Спойлер: граждане РФ обязаны уведомить власти не только об иностранном гражданстве (подданстве), но и о наличии вида на жительство. За неуведомление грозит уголовная ответственность. Но не всё так просто.
Все статьи на эту тему, которые попадались мне на глаза, не заостряют внимание на нюансах, я же хочу остановиться именно на них.
Итак, в соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", гражданин РФ, имеющий:
а) иное гражданство;
б) вид на жительство либо
в) иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве -
обязан в установленном порядке письменно уведомить об этом территориальный орган внутренних дел по месту своего жительства, пребывания или фактического местонахождения (по убыванию: есть регистрация - уведомляем по ней, нет - тогда по фактическому адресу).
Законодатель объединил понятие "вид на жительство" и "иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве" под одной формулировкой "документ на право постоянного проживания в иностранном государстве". Запомним это, а также слово "постоянное" - это важно.
Из этого правила есть два исключения. Уведомление не требуется, если:
а) международным договором РФ или федеральным законом предусмотрено иное;
б) гражданин РФ постоянно проживает за пределами РФ.
Сроки уведомления:
а) 60 дней с момента получения гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве - если гражданин РФ в этот момент находился в РФ (странно себе это представить, конечно, но так вот сказано в законе);
б) 30 дней с момента въезда в РФ - если на момент получения гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве находился вне РФ и в срок 60 дней с момента получения не уведомил.
Важно понимать, что срок, указанный в п. "б", не прерывается: если въехал в РФ на один день, а потом снова выехал, не подав уведомления, а 30 дней истекло - то срок в итоге будет пропущен.
В отношении несовершеннолетнего или ограниченного в дееспособности лица обязанность уведомления лежит на его законном представителе.
Из-за границы подать уведомление невозможно (кроме одного способа - через представителя по доверенности). Всего есть три способа:
а) лично явиться в МВД;
б) лично направить уведомление почтой;
в) через представителя по доверенности (находящегося на территории РФ) - единственный способ подать уведомление, самому находясь за границей.
Ответственность за нарушение закона:
1) по ст. 19.8.3 КоАП РФ "Нарушение установленного порядка подачи уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве". Оно может выражаться в:
а) нарушении срока подачи уведомления;
б) неполном предоставлении сведений в уведомлении;
в) предоставлении заведомо недостоверных сведений.
Санкция - штраф от 500 до 1000 рублей.
2) по ст. 330.2 УК РФ "Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве".
Санкция - штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года; либо обязательные работы на срок до четырехсот часов.
Теперь перейдем собственно к нюансам. Они заключаются в трех моментах:
- Двух исключениях для лиц, кто подавать уведомления не обязан, упомянутых выше: тех, о ком сказано в международных договорах или федеральных законах; а также тех, кто проживает за границей постоянно;
- Самом понятии "вида на жительства" как "документа на право постоянного проживания в иностранном государстве";
- С какого момента "нарушение срока подачи уведомления" по ст. 19.8.3 КоАП РФ переходит в уголовную плоскость по ст. 330.2 УК РФ, устанавливающей ответственность по "неисполнению обязанности по уведомлению"?
Ответы:
- О таких международных договорах мне не известно (подумал, что это может быть договор с Белоруссией, что было бы довольно логичным... но "Консультант-плюс" на эту тему молчит - такого договора на данный момент нет).
Самое любопытное здесь - кого считать "проживающими за границей постоянно". Когда-то в загранпаспорт ставился такой штамп "для проживания за границей" (или "выезд на постоянное жительство"). Этого давно нет, равно как и критериев для определения статуса такого лица. Ни состояние регистрации по месту жительства в РФ, ни постановка на консульский учет за границей такими критериями не являются.
Можно лишь предполагать, что критерием постоянного проживания за границей можно считать совокупность всех сразу или нескольких из таких факторов: 1) отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания в РФ; 2) отсутствие налогового резидентства в РФ; 3) отсутствие дохода и, возможно, имущества в РФ ("центр жизненных интересов", то есть личные и экономические связи - за границей); 4) наличие за границей постоянного адреса (постоянного жилья) для проживания.
Сюда нарочно не включаю "постановку на консульский учет", так как никто на таком учете стоять не обязан и критерием это являться не должно, дело целиком добровольное.
Как бы то ни было, определения такого лица закон не содержит, а вопрос это дискуссионный. Если что, доказывать суду, что вы под это определение подходите, придется самому, а решение будет принимать суд исходя из своего "внутреннего убеждения". :)
2. Вот с этим моментом совсем интересно. И дело даже не только в том, что в ст. 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" законодатель поставил знак равенства между "видом на жительство" и "документом на право постоянного проживания в иностранном государстве", а в соответствующих статьях КоАП и УК РФ это сделать "забыл", и в формулировках статей есть как вид на жительство, так и "иной документ". И получилась коллизия: законом установлена обязанность уведомлять только о наличии документа на право постоянного проживания или гражданства, а ответственность почему-то возложена за неуведомление о наличии еще и "вида на жительство", который вполне может быть временным.
Но судебная практика все же идет по пути того понимания закона, которое заложено в ст. 6 ФЗ "О гражданстве РФ": видом на жительство будет считаться такой документ, который разрешает проживать на территории иностранного государства постоянно.
Это хорошо иллюстрирует следующий случай. Так, приговором мирового судьи судебного участка № 9 Нальчикского судебного района КБР от 01.11.2017 гражданка И. была признана виновной по ст. 330.2 УК РФ за то, что, получив в Турции вид на жительство, не уведомила об этом власти РФ. Апелляционным определением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики приговор оставлен без изменений.
Однако Президиум Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики Постановлением от 15.03.2018 по делу № 44у-14/2018 отменил вышеуказанные судебные акты, прекратил в отношении И. производство по делу в связи с отсутствием в её действиях состава преступления и признал за ней право на реабилитацию за необоснованное уголовное преследование. В своем постановлении суд указал следующее.
Основанием возникновения обязанности по уведомлению является наличие или приобретение гражданином Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.
"Между тем, - установил суд - законом Турецкой Республики N 6458 "Об иностранцах и международной защите" предусмотрено несколько разновидностей вида на жительство в зависимости от цели пребывания в государстве: краткосрочный на 6 - 12 месяцев (для предпринимателей, владельцев недвижимости, туристов, больных пребывающих на лечении, научных сотрудников, посетителей языковых курсов); постоянный (выдается бессрочно тем, кто беспрерывно и постоянно прожил в Турции на протяжении 8 лет, после того как получил вид на жительство)".
Таким образом, посчитал суд, подсудимой были выданы именно краткосрочные виды на жительство, а следовательно, обязанность уведомлять об этом власти РФ у нее отсутствовала.
Как видим, суду пришлось прочитать закон Турецкой Республики о соответствующих видах на жительство, чтобы разобраться в этом деле.
Здесь возникает вопрос: более-менее понятно с видами на жительство, выданными на срок до 1 года, а как быть с теми, что выдаются на срок 3-4 года, они будут считаться краткосрочными или нет?
В каждом конкретном случае необходимо изучать законодательство страны, выдавшей этот документ, и взвешивать последствия. Документ выдан на несколько лет, есть сомнения, что он все-таки является "документом, дающим право на постоянное проживание в иностранном государстве"? Заметьте, закон говорит не о "бессрочном", а о "постоянном" проживании. Так что ваш вид на жительство на 4 года - вполне подходит.
Сомневаетесь, что можете быть признаны лицом, "постоянно проживающим за границей", периодически ездите в РФ? Лучше уведомить МВД, спокойней будет.
Есть и такой нюанс: например, законодательство стран ЕС предусматривает, что иностранный гражданин получает статус - вид на жительство "бессрочно", а сам документ, выданный на этом основании (пластиковая карта), имеет срок (например, ограничен сроком действия загранпаспорта). Уведомлять ли РФ, если приезжаете туда? Да, это нужно сделать.
3. Теперь о разнице между административной и уголовной ответственностью. Здесь так: преступление, предусмотренное ст. 330.2 УК РФ, в форме бездействия и длящееся. Прошел срок уведомления по закону (60 или 30 дней) - вы ходите сразу под двумя статьями, КоАП РФ и УК РФ. Ходить так можно до того момента, как нарушение будет выявлено. Если в какой-то момент, до того, как нарушение выявлено, вы подадите уведомление - всё, вы обязанность по уведомлению исполнили, хоть и с нарушением срока, ваше "преступное бездействие" прекратилось. По КоАП РФ вас привлечь можно, а вот по УК РФ - уже нельзя.
Но если выявлено преступление, предусмотренное ст. 330.2 УК РФ (соответствующим должностным лицом составлен и зарегистрирован рапорт об обнаружении признаков преступления), - то всё, подавать уведомление уже поздно, это действие вас от уголовной ответственности не освободит (хотя и может быть признано смягчающим вину обстоятельством, может влиять на прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием, например... но не обязательно).
Основные выводы.
- Уехали из РФ насовсем, получили за границей вид на жительство, больше в РФ не возвращаетесь и не планируете? Уведомлять РФ не нужно, независимо от того, какой у вас документ.
- В ином случае - внимательно изучайте, что за документ вы получили. Является ли он документом, дающим право на постоянное проживание в иностранном государстве (не "бессрочное", а "постоянное" - хотя понятия и близки). Практика идет по тому пути, что документ на временное проживание, особенно со сроками в 6-12 мес., не подходит под это определение и уведомлять о нем не нужно. Сроки ВНЖ 3-4-5 лет? Нужно смотреть правовой статус документа и читать законодательство страны, его выдавшей (или общее законодательство стран ЕС, например). Срок "бессрочно", или документ называется "разрешение на постоянное пребывание" (или подобными словами)? Уведомлять нужно.
- Считаете, что вы постоянно проживаете за границей и уведомлять о своём ВНЖ никого не собираетесь, но в РФ иногда бываете? Будьте готовы доказывать свой статус - не факт, что это получится просто.
- Понимаете, что обязаны уведомить о наличии у вас ВНЖ, но пропустили срок? Уведомляйте: штраф по 19.8.3 КоАП РФ - меньшее зло в сравнении с уголовной ответственностью.