Доброго времени суток. Продолжаем изучение полностью вышедших новинок осеннего сезона. В прошлый раз мы рассмотрели три свежих фэнтези сериала… Ну, как свежих. По дате создания – да, но только «О моем перерождении в меч» дотягивал до уровня съедобного блюда, не более. «Изгнанный укротитель» и «Фермер» оказались же абсолютно пресными, несъедобными и в целом напрасной тратой продуктов, сил и времени. Интересно, самому Алу Уэйну не обидно за такое надругательство над любовно выращенными им самим овощами и фруктами? Сегодня же поговорим о высшем свете королевства Сауслинд, семействе Форджеров и клубе DIY старшей школы для девочек.
И, поскольку это отзывы на недавно вышедшие новинки, особо тщательно напоминаю, что я не особо стремлюсь привнести интриги в свой рассказ, а делюсь мнением, эмоциями и размышлениями после просмотра. Поэтому в статье присутствуют спойлеры. Много спойлеров. Прочитали? Осознали? Точно? Хорошо. Если с этим мы определились, то начинаем.
«Принцесса-библиофил»
«Принцесса-библиофил» или «Mushikaburi-hime» имеет стандартную продолжительность в двенадцать серий и основана на ранобэ, выходящем с 2016 года. Манга стартовала двумя годами позже. Сериал повествует о Элианне Бернштайн, дочери дворянской семьи, достаточно влиятельной, что бы девушка смогла стать невестой наследного принца, но держащейся подальше от любых придворных группировок и борьбы за место под солнцем. И ценящей знания и их преумножение превыше всего. Данная страсть передалась и Элианне. И именно этим ее и подкупил Кристофер Селкирк Эшеральд, наследный принц королевства Сауслинд, когда предложил фиктивную помолвку. Девушка получает доступ к сокровищам королевской библиотеки, а Кристофер, прикрытый союзом с ней от других претенденток на его руку, сердце и трон, в спокойной обстановке сможет определиться с избранницей. И, если верить описанию, на исходе четвертого года у принца таки появляется возлюбленная, но, неожиданно для себя Элианна понимает, что и сама испытывает к нему чувства. Весьма многообещающая завязка, подумал я, и, несмотря на то, что на дух не переношу слезливые и душещипательные драмы о неразделенной любви, все же решил разбавить поток мехи, исекаев и прочей фэнтезятины данным произведением. Так что же смогла показать злобному диванному милитаристу история о любящей книжки принцессе?
Интересный сюжет со скандалами, интригами и расследования в высшем обществе? Увы, нет. Первая конфликтная ситуация, заявленная в аннотации, завершается уже на излете второй серии. Главная героиня лишь успевает поудивлятья, почему все вдруг стали проявлять к ней равнодушие и холодность, находит ответ в новой знакомой принца, та несколько раз корчит недовольную мину при виде конкурентки и отпускает пару колкостей. И все. Приходит Кристофер, раскладывает все по полочкам, рассказывает Элианне что, откуда, зачем, и почему ей было так неуютно в замке последние несколько дней. И, наконец, официально называет ее своей невестой. Помнится, я ворчал на «Злодейку», что о действиях Лилии Рейнворт нам рассказывают постфактум, а не показывают, как она шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком выстраивала ловушки и козни главной героине. Так вот, тут этот принцип возвели в абсолют. Ибо за несколько минут экранного времени из рассказа принца мы узнаем и о том, что Айрин Паскаль метит на место Элианны, ну кто бы мог подумать, и как она несколько раз пыталась ее убить, и почему принц четыре года не признавался в своих истинных чувствах, и что делал для того, что бы этот день наконец-то настал. А заодно узнаем, что все четыре года сама Элианна не просто страницы книжек переворачивала, а успела и принцу с компанией, и дворцовой прислуге надавать уйму полезных советов. Вот такая она умница. В общем, то, чем по-хорошему и должны были быть наполнены если не все двенадцать серий, то хотя бы три честные арки, уместили в один или два диалога. Вы издеваетесь? Знаете, как это выглядит? Как пересказ маленькой, очень маленькой девочки (опять же, ничего не имею против маленьких девочек как таковых, я ко всем детям отношусь с настороженностью и раздражением) своей бабушке недавно виденной по телевизору сказки. Из которой она запомнила только красиво одетую и испытывающую душевные метания главную героиню и ее спасение прекрасным принцем в финале. А как все к этому пришло, почему, зачем, что делали в это время остальные, не сочла важным рассказывать. Только после того, как бабушка, терпеливо выслушавшая внучку, стала задавать вопросы. И, увы, на таких вот рассказах, вываливающих нам перечень причинно-следственных связей ранее произошедших событий, и добрую половину этих самых событий постфактум, и основана «Принцесса-библиофил».
Но, может, хоть с персонажами все хорошо? В конце концов, не смотря на мои придирки к сюжету, пусть они и меркнут по сравнению с вышеизложенными, главные герои «Злодейки» и «Жестокого мира отомэ-игр» мне очень понравились. Забудьте. Если вы хотели увидеть, как скромная и наивная девочка, не видящая вокруг себя ничего, кроме любимых книг, постепенно превращается в знающую себе цену девушку, уверенную в собственных силах и готовую и способную порвать противницу на лоскуты что при обмене любезностями на балу, что встретив на узкой дорожке, выбросьте эту глупость из головы. Элианна так и останется к концу сериала наивной идеалисткой, практически неспособной что-то ответить своим оппоненткам, проявляющей к ним неуместное сочувствие, даже если сама едва не погибла. Что-то постоянно бормочущей про «как вы можете так обращаться с книгами» вне зависимости от ситуации и угрозы жизни, ее или окружающих, постоянно вздыхающей о жизни простого народа, о «make peace not war» и прочий неуместный бред. И нет, бредом я это называю не по той причине, что сам хочу устроить треш, угар и танковыми клиньями до Ла-Манша за пару недель. А потому что понимаю, что если ты кажешься слабым, а сокращение расходов на армию соседи могут воспринять именно так, на тебя рано или поздно нападут. «Si vis pacem, para bellum». Особенно в описываемый исторический период. Интересно, Элианна так же будет проповедовать идеи мира, когда во дворец ворвется прорвавшая оборону армия неприятеля? И нет, я не злорадствую, в такой ситуации мне Элианну будет искренне жаль. К счастью, от подобной участи королевство спасает то, что правящие дома соседей или их готовящиеся взойти на престол приемники такие же миролюбивые, как принц Кристофер и его избранница. Аж зубами скрежетать хочется от такого единодушия. «Не бывает!»
Но, справедливости ради, надо признать, что идеи Элианны действительно направлены на улучшение ситуации в королевстве и жизни простого народа в частности: сокращение расходов на армию и направление высвободившихся средств на развитие инфраструктурных проектов, налаживание производств, в частности в дотационных регионах, открытие общественных больниц и так далее. Вот только, во-первых, как подобные идеи, совершенно не свойственные времени (хотя, Обзоры новелл и аниме утверждает обратное, и, скорее всего, он прав), могли придти в голову всю жизнь просидевшей дома аристократке? Будь Элианна попаданкой подобное было бы вполне объяснимо. Идеи всей ее семьи? Тогда почему тот же принц или король к ним не прислушивается, а потребовалась помолвка, что бы сдвинуть дело с мертвой точки? И построили ли Бернштайны сами хоть одну больницу, доступную простому люду, на собственных землях? Что-то я такого не припомню. Во-вторых, все это подается зачастую короткими вспышками и теряется за душевными метаниями и терзаниями главной героини, ее флиртом с принцем Кристофером или демонстрацией ее неспособности самостоятельно справиться со злопыхательницами из высшего общества. И, наконец, в-третьих, есть четкое понимание, что с ее характером, не будь рядом влюбленного в Элианну по уши принца и благосклонно к ней относящихся его родственников, придворных и прислуги, она бы не смогла ничего. От слова совсем. Ибо ее способность отстоять собственное мнение видится крайне призрачной. Объяснить, почему она права, почему все именно так, а не иначе, Элианна может. Не спорю. Но вот перспективы переубедить оппонента, привлечь на свою сторону, наконец, заставить действовать по ее указке, на фоне общего поведения дворянки, кажутся мне крайне призрачными.
Причем в конце второй серии, когда Кристофер официально объявляет о помолвке, Элианна задает резонный вопрос - разве сможет она стать принцессой, не зная этикета, не привыкшая к высшему обществу и вообще ничего, кроме книг, не знающая. На что принц возражает, что королева и другие придворные дамы дали ей превосходные характеристики. Вот только чуть позже уже сама королева будет констатировать, что поздно пытаться обучить Элианну премудрости выживания в среде благородных дам. И в финале же истории, когда, по идее, героиня должна хоть как-то измениться, отметит, что стараясь защитить народ, невестка неспособна защитить собственные интересы и идеи.
Мужские же персонажи все как на подбор - элегантные, храбрые, умные, добрые, заботливые и все в восторге от Элианны. Им, конечно, дали одной черте характера на брата – один любвеобильный, второй трудоголик (на нем, видимо, все королевство и держится), третий библиотекой заведует. Но на этом все. Впрочем, стоит отдать многочисленным родственникам принца Кристофера должное – рамки приличий в отношении Элианны они практически не переступают и откровенного гарема с сохнущими по библиофилке красавчиками, как это было с Катариной Клаес, в аниме нет. Хоть на этом спасибо. Впрочем, за всех прекрасно справляется один принц, который так и норовит выразить свои чувства к Элианне наиболее витиевато, со сменой фона, с особо ярким освещением и прочими спецэффектами. Нет, я понимаю, что у вас тут сериал для девочек, но меру то знать надо? Про его ненормальное поведение даже окружение комментарии и фейспалмы отпускает. И они же зачастую заставляют принца сидеть и работать, а не идти обниматься с невестой.
И если мужские персонажи в целом получились пусть и плоскими, но весьма адекватными, то с антагонистами, увы, все гораздо хуже. Вернее антагонистками, ибо два напавших на Элианну аристократа заслуживают только премии Дарвина, не более. Что же касается дам… Например, метившая на место Элианны Айрин Паскаль флиртует со всеми так, что Станиславский уже пробил пространственно-временной континуум. Впрочем, гипертрофированные, ненатуральные и показные эмоции это проблема большей части антагонистов и персонажей в принципе. Нет, я понимаю, что при дворе даже послать противника надо элегантно и с улыбкой, а не кидаться на соперницу с кулаками, стараясь выцарапать глаза и скальп снять. Да, Анжелика, это камешек в ваш огород. Но проблема в том, что если улыбки я еще вижу, то элегантность - нет. Впрочем, может, я просто недостаточно осведомлен об эпохе и месте действия, что бы оценить перешептывания местных аристократок.
Мне бы шашку да коня, да на линию огня. А дворцовые интрижки, это брат, не про меня.
Попытка же Айрин в финале второй серии вывалить на Элианну поток обвинений мне напомнила сцену из «Перерождения в отомэ-игре в качестве главной злодейки». Вот только если девушки, выдвигавшие Катарине обвинения, были под влиянием гипноза и в здравом уме бред, не имеющий ничего общего с реальностью, вслух произносить не стали бы, Айрин выдает его сама, находясь в ясном рассудке и твердой памяти. На что она вообще рассчитывала?
Как и Матильда Даунер, так же попытавшаяся перевернуть все с ног на голову, видимо, забыв, что в дверях еще стоял сопровождающий Элианну охранник Жан и все видел собственными глазами. Добила же меня Шерон Гардвин. И ладно она наедине будущей кронпринцессе предъявляет прямым текстом «уйди с дороги, ты тут третья лишняя, принц влюблен в мою сестру». Хотя уже на этом моменте не иначе как матом комментировать ее поведение я не мог. Первая мысль - эта мелочь понимает, что после этих слов может просто не выйти живой из комнаты?! Впрочем, Элианна не София Павловна и не Коко Хекматьяр, о таком даже не подумает, а положение иностранной гостьи и члена правящего дома жизнь ей убережет. До первого случайно сорвавшегося кирпича, кусочка черепицы или группы разбойников сразу по пересечению границы. Причем это же она повторяет уже в присутствии собственной охранницы, принца Кристофера и небольшого круга его приближенных. И не важно, что это его родственники и друзья. Это, по сути, неуважение к королевской семье. И ладно, убивать тебя никто не будет, да и сестра в письме попросила не гневаться на младшую за пылкий характер. Интересно, а лично вдолбить сестренке правила хорошего тона, если прекрасно представляла, что та может учудить, не догадалась? Но тебе и твоей стране это могут припомнить в любое неподходящее время и использовать как какой-нибудь casus belli при случае, если ничего лучше не подвернется. Или поставку какую-нибудь сорвать, намекнув собственным компаниям, что не следует вести с вами дела. Ну кто этот сценарий одобрил, блин?
Единственная, кто заслуживает внимания, это служанка Рона. Которая, манипулируя Софией и ее нелюбовью к Элианне, смогла чужими руками заманить последнюю в ловушку. Та, кто бы мог подумать, не сработала, но сам факт того, что авторы показали, как временами прислуга оказывается куда смышленее, коварнее и может вести свою игру за спиной у господ, претворяясь их преданными соратниками и играя на чувствах и стремлениях, заслуживает похвалы. Арку с охотой можно было бы еще похвалить за, собственно, саму охоту и серую лошадку, действительно оказавшуюся третьей силой. Но, увы, все такой же приторно доброй и благородной. Впрочем, хоть за то, что немного подержали интригу, спасибо.
На самом деле, придираться к сериалу я могу еще долго, и он, по моим ощущениям, заслуживает собственного «Пламени разочарования». За одинаковых мужских персонажей, половину из которых я уже не вспомню, как и часть женских. За мир, представляющий собой, за редким исключением, сборище пацифистов и идеалистов. За так и не раскрытую забывчивость главной героини, которая почему-то стерла из памяти все, что связывало ее с принцем Кристофером в детстве. За ее клиническую наивность – довериться явной недоброжелательнице, когда она уже яснее некуда обозначила свое отношение к тебе – это надо быть блаженной. Я что-то говорил про непрошибаемый пацифизм Ибары Нарусэ и истерики Аой Фукасаки? Элианна переплюнула их обеих вместе взятых. За странную королевскую чету. За странное поведение охранника… Много за что еще.
Есть ли в сериале еще хоть что-то хорошее, помимо происходящего на охотничьем турнире и демонстрации, в основном где-то за кадром, эрудированности главной героини? Ну, поскольку я все же неравнодушен к сильным женщинам и девушкам, должен отметить трех дам. Подругу Элианны – Лилию, наверное, одну из немногих адекватных дворянок на стороне будущей принцессы. Сильную и независимую Анну – да, в реальности в показанный исторический период ей бы с большой долей вероятности или бы популярно объяснили всю порочность и недопустимость ее взглядов, или бы отослали куда подальше в имение, что бы род не позорила и глаза не мозолила. Но на фоне приторно любезных хихикающих дам в этом мире равноправия она смотрелась глотком свежего воздуха. И, наконец, видимо, телохранителя Шерон – Элен.
С исторической точки зрения оценивать эпоху и убранство не берусь, мои знания в этой области стремятся к нулю. Только отмечу женскую посадку на лошади и охотничий турнир с разделением территории на мужскую и женскую. Плюс еще большее, по сравнению со «Злодейкой», приближение к реальности. Никакой магии, никакой фэнтезятины и прочих аквапарков с гильдиями авантюристов. Ах да, еще вместе с рекламой серии длились по двадцать пять минут, что позволило удержать меня на велотренажере ровно на стандартный для меня подход.
По технической части много говорить не буду. Рисовка яркая, приятная и красивая. Все же жанр обязывает. Про однообразность я уже упомянул. А вот opening мне чем-то навеял таковой из «Власти книжного червя». Довольно приятный.
В итоге, наверное, не возлагай я на сериал столько надежд, возможно, мое негодование не было бы таким сильным. От «Принцессы-библиофила» я ждал красивой истории, приправленной красивой картинкой. Глубоких, и что не менее важно – правдоподобных, переживаний главной героини, достойную ее противницу, интересный и напряженный любовный треугольник или, все же о власть имущих идет речь, не менее напряженное противостояние с интригами, заговорами и поджидающими главную героиню во дворце и вне него серьезными опасностями. В общем, напряженной истории с красивым и счастливым финалом, которая снова на середине просмотра заставит меня полезть в Wiki узнать, что там будет дальше, что бы не тратить лишние нервные клетки на переживания о судьбе понравившихся персонажей. Что-то близкое по настроению к «Госику», с поправкой на эпоху, место действия и смещенные акценты, разумеется. А что же на самом деле? А получил я экранизацию фантазий маленькой девочки о том, как она, такая непохожая на остальных, думающих только о себе, стала бы замечательной принцессой, которую бы все любили и восхищались ее добротой и умом. И как бы ее гениальные идеи претворялись в жизнь. А что помимо этого? А ничего. Сюжетные дыры заткнем рояльной фабрикой и deus ex machinaми, устами появляющихся в последний момент персонажей рассказав о важных событиях, произошедших за кадром.
Впрочем, это я. Автор канала «Обзоры новелл и аниме» воспринял сериал более благосклонно, о чем и советую прочитать в его статье «Принцесса-библиофил (обзор на сёдзе)», если вам интересна иная точа зрения. В частности, идеям Элианны он дал более взвешенную оценку. Да и про романтику и отношения между Кристофером и Элианной не забыл упомянуть. Интересное сравнение провела в своем обзоре и Belevrika с канала ПроАниме.
«Семья шпиона»
Первый сезон «Семьи шпиона» или «Spy x Family» вышел весной 2022 года и рассказывал о, собственно, шпионе ФРГ Сумраке, заброшенном в ГДР для слежки за председателем Партии национального единства Донованом Десмондом, планирующим, по оперативной информации, развязать войну с соседом. Да, в самом аниме говорится о Весталисе и Остании со столицей в Берлинте, но не будем делать вид, что не поняли намеков на скудный бюджет, не позволивший авторам приобрести права на оригинальные названия. Добраться же до Десмонда начальство Сумрака, легализовавшегося на территории потенциального противника под личиной психиатра Лойда Форджера, предлагает через его младшего сына - ученика престижной академии «Эдем». Для чего агенту сперва надо обзавестись семьей. Сделано. Теперь под одной крышей с Лойдом живет девочка-телепат Аня и чистильщик одной из организаций Остании Йор. Надо ли говорить, что такая интересная компания будет всеми силами скрывать друг от друга свои скелеты в шкафу, на чем и основана половина шуток сериала. Как и на том, как Аня реагирует на не оставшуюся для нее тайной правду о своих новых родителях. На ее же детские плечи ложится основная тяжесть операции «Неясыть». Или пробиться в число элитных имперских учеников, что бы Лойд смог встретиться с Донованом на родительском собрании. Или воспользовалась планом В - завести дружбу с Дэмианом Десмондом. Вот только особыми успехами ни в учебе, ни в спорте Аня не блещет, а в первый же день в школе умудрилась ударить Дэмиана по лицу, добавив Лойду седых волос.
И, если судить по многочисленным обсуждениям, артам, косплею и прочим фанатским выражениям любви, сериал аудитории крайне понравился. Что касается меня, то какого-то вау-эффекта показанная история не произвела. Да, завязка выглядела относительно свежей и интересной, но вот реализовать ее как следует авторы не смогли. Если Сумрака раскрыли весьма неплохо, а Аня, несмотря ни на что, практически не раздражала и даже вызвала у меня искреннюю симпатию, то Йор, увы, авторы практически не показали в деле. Да и над шутками и интересными поворотами не сказать, что бы сильно старались. Тем не менее, в целом история произвела положительное впечатление. Достаточное, что бы не откладывать надолго просмотр продолжения.
Первая арка которого вселила в меня определенный оптимизм. Семейство Форджеров отправилось покупать Ане обещанную собаку за полученную стеллу - знак отличия, первую из восьми ступенек девочки на пути в имперские ученики. Стоит ли говорить, что подобная прогулка у столь необычного семейства не могла пройти тихо и спокойно? Лойда прямо посреди отдыха вызывают на работу - предотвращать покушение радикалов Остании на иностранного политика, прибывшего в страну с дружеским визитом. Аня, заприметив интересного песика, так же оказывается в него втянута. Как и Йор, вынужденная спасать дочь от рук террористов. К счастью, все закончилось благополучно. И даже понравившегося Ане пса начальство Лойда разрешило оставить. Да и пес оказался с секретом - способный видеть будущее. Чем, собственно, и покорил сердце Ани. Впрочем, и без этого это огромная лохматая добрая гора позитива, получившая чуть позже кличку Бонд.
И… я в который раз стал жертвой своей веры в лучшее. Ибо дальше сериал превратился в набор коротких, не связанных друг с другом, историй, часто даже не способных в одиночку заполнить одну серию. И совершенно не двигающих сюжет вперед. Что-то важное, а именно первый контакт Сумрака с Донаваном, произойдет только в финале сезона. Нет, бесспорно, были в сериале и интересные находки. Например, эпизод с сыном конкурентов Десмонда - Джорджем Глуманом. И Аня отлично выступила, и Дэмиан себя с хорошей стороны показал. Но все же однозначно оценить этот эпизод я не могу. Мне крайне понравилось, как авторы постоянно балансировали между драмой и комедией и абсурдом. Но вот то, что все свели к очередному «услышал в пол-уха страшную новость, а все оказалось не так ужасно», приправленному детской впечатлительностью... Нет, в таком сериале это закономерный итог, и даже я, тот еще тугодум, о нем догадывался. Но, все же, немного настоящей драмы пошло бы ему на пользу. В иных моментах авторы, наоборот, недожали. Например, было бы забавно, если к мосту помимо Фрэнка пришла бы какая-нибудь соседка Форджеров.
Главные же персонажи, как мне кажется, как и история, топчутся на месте. Лойд Форджер, он же Сумрак, по-прежнему пытается реализовать «Неясыть», параллельно отвлекаясь на другую подкидываемую агентством халтурку. Впрочем, в этот раз гораздо меньше. А вот за его постоянными напоминаниями себе о том, что эта семья ненастоящая, только для дела, совершенно не чувствовалось какого-то роста и внутреннего изменения. Хотя двадцать пять серий прошло, пора уже. Аня все такая же активная жизнерадостная девочка, способная как выдать что-то действительно серьезное и соответствующее случаю, подстроиться под ситуацию, признать свои слабые стороны и сообразить, как их обойти, так и вести себя излишне гротескно. Видимо, авторы посчитали неприкрытое перебегание от колонны к колонне в попытках слежки за Дэмианом и прочее якобы шпионское поведение смешным. Нет, я понимаю его истоки – перед нами маленькая девочка, да еще и очень любящая после школы смотреть мультики про шпиона Бонгмена. Но меня, что на экране, что в реальной жизни подобное поведение маленьких детей скорее жутко раздражает, нежели веселит.
А Йор, увы, снова в пролете. Нет, я понимаю, что показывать в комедии работу чистильщика, по сравнению со шпионом, не очень хочется, как и рассказывать об этом дочке. Йор сама об этом немного пошутила. Хорошо, пусть она проявляет наработанные годами навыки в повседневной жизни. В конце концов, с ножом она действительно обращается виртуозно. Но в остальных ее действиях хотелось бы видеть меньше клоунады и гипертрофированности. К тому же, видимо, между сезонами ее подменили на Т-Х. Йор без проблем паркурит по крышам, перепрыгивая широкие улицы и без особого вреда для себя приземляясь несколькими этажами ниже на железную балку. Ударом ноги не просто мнет двери машинам, а отправляет малолитражку в занос на ближайший фонарный столб. При этом отправленный ею же ударом ноги в стену радикал несколько раз от этой стены отскакивает как мячик. Это уже противоречит всем законам логики и физики. Как и странная мозговая деятельность Йор. Расписания занятий Ани не знает, заглянуть туда не сообразила, в системе городского транспорта не ориентируется вовсе, думает, что Аню похитили, что бы выдать замуж... Серьезно? Киллер-профессионал? Настолько профессионал, что не может заштопать плюшевую игрушку. Интересно, ее первую помощь в боевой обстановке учили оказывать? Или она так с распоротым плечом до больницы и потопает? Про ее удар при игре в теннис я вообще молчу. Зачем сюда надо было приплетать этот ваш наруто и прочие яркие ниндзя-приемчики, я не понимаю. Не смешно. И совершенно не смотрится в контексте сериала. Хотя, как Йор сделала первую подачу, мне понравилось. Как и ее искреннее желание научиться готовить, и душевные метания. Как и в первой половине сезона, смотрелись искреннее, чем таковые у Сумрака.
Как уже говорил, половину историй можно было бы вполне убрать, и устроить Лойду первый контакт с Дезмондом уже на середине сезона. Поскольку появление коллеги и ученицы Сумрака, по уши в него влюбленной, мне совершенно непонятно. А вот душевные переживания Дэмиона и Бекки, подруги Ани, пусть и не блистали оригинальностью, смотрелись вполне уместно. Как и присматривавшая за девочками Марта. Как и монолог Сильвии Шервуд, начальницы Сумрака, объясняющей не знающим, что такое война интеллигентам-революционерам, какова ее изнанка на самом деле. К сожалению, или то, что ее слова не стали для меня откровением, или не очень эмоциональная озвучка, не раскрыли его полностью. А ведь могло получиться отлично, если бы каждое слово надолго впечатывалось в подкорку и пробирало до костей. Но за попытку спасибо. Как и за появление в кадре автопрома Восточного блока. Представительские «Чайки» ГАЗ-13 и ГАЗ-14 у высших чиновников и глав компаний. Разные модели микролитражки Trabant в городском трафике. Мелочь, а приятно. Как и «эхо войны» – примененная студентами-радикалами Stielhandgranate М24, еще раз намекающая, что за Весталис с Останией нам показывают. Автоматы Калашникова и нечто СВД-образное лишь укрепляют эти подозрения.
По технической части сериал не изменился. Разве что opening в этот раз мне понравился гораздо больше. Правда, первую половину сезона удивлялся, зачем Лойду ездить в метро с печатной машинкой? А вод ending, пусть и неплохой, но вышел, на мой взгляд, не таким ламповым, теплым и душевным, как весной.
В итоге, вторая половина первого сезона «Семьи шпиона», по прежнему сильно тяготея к стилю «Бондианы», не показала ничего нового, и ее по сути можно было бы ужать до шести серий, ничего не потеряв. С другой стороны, сериал практически не потерял в качестве, в отличие от того же «Сатаны на подработке». Вот только если первые двенадцать серий интриговали интересной завязкой, вторая половина сезона, не показывая практически ничего нового в плане развития сюжета, уже не вызывает какой-то сильной заинтересованности и смотрится как обычная комедия. Не опускаясь ниже среднего уровня, но и не пытаясь прыгнуть выше. Я, по крайней мере, таковых попыток не заметил.
«Сделай это сам!!»
И третьим нашим гостем сегодня будет оригинальный «Сделай это сам!!» или «Do It Yourself!!». Который на протяжении двенадцати серий будет рассказывать нам о кружке «Сделай это сам» или DIY старшей школы для девочек и его членах. Вернее, сперва нас знакомят с главной героиней сериала - довольно умной, о чем мы узнаем много позже, но позитивной и неуклюжей Сэруфу Юа и ее лучшей подругой Мику Суридэ, представляющей собой полную противоположность Сэруфу. Она даже в престижную академию поступила. А вот Сэруфу - нет. Что подругу сильно раздражает. Впрочем, в школу идти надо обеим и если Мику едет на школьном шаттле, то Сэруфу предпочитает велосипед. И довольно скоро впечатывается в фонарь уличного освещения. Ну а дальше по классике: поскользнулся, упал, черепно-мозговая, очнулся - иной мир. Нет конечно. Просто велосипед сломался: слетела цепь и перекосило руль. А починить его помогает мимо проходящая девочка из старшего класса Рэй Ясаку. Которую желающая поблагодарить за помощь Сэруфу находит уже в школе, в кружке DIY. Пара неловких ситуаций, предложение поработать шуруповертом, упавшие на голову доски и еще несколько новых царапин и ссадин - и Сэруфу уже второй член клуба. А к середине сезона он еще пополнится новыми членами. Очень застенчивой, но трудолюбивой и умелой девочкой Такуми, одноклассницей Сэруфу. И двумя иностранками. Вундеркиндом в области IT, перескочившей сразу несколько классов, Джульеттой. И Кокоро, при одном взгляде на которую у меня возникают опасения, что она так и ждет момента, что бы вонзить, аки та лиса в Циника, свои клыки мне в затылок. А глаза шарят по ее шевелюре в поисках ушек. И да, учится она в той же академии, что и Мику. Поэтому была принята в качестве внештатного члена клуба. И, следуя стандартной структуре подобных историй, когда команда собрана, вторую половину истории посвятят одному большому делу - строительству дома на дереве.
И, если честно, придраться в сериале можно много к чему. К откровенному пофигизму и инфантильности Сэруфу. К тому, что Мику на подругу дулась чуть ли не до конца сериала. К излишней надменности и порой беспардонности Джульетты. К акробатическим способностям Кокоро. К тому, что обозначенный конфликт между Джульеттой и Мику, когда иностранка познакомилась с ее мамой, так и не получил продолжения. Но я не буду. Ибо персонажи, как и весь сериал в целом, хороши сами по себе, такими, какие есть. Они живые. Их эмоции, переживания, воспоминания, разговоры, поведение воспринимаются очень легко. В них веришь. Перед нами действительно простые (ну, почти) девочки-подростки, объединенные общим увлечением, которое так или иначе позволили им чуточку измениться. Поверить в собственные силы, найти друзей, разобраться в себе. И, как и в любой повседневности, они заняты, в общем-то, привычными делами. Ходят в школу, гуляют после, выполняют домашнюю работу, делятся с родителями новостями за ужином, а встретив человека с такими же увлечениями, могут разговориться с ним так, что забудут обо всем. И все это смотрелось весьма тепло и по-домашнему.
А вот деятельность клуба DIY действительно вызвала небольшие нарекания. Во-первых, да, авторы действительно продемонстрировали кое-что из особенностей столярного и слесарного дела. Например, что не стоит касаться только что работающего сверла. Подробно показали, как можно сделать простенькие или не очень украшения и полезные в быту предметы. Я же для себя узнал про существование tab-болтов. Ни разу про такие не слышал. Но все же мне этого было недостаточно. Я ожидал информативности не ниже «Власти книжного червя».
Да и к самой работе есть замечания. Так, уже строя дом на дереве, то есть работая с огромным количеством древесины, перчатки оденет только Кокоро. Про занозы при этом никто даже не заикнется. Как и про то, что в целом при работе с инструментов неплохо бы одевать те же перчатки и очки. Да и высота, на которой разместили дом. Там метра четыре, как минимум. И только родители Рэй и поначалу та же Кокоро работают со страховкой. А только будут положены первые две балки, про боязнь высоты и необходимость как-то себя обезопасить вообще никто не заикнется. Может, конечно, это я такой нервный, что летом, возводя мастерской крышу, перемещался по обрешетке едва ли не ползком и постоянно на измене сидел – как бы она подо мной не треснула? Или, может, как подростки, они меньше задумываются о грозящей им опасности? И как вообще администрация школы добро дала на такое строительство? Случись что – им же за сломанные руки-ноги, если не что-нибудь более жизненно важное, отвечать.
А во-вторых, все же трудности, связанные с клубной деятельностью, могли бы прописать и посерьезнее. Например, в поисках пиломатериалов девочки обратили внимание на деревянные поддоны за магазином. И их им просто отдали. Без каких-либо условий. Без уговоров. Без предложения отработать подсобными рабочими недельку в магазине… В общем, тут недожали. Зато идея поехать на пляж, набрать там материалов для поделок и, продав их, добрать недостающую сумму для покупки столь необходимых tab-болтов мне понравилась. И пляжную серию показали, и чем в песке можно поживиться и как потом это превратить в нечто красивое рассказали. Я, правда, поначалу думал, что собирать будут не материалы для народного промысла, а искать все те же обломки досок, бывшие в употреблении метизы и прочий строительный мусор. Но нет. Тут авторы все повернули гораздо интереснее.
По технической части особых нареканий нет. Картинка пусть и своеобразная, но не отталкивающая и к ней быстро привыкаешь. Мир же уровнем технического развития в целом мне почему-то напомнил «Мадоку» и «Волки = овцы». К openingу и endingу так же никаких вопросов нет. Тепло и по-домашнему, как и весь сериал. А вот перевод… Anilibria, как понимаю, в этот раз за работу не взялась, поэтому меня выручил AnimeVost. Про подбор голосов ничего говорить не буду. А вот постоянное «тайная база» применительно к дому на дереве раздражало. Нет, я понимаю, что это все же дети, и это ворчание человека, временами на полном серьезе размышляющего о танковых клиньях бульдозеров Марвина на заснеженных пустошах после ядерного апокалипсиса, но все же сильно коробило при каждом произношении. Впрочем, скорее всего, это вина не переводчиков, а сценаристов. И очень долго не мог сообразить, о каком «ни дне без пропусков» говорит Сэруфу школьная медсестра.
Впрочем, ворчать, цепляясь к каждому кадру, я могу долго. Очень долго. Рассуждать о том, что и как можно и нужно было бы изменить, добавить, раскрыть глубже – тоже. Но не буду. Ибо, как уже говорил, «Сделай это сам» хорош сам по себе. Персонажи, отношения и диалоги между ними, деятельность в клубе… Сериал получился очень домашним, теплым, совершенно ненапряжным и не раздражающим. Даже не проходящая от серии к серии обида Мику скорее вызывала искреннее и неподдельное любопытство, когда же и как авторы завершат этот возникший на ровном месте конфликт, который и не конфликт вовсе, нежели действительно раздражение. Да, я не получил, чего ожидал, но, в отличие от «Прицессы-библиофила», это нисколько не испортило моих впечатлений от произведения. Я все так же хочу рассказывать о нем в превосходных тонах. И ворчу только потому, что по-другому не могу. И да, из семи просмотренных новинок осеннего сезона, «Сделай это сам» лучшее, что я видел. Да, пусть он не получил, как «Злодейка», собственного обзора, но так же смог приковать мое внимание и вынудить меня заставлять себя прервать просмотр в начале третьего ночи на седьмой серии. И не оставил чувства недосказанности. Я полностью погрузился в историю и принял ее такой, какая она есть. Без серьезных нареканий и вопросов. Просто расслабляясь и наслаждаясь происходящим на экране.
Заключение
На этом на сегодня все. Надеюсь, вам было интересно. Если вам есть что добавить, возразить, указать мне на ошибки и неточности или предложить еще какой-нибудь тайтл для просмотра, не забывайте высказать это в комментариях. С соблюдением приличий, разумеется. С удовольствием прочитаю и по возможности отвечу. Если на канале вы впервые, то можете ознакомиться с имеющимися на нем материалами по этой статье-архиву. Приятного чтения и до скорой встречи.
Что же касается дальнейших планов… Все же постараюсь принять участие в февральской пятерке аниме, после чего буду наверстывать статьи «Семи дней исекая».