Найти тему

Как научить наших деток любить литературу, историю и другие школьные предметы

Моя 10-летняя дочка натура увлекающаяся. В садике она активно читала детскую мирскую литературу, православные книги и Библию (для ребенка, захотевшего изучить буквы в 3,5 года, это нормально).

В первом классе Машенька заинтересовалась астрономией: ей были интересны планеты и звезды. А я, как её мама, собаку на этом съела, так как в нашем доме тут же появились книги по астрономии для детей и большой интерактивный плакат с картой звездного неба (из тех, на которые наводишь камеру с приложением, закачанным на телефон, и слушаешь, что тебе там рассказывают и показывают по той или иной звезде или планете).

Во втором классе нас покорила география. Само собой, все повторилось по тому же принципу: покупки новых познавательных книжек и интерактивного плаката с картой мира не заставили себя ждать (благо хоть большой светящийся глобус у нас к тому времени уже был куплен).

Эти две карты теперь "бороздят просторы" нашей стены в детской комнате. Их общий размер, навскидку, 1 метр в ширину и 1,5 метра в высоту
Эти две карты теперь "бороздят просторы" нашей стены в детской комнате. Их общий размер, навскидку, 1 метр в ширину и 1,5 метра в высоту

В третьем классе дочка увлеклась химией. На прошлый Новый год она попросила у Деда Мороза (да-да, мы "верили" в Деда Мороза, только не в языческого, а православного, прообразом которого служит святитель Николай Чудотворец) плакат с таблицей Менделеева. "Ну, - подумала я такая, хватаясь за голову, - приехали. К 11 классу у нас вместо обоев в квартире будут красоваться карты по всем школьным предметам".

Слава Богу, Дед Мороз презентовал нам под елку детскую книгу с таблицей Менделеева, включающую комиксы и химические элементы, а не плакат, который я уже не знала, куда и вешать. Мария прочла эту книгу несколько раз кряду и вроде как закрыла на время свою интеллектуальную потребность в изучении химии. По-крайней мере, химические опыты дома она проводить не стала. Аллилуйя.

Кстати, Дед Мороз в качестве новогоднего персонажа появился в нашей стране в советские годы - в 30-х годах XX века. Прототипом его стал Мороз Иванович из сказки про Мороза Ивановича, написанной в 1840 году. Появление этого сказочного персонажа было неслучайным и носило цель переключить внимание людей с христианского праздника Рождества Христова и Иисуса Христа на празднование Нового года во главе с языческим Дедом Морозом.
Книга "Элементарно!" Майка Барфилда. Кстати, действительно достойная книжка для детей, которые только начинают изучать химию
Книга "Элементарно!" Майка Барфилда. Кстати, действительно достойная книжка для детей, которые только начинают изучать химию

В этом году, то есть в 4 классе, у моей дочки появилось новое увлечение. Угадайте, какое? Конечно же, история, которая начнется у нее только в 5 классе. Тенденция изучать основы астрономии, географии и химии задолго до их начала в школе уже меня к такому развитию событий подготовила. Тем более что любовь к истории я и так прививаю дочери с ранних лет вместе с чтением мирской и православной литературы.

Из детских книг у нас дома имеются история под редакцией Александры Ишимовой и 19 энциклопедий по узкоспециализированной тематике, но дочке этого показалось мало и она принесла из библиотеки новую книгу по истории XVII-XVIII веков. Теперь носит ее в школу, чтобы читать на переменах. На всякий случай я посмотрела книжку, которую принесла дочка, чтобы знать, в каком русле она написана. Мне она понравилась, так как помимо истории там прослеживается явный православный уклон, к тому же в нее включены любопытные тематические рассказы. По закладке, лежащей в книге, Мария уже дошла до реформ патриарха Никона и церковного раскола, произошедших в середине XVII века, однако по разговору с ней я пришла к выводу, что больше всего в книге ее заинтересовали Смута на Руси и плеяда Лжедмитриев.

История России XVII-XVIII веков под редакцией А.Н. Сахарова, написанная легким и интересным языком
История России XVII-XVIII веков под редакцией А.Н. Сахарова, написанная легким и интересным языком

К чему я все это вам рассказала, родные мои? И почему вообще у меня появилась мысль осветить тему: "Как научить наших деток любить литературу, историю и другие школьные предметы?"

Истоки моего замысла кроются в учебнике окружающего мира для 4-х классов. На днях дочка готовила пересказ темы: "Мудрый выбор" и, само собой, я ей в этом помогала. Вот тогда-то мне в голову и закралась мысль написать о том, как привить детям любовь ко всем школьным предметам.

  • Фишка в чем? Нужно просто заинтересовать ребенка в предмете выходом за рамки темы, изложенной в учебнике. Поясняю: если бы я просто прочитала и объяснила дочке непонятные места по заданной в учебнике теме, ей было бы скучно и не интересно. Продуктивности ноль, пользы тоже, результата тем более. Поэтому, чтобы увлечь ребенка историей, да и любым другим школьным предметом, нам, родителям, необходимо рассказать и объяснить тему глубже и шире, нежели это сделано в учебнике. Ведь учителя не всегда всесильны и имеют на это время.

По этой самой причине я, как правило, стараюсь дополнить изучаемые темы своими рассказами, если мне позволяет время. К примеру, по предложению: "В монастырях стали писать книги", я рассказала Машеньке следующее: "Знаешь, дочь, как раньше писалась Библия в монастырях до того, как у нас появилось книгопечатание? Монахи, избранные на это богоугодное дело, брали благословение у наместника монастыря, затем строго постились, исповедовались, причащались Святых Христовых Таин и только после этого приступали к кропотливому переписыванию книг Священного Писания. Ведь ошибаться там было нельзя, делать ошибки, помарки и кляксы тоже. Это ведь была Библия, а не книга сказок для детей. И пока монахи переписывали ее, они продолжали поститься и даже брали на себя определенные обязательства, например, обеты молчания и затворничества, пока не будет закончена тяжелая работа. Обрати внимание, милая, Библию они писали перьями - гусиными или павлиньими, а не ручками, как пишете сейчас вы в школе, что в сто раз труднее и тяжелее, представляешь?"

Дальше я сделала акцент на великой княгине Ольге, которой в учебнике уделили незаслуженно мало внимания. Я рассказала дочери о том, что великого князя Игоря, мужа Ольги, жестоко убили древляне, к которым он поехал за сбором дани. И дополнила свой рассказ тем, как впоследствии Ольга, будучи язычницей, хитроумно и куда более сурово расправилась с убийцами мужа и их народом, однако позже, став христианкой, раскаялась в содеянном.

О крещении Ольги в Константинополе, которому в учебнике по окружающему миру посвящено одно предложение: "Ольга первая из русских княгинь и князей приняла крещение в Константинополе" я рассказала следующее:

"Княгиня Ольга, милая моя, не сразу сделала свой выбор в пользу православия, она долгое время сомневалась, какую веру ей принять: католическую или православную. Но, взвесив все плюсы и минусы, Ольга пришла к выводу, что заручиться поддержкой могучей на тот момент Византии ей будет выгоднее всего, и отправилась на корабле в Константинополь. Там она провернула целую эпопею: месяц не сходила с корабля, пришвартовавшегося в гавани, чтобы император Константин и патриарх Феофилакт поднялись на борт и встретили ее лично. Таким образом она показала равенство Руси перед Византией. Великой княгине был оказан прием на высочайшем уровне: патриарх и император возили ее по всему Константинополю, показывали город, водили на богослужения в разные храмы. Там же Ольга приняла крещение, попросив императора Константина стать ее крестным отцом. Таинство крещения совершал патриарх Феофилакт. Великая княгиня, получившая при крещении имя Елена, убила сразу 2 зайцев: получила мощного союзника в лице Византии, так как стала крестной дочкой самого императора, и подняла престиж Руси среди всех остальных государств Европы, считавших ее отсталой и недалекой страной".

Ольга с будущим супругом великим князем Игорем. Фото из открытых источников
Ольга с будущим супругом великим князем Игорем. Фото из открытых источников

Как-то так, душечки мои (для тех, кто читает мою статью впервые, хочу пояснить, почему я называю всех душечками - об этом я писала в этом посте).

Резюме

Если вы, родные мои, хотите, чтобы ваши дети полюбили какой-либо школьный предмет, заинтересуйте их историями, связанными с ним. Даже в математике, точной науке, можно найти то, что увлечет и зацепит деток.

Знаете, почему моей дочери нравится читать и почему она любит литературу, а не гаджеты с играми? Да потому, что с самых малых лет (чуть ли не с рождения) у нас с ней существовала традиция не ложиться спать, пока я не прочитаю ей книгу. Что бы мы не делали, как бы не задерживались, книгу мы читали обязательно, и как минимум 5 страниц. Поэтому она и стала рано изучать буквы, потому что хотела сама научиться читать. Эта традиция осталась у нас по сей день: просто читаем мы перед сном уже далеко не каждый день.

Любые школьные дисциплины должны приносить детям радость и удовольствие. Фото из открытых источников
Любые школьные дисциплины должны приносить детям радость и удовольствие. Фото из открытых источников

Попробуйте позаниматься с детьми так, как я вам посоветовала, родные мои, и вы обязательно их зацепите за живое. На православных уроках, которые я иногда провожу в школе, я отмечаю, как деткам интересны истории, которые дополняют тему, делают ее ярче и динамичнее. У них глазки на это горят, и, по-моему, это главный показатель того, что научить детей любить историю, химию, физику или прочие гуманитарные и точные науки, реально. Стоит только захотеть и потрудиться немного самим.

С Богом, родные мои!