Моя 10-летняя дочка натура увлекающаяся. В садике она активно читала детскую мирскую литературу, православные книги и Библию (для ребенка, захотевшего изучить буквы в 3,5 года, это нормально).
В первом классе Машенька заинтересовалась астрономией: ей были интересны планеты и звезды. А я, как её мама, собаку на этом съела, так как в нашем доме тут же появились книги по астрономии для детей и большой интерактивный плакат с картой звездного неба (из тех, на которые наводишь камеру с приложением, закачанным на телефон, и слушаешь, что тебе там рассказывают и показывают по той или иной звезде или планете).
Во втором классе нас покорила география. Само собой, все повторилось по тому же принципу: покупки новых познавательных книжек и интерактивного плаката с картой мира не заставили себя ждать (благо хоть большой светящийся глобус у нас к тому времени уже был куплен).
В третьем классе дочка увлеклась химией. На прошлый Новый год она попросила у Деда Мороза (да-да, мы "верили" в Деда Мороза, только не в языческого, а православного, прообразом которого служит святитель Николай Чудотворец) плакат с таблицей Менделеева. "Ну, - подумала я такая, хватаясь за голову, - приехали. К 11 классу у нас вместо обоев в квартире будут красоваться карты по всем школьным предметам".
Слава Богу, Дед Мороз презентовал нам под елку детскую книгу с таблицей Менделеева, включающую комиксы и химические элементы, а не плакат, который я уже не знала, куда и вешать. Мария прочла эту книгу несколько раз кряду и вроде как закрыла на время свою интеллектуальную потребность в изучении химии. По-крайней мере, химические опыты дома она проводить не стала. Аллилуйя.
Кстати, Дед Мороз в качестве новогоднего персонажа появился в нашей стране в советские годы - в 30-х годах XX века. Прототипом его стал Мороз Иванович из сказки про Мороза Ивановича, написанной в 1840 году. Появление этого сказочного персонажа было неслучайным и носило цель переключить внимание людей с христианского праздника Рождества Христова и Иисуса Христа на празднование Нового года во главе с языческим Дедом Морозом.
В этом году, то есть в 4 классе, у моей дочки появилось новое увлечение. Угадайте, какое? Конечно же, история, которая начнется у нее только в 5 классе. Тенденция изучать основы астрономии, географии и химии задолго до их начала в школе уже меня к такому развитию событий подготовила. Тем более что любовь к истории я и так прививаю дочери с ранних лет вместе с чтением мирской и православной литературы.
Из детских книг у нас дома имеются история под редакцией Александры Ишимовой и 19 энциклопедий по узкоспециализированной тематике, но дочке этого показалось мало и она принесла из библиотеки новую книгу по истории XVII-XVIII веков. Теперь носит ее в школу, чтобы читать на переменах. На всякий случай я посмотрела книжку, которую принесла дочка, чтобы знать, в каком русле она написана. Мне она понравилась, так как помимо истории там прослеживается явный православный уклон, к тому же в нее включены любопытные тематические рассказы. По закладке, лежащей в книге, Мария уже дошла до реформ патриарха Никона и церковного раскола, произошедших в середине XVII века, однако по разговору с ней я пришла к выводу, что больше всего в книге ее заинтересовали Смута на Руси и плеяда Лжедмитриев.
К чему я все это вам рассказала, родные мои? И почему вообще у меня появилась мысль осветить тему: "Как научить наших деток любить литературу, историю и другие школьные предметы?"
Истоки моего замысла кроются в учебнике окружающего мира для 4-х классов. На днях дочка готовила пересказ темы: "Мудрый выбор" и, само собой, я ей в этом помогала. Вот тогда-то мне в голову и закралась мысль написать о том, как привить детям любовь ко всем школьным предметам.
- Фишка в чем? Нужно просто заинтересовать ребенка в предмете выходом за рамки темы, изложенной в учебнике. Поясняю: если бы я просто прочитала и объяснила дочке непонятные места по заданной в учебнике теме, ей было бы скучно и не интересно. Продуктивности ноль, пользы тоже, результата тем более. Поэтому, чтобы увлечь ребенка историей, да и любым другим школьным предметом, нам, родителям, необходимо рассказать и объяснить тему глубже и шире, нежели это сделано в учебнике. Ведь учителя не всегда всесильны и имеют на это время.
По этой самой причине я, как правило, стараюсь дополнить изучаемые темы своими рассказами, если мне позволяет время. К примеру, по предложению: "В монастырях стали писать книги", я рассказала Машеньке следующее: "Знаешь, дочь, как раньше писалась Библия в монастырях до того, как у нас появилось книгопечатание? Монахи, избранные на это богоугодное дело, брали благословение у наместника монастыря, затем строго постились, исповедовались, причащались Святых Христовых Таин и только после этого приступали к кропотливому переписыванию книг Священного Писания. Ведь ошибаться там было нельзя, делать ошибки, помарки и кляксы тоже. Это ведь была Библия, а не книга сказок для детей. И пока монахи переписывали ее, они продолжали поститься и даже брали на себя определенные обязательства, например, обеты молчания и затворничества, пока не будет закончена тяжелая работа. Обрати внимание, милая, Библию они писали перьями - гусиными или павлиньими, а не ручками, как пишете сейчас вы в школе, что в сто раз труднее и тяжелее, представляешь?"
Дальше я сделала акцент на великой княгине Ольге, которой в учебнике уделили незаслуженно мало внимания. Я рассказала дочери о том, что великого князя Игоря, мужа Ольги, жестоко убили древляне, к которым он поехал за сбором дани. И дополнила свой рассказ тем, как впоследствии Ольга, будучи язычницей, хитроумно и куда более сурово расправилась с убийцами мужа и их народом, однако позже, став христианкой, раскаялась в содеянном.
О крещении Ольги в Константинополе, которому в учебнике по окружающему миру посвящено одно предложение: "Ольга первая из русских княгинь и князей приняла крещение в Константинополе" я рассказала следующее:
"Княгиня Ольга, милая моя, не сразу сделала свой выбор в пользу православия, она долгое время сомневалась, какую веру ей принять: католическую или православную. Но, взвесив все плюсы и минусы, Ольга пришла к выводу, что заручиться поддержкой могучей на тот момент Византии ей будет выгоднее всего, и отправилась на корабле в Константинополь. Там она провернула целую эпопею: месяц не сходила с корабля, пришвартовавшегося в гавани, чтобы император Константин и патриарх Феофилакт поднялись на борт и встретили ее лично. Таким образом она показала равенство Руси перед Византией. Великой княгине был оказан прием на высочайшем уровне: патриарх и император возили ее по всему Константинополю, показывали город, водили на богослужения в разные храмы. Там же Ольга приняла крещение, попросив императора Константина стать ее крестным отцом. Таинство крещения совершал патриарх Феофилакт. Великая княгиня, получившая при крещении имя Елена, убила сразу 2 зайцев: получила мощного союзника в лице Византии, так как стала крестной дочкой самого императора, и подняла престиж Руси среди всех остальных государств Европы, считавших ее отсталой и недалекой страной".
Как-то так, душечки мои (для тех, кто читает мою статью впервые, хочу пояснить, почему я называю всех душечками - об этом я писала в этом посте).
Резюме
Если вы, родные мои, хотите, чтобы ваши дети полюбили какой-либо школьный предмет, заинтересуйте их историями, связанными с ним. Даже в математике, точной науке, можно найти то, что увлечет и зацепит деток.
Знаете, почему моей дочери нравится читать и почему она любит литературу, а не гаджеты с играми? Да потому, что с самых малых лет (чуть ли не с рождения) у нас с ней существовала традиция не ложиться спать, пока я не прочитаю ей книгу. Что бы мы не делали, как бы не задерживались, книгу мы читали обязательно, и как минимум 5 страниц. Поэтому она и стала рано изучать буквы, потому что хотела сама научиться читать. Эта традиция осталась у нас по сей день: просто читаем мы перед сном уже далеко не каждый день.
Попробуйте позаниматься с детьми так, как я вам посоветовала, родные мои, и вы обязательно их зацепите за живое. На православных уроках, которые я иногда провожу в школе, я отмечаю, как деткам интересны истории, которые дополняют тему, делают ее ярче и динамичнее. У них глазки на это горят, и, по-моему, это главный показатель того, что научить детей любить историю, химию, физику или прочие гуманитарные и точные науки, реально. Стоит только захотеть и потрудиться немного самим.
С Богом, родные мои!