В результате политических и административно-территориальных изменений к 1917 г. в Российской империи проживало 50% общемирового количества евреев, евреи становятся четвертыми по численности этносом России, при этом более 90% было сосредоточено в черте оседлости.
Смоленская земля по-праву считается исконно русской. Однако здесь на протяжении многих веков бок о бок с русскими жили представители различных национальностей: белорусы, евреи, латыши, поляки, цыгане и др. При этом еврейская диаспора занимала среди них первое место.
Дату первого появления евреев-купцов в Смоленске некоторые историки относят к X-XI вв. В источниках этого времени упоминается об основании на Днепре пристани под названием «Козары», где останавливались еврейские купцы (в те времена евреев в днепровском бассейне называли хазарами или казарами). Неподалеку стали создаваться еврейские поселения, куда устремились евреи с берегов Черного, Каспийского и Балтийского морей.
Оставляя в стороне сообщения о единичных появлениях евреев-купцов в Смоленске в XI – XV вв., говорить об их истории приходится с 1611 г. По раввинской истории в 1616 г. в Смоленске проживало около 80 евреев, которые имели свой кагал.
Несмотря на то, что Смоленская губерния лежала за пределами черты оседлости, на протяжении следующих столетий численность евреев здесь растет. В 1907 г. в одном Смоленске проживало 5420 евреев, в 1909 г. эта цифра выросла до 6004 человек, в 1914 г. они составляли около 10% от 70 711 жителей Смоленска.
Евреи селились компактными группами. Основными районами поселения были Смоленский и Рославльский уезды. По данным переписи 1897 г. основная масса еврейского населения в Смоленской губернии осела в торговых городах (7330 чел.), сельские же евреи предпочитали селиться общинами в небольших местечках (3855 чел.).
В России никогда не существовало классического гетто в форме закрытого пространства, населенного только евреями. Но практически в каждом городе, где имелось еврейское население, были традиционные еврейские районы.
Большая часть евреев в черте оседлости проживала в местечках. Местечки (по-еврейски «штетлах») представляли собой поселения полугородского типа, что-то среднее между городом и селом. Понятие «местечко» означало не только административную единицу, но подразумевало и своеобразный быт, религиозную обособленность и культурную автономию еврейской общины.
Жизнь евреев в местечках ограничивалась домом, синагогой и базаром.
Дом-семья являлась основной единицей еврейской общины. Собственность отдельной семьи становилась собственностью всех. С нее же взимался коробочный сбор, составлявший основную часть общинного бюджета.
Одной из характерных черт еврейства всегда являлась семейная, и не только, сплоченность, взаимовыручка. Во многом наличием этих качеств можно объяснить то положение, которое евреи занимали в экономике страны. Вот, что писал об этом русский философ В.В. Розанов:
«Сила его (речь идет об экономической силе евреев. – Т.Л.) всегда больше силы окружающего населения, хотя бы евреев была горсточка, или даже всего 5-6 семей, ибо эти пять-шесть семей имеют родственные, общественные, торговые, деловые связи с Бердичевым и Варшавой, да и с Венгрией, с Австрией, в сущности, со всем светом… Какая же с ним конкуренция, когда в каждой точке они – «все», а всякий русский, хохол, валах – «один».
В самом Смоленске евреи расселились в зависимости от рода занятий. Более тысячи евреев ремесленников жили и работали в самых бедных и грязных районах города. Сотни евреев, работавших приказчиками в магазинах, служащими в государственных учреждениях, снимали квартиры в Солдатской слободе, рядом с центром города. Евреи врачи, дантисты, адвокаты, богатые купцы жили еще ближе к центру Смоленска.
Жизнь небольшого смоленского местечка можно хорошо проследить на примере м. Любавичи Смоленского уезда.
«До революции экономика еврейского населения местечка Любавичи зиждилась на двух китах: лен и… Ребе. Здесь был знаменитый центр по заготовке льна, который тут же разрабатывался и отправлялся на железную дорогу. Являясь резиденцией знаменитого Ребе Шнеерсона и центром хасидизма, в местечко Любавичи ежедневно стекались со всех концов хасиды, в том числе немало купцов, которые обслуживались местным населением. Кустарничество и ремесло, несмотря на презрительное отношение к производственному труду со стороны «дворца» (Ребе и его клики) процветало», – отмечает американский историк М. Фейнсод.
Чем же занимались смоленские евреи? На протяжении многих столетий представители еврейского народа занимались торговлей, ремеслом и денежными операциями. Смоленские евреи в этом плане не составляли исключения.
Среди ремесел преобладали изготовление одежды и обработка металлов. Долгое время евреи играли ведущую роль в торговле. Кроме этого, большое число евреев занималось мелкой торговлей и посредничеством.
Рассказать более или менее подробно о жизни и деятельности всех смоленских купцов-евреев нет возможности. Однако сказать пару слов хотя бы о некоторых из них необходимо.
Одним из самых богатых и деятельных евреев-купцов был Наум Владимирович Шварц. В Смоленске он появился купцом 1-й гильдии Виленской губернии в 1873 г. Собственно говоря, Н.В. Шварца правильнее назвать промышленником, капиталистом. Он являлся владельцем местных льно- и пеньковых заводов, многих крупяных, пивных, маслобойных, дрожжевых предприятий, а также нескольких деревообрабатывающих заводов. До 1928 г. Н.В. Шварц был последним на Смоленщине монополистом, поставлявшим знаменитую смоленскую крупу на российский рынок. Смоленской крупой до революции называли приготовленную по особому способу гречку. Самое крупное крупяное производство, принадлежавшее Шварцу, было в с. Мархоткино, расположенном на р. Угре в 20-ти верстах от Ельни. В конце XIX-XX вв. Н.В. Шварц и помещики Рачинские поставляли смоленскую крупу в Великобританию к столу английской королевы. Занимался Шварц также экспортом хлеба и пеньки. В 1913 г. Наум Владимирович был представлен к званию потомственного почетного гражданина г. Смоленска.
Евреи-купцы играли ведущую роль в некоторых отраслях торговой деятельности. Заметной величиной в предпринимательской деятельности начала ХХ в. была торговля лесом. Крупную лесную торговлю в городе и губернии вел Самуил Савельевич Зеликин, с 1899 г. потомственный почетный гражданин. Лесом торговали также братья Эммануил и Симон Берковичи Коган, владельцем лесопильного завода и торговцем лесоматериалом был рославльский купец Х.И. Фрейдлин, в Ельне крупный склад лесоматериалов имел Л.Г. Зеликин, оптовую торговлю лесом вел Ю.Г. Певзнер. Н.В. Шварц имел в своем имении Лапино Смоленского уезда большой лесопильный завод, где работало 40 рабочих и был паровой двигатель. Ему принадлежал лесопильный завод в деревне Березовка (44 рабочих). Я.М. Магидсон в 1898 г. получает разрешение на строительство лесопильного завода.
Большое число предпринимателей, в том числе евреев, занималось производством «питейных напитков», в основном спиртных. Крупным производителем и продавцом спиртных напитков и пива было Смоленское акционерное общество пивомедоварения. Оно было известно своими сортами пива – «Мартовское», «Монополь», «Пильзенское» и др. Около 30 лет его директором-распорядителем был Н.В. Шварц. За годы его правления завод увеличил производительность в 4 раза. Наряду с винокуренными и пивоваренными заводами в губернии было 24 завода фруктовых вод.
До этого мы главным образом говорили о торговом предпринимательстве, но значительную часть деловых людей составляли промышленники. Среди них заметной фигурой в губернии был рославльский купец 1-й гильдии Яков Маркович Магидсон. В 1897 г. он построил в сельце Никольском, недалеко от Шумяч, стекольный завод и назвал его в честь жены – Фанинским (Первомайский стекольный завод). В 12 верстах от Рославля находился еще один стекольный завод, принадлежавший в начале ХХ в. еврею-купцу 1-й гильдии Леви Зельмановичу Гуревичу. В Смоленске успешно работал кожевенный завод, которым после смерти мужа управляла Хана Вульфовна Певзнер.
Были среди смоленских евреев-купцов и землевладельцы. Например, Н.В. Шварц владел пятью имениями общей площадью 8.463 дес. земли. Всего же накануне революции евреям в Смоленской губернии принадлежало 169 имений с общим количеством земли 223 158 дес.
В начале ХХ в. на Смоленщине начала складываться банковская система. Ряд купцов-евреев занимался и этим бизнесом. В Смоленске в конце XIX – XX вв. свои банковские конторы открыли: курский купец 1-й гильдии Яков Моисеевич Зеликин, Эдуард Швейцер, Н.В. Шварц, Л.Д. Лурье. Свою банковскую контору в Рославле имел Я.М. Магидсон.
Подавляющее большинство смоленских евреев следовало своим ортодоксальным верованиям. Практически в каждом городе или местечке, где имелось еврейское население, работала синагога, а порой и несколько. В одном Смоленске в начале ХХ в. было 6 иудейских молитвенных домов и 3 синагоги.
До революции в Смоленской губернии существовало и еврейское национальное образование. В начале ХХ в. в Смоленске работало пять частных еврейских религиозных школ, мужское общественное училище «талмуд-торы», женская школа грамоты, общинная школа, частная школа общества родителей, еврейская библиотека.
Надо отметить, что многие богатые евреи принимали активное участие в общественной жизни города и губернии, занимались благотворительностью. При этом для многих купцов занятие благотворительностью было не только средством саморекламы и способом занять определенное место в городской иерархии, но и движением души, желанием хоть чем-то помочь ближним. Примеров благотворительности среди евреев-купцов можно привести множество. Так, Я.М. Магидсоном при Фанинском заводе были организованы начальная школа и бесплатная лечебница. Он же являлся попечителем Рославльской 2-й женской городской гимназии, помогал в ее расходах.
В октябре 1898 г. в Смоленске было организовано «Общество пособия бедным города Смоленска иудейского вероисповедания», председателем правления которого долгие годы был Н.В. Шварц. Общество оказывало не только материальную помощь нуждающимся. Им было открыто несколько ремесленных мастерских, а в 1900 г. оно выступило с ходатайством «об открытии школы для бесплатного обучения бедных девочек». В январе 1902 г. усилиями общества в Смоленске была открыта еврейская библиотека-читальня. Также оно принимало активное участие в устройстве еврейских религиозных праздников.
Основными объектами благотворительности были религиозные заведения. Так, например, в 1914 г. Н.В. Шварц «пожертвовал в пользу главного еврейского молитвенного дома 800 руб.». Солидные суммы выделялись также на различные праздники и акции. Например, смоленское купечество пожертвовало значительные суммы для организации приема императора Николая II в Смоленске в 1912 г. и на празднование 100-летия войны 1812 г. Кроме того, в составе делегации, встречавшей императора на вокзале, был Н.В. Шварц.
Надо отметить, что в начале ХХ в. быстрый рост еврейской общины вызывал недовольство у местного населения. В 1880 г. на страницах губернской газеты «Смоленский вестник» появляются жалобы на то, что евреи-ремесленники дают взаймы деньги, имеют кабачки и торгуют краденым товаром. Через тринадцать лет эта же газета обвиняла евреев за грязь в Ямской слободе.
В сентябре 1903 г. по Смоленску прошли слухи о погромах, а в следующем году слухи сменились настоящим погромом 26 октября 1904 г. Правда, погром 1904 г. обошелся без жертв. Однако погромщики разграбили и сожгли 69 магазино.
В годы первой русской революции антиеврейская деятельность усилилась. Так, в апреле 1905 г. произошел погром на фабрике А.Хлудова в Ярцеве. В беспорядках принимали участие фабричные рабочие и крестьяне окрестных деревень. «Насилия над личностями не были произведены». Однако было разграблено 12 еврейских лавок с «мануфактурными товарами», при этом «христианских торговых заведений и казенных лавок грабители не трогали». О масштабах беспорядков в Ярцеве говорит тот факт, что для успокоения населения был брошен батальон 2-го пехотного Софийского полка. Слухи о готовящихся погромах распространялись весной – летом 1905 г. и в Сычевском уезде.
В 1906 г. антиеврейская деятельность принимает организованный характер. При содействии начальника губернского жандармского отделения полковника М.М.Громыко в Смоленске было создано отделение монархического Союза русского народа. Вскоре после этого полиция стала запугивать евреев изгнанием из города. Пика своей деятельности смоленское отделение Союза достигло в октябре 1913 г., когда его лидеры попытались спровоцировать погром, обвинив еврейку М.Л. Пинкус в убийстве русского мальчика для ритуальных целей. Это был своеобразный «смоленский вариант» знаменитого дела Бейлиса. Районный суд признал Пинкус невиновной и приговорил ее обвинителей к 4-м месяцам тюрьмы.
Первая мировая война принесла российским евреям большие трудности. Власть, армия и население – все подозревали евреев в пособничестве Германии. Для смоленских евреев это вылилось в новую волну притеснений. Полиция усилила надзор и открыто обвиняла евреев в спекуляции и ухудшении положения в губернии. Так, в августе 1915 г. смоленский губернатор обвинил купца Мелиаха Полонского в спекуляции. Гонениям подверглись также евреи, занимавшиеся сионистской деятельностью. В том же августе 1905 г. был арестован И.М. Израильтян за сионистские взгляды. На слушании своего дела в Смоленском районном суде он объяснял, что ни его взгляды, ни тот факт, что он отправил своих детей для обучения в Палестину, не угрожали Российскому государству. Однако смоленский суд приговорил его к двум неделям тюремного заключения, а Московский апелляционный суд, куда Израильтян подал жалобу, оштрафовал его дополнительно на 50 рублей.
Обвиняли смоленских евреев и в пособничестве врагу. В течение 1915 г. был возбужден ряд уголовных дел против евреев по поводу «массовой скупки изделий из меди с целью отправки во враждебные державы». Евреев обвинили также в «искусственном вздорожании предметов первой необходимости и исчезновении из обращения звонкой монеты». Однако большинство уголовных дел вскоре было прекращено из-за отсутствия состава преступления.
Были обвинения и другого рода. Например, в январе 1917 г. уже упомянутый М.М. Громыко обвинил служащих еврейского госпиталя в планировании сброса вируса холеры и сибирской язвы в городской водопровод. Несколько месяцев спустя, он же обвинил еврейских женщин в том, что они соблазняли русских солдат для передачи секретов немцам.
Как можно было заметить, положение смоленских евреев накануне революционных потрясений было типичным для всей России.
Итак, основная масса евреев на Смоленщине была сосредоточена в городах, где занималась мелкой торговлей, ремеслом, работала служащими в магазинах и т.д. На самом верху еврейской общины находилась небольшая группа купцов первой гильдии, которая господствовала в местной лесозаготовительной отрасли, кожевенном и пивоваренном производстве, была широко представлена среди торговцев льном и зерном. Эти купцы широко занимались благотворительностью: финансировали строительство синагог, поддерживали еврейские школы, библиотеки, общество «талмуд-торы» и Общество помощи бедным евреям. Но, в отличие от русских купцов и промышленников, смоленские купцы-евреи не имели никакого легального доступа к политической власти. Не прошли мимо смоленских евреев погромы и сфабрикованные процессы, прокатившиеся по России в годы первой русской революции и усилившиеся в период Первой мировой войны.
Автор: Татьяна Лызлова, кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных наук филиала ФГБОУВПО «РГУТиС» в г. Смоленске
Источник: научно-популярный журнал "Край Смоленский" 2012 г. № 2. стр. 5-9.
Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.