с потенциальными участниками конкурса, обозначили довольно прагматическую задачу. В результате их работы должен появиться не какой-то передовой архитектурный манифест, это должен быть качественно спроектированный реальный объект культуры, в котором будет кипеть театральная жизнь, и при этом он должен являть собой выдающееся архитектурное решение, - сказал председатель жюри Константин Шумов. – А теперь предположим – нам нарисуют концепцию, а как это строить? При обсуждении мы рекомендовали конкурсантам проанализировать состояние нашей производственной базы, технологий, которыми владеют сегодня строительные компании Красноярска. Хотя я не исключаю, что при наличии средств мы можем воспользоваться услугами и приглашённых строителей. Очевидно, по звуку, театральной инженерии и всему иному, что не делается в Красноярске, нам придётся привлекать ведущие специализированные компании».

Такие важные аспекты, как гармоничное включение в существующий ландшафт, правовые регламенты и местные строительные возможности станут одними из главных критериев оценки работ финалистов. Свой вердикт жюри вынесет уже в апреле.
Андрей Кузнецов