Можно и маслом. На холсте. С натуры или по памяти, следуя воображению или срисовывая чужие сюжеты. Это я сейчас о творчестве, если что. Кто-то придумал слово "творчество", даже пояснение не поленился дать, а всё равно споры не утихают, что считать творчеством, что ремеслом, что баловством, не представляющим интереса. Вот, например, Бэнкси, уличный художник... Это творчество? Умные, образованные люди говорят, что да, творчество. Я соглашаюсь, потому что я не настолько образована в этом плане, чтобы аргументированно спорить. Наверное, если он создал что-то принципиально новое, то он творец. Да, он несомненно творец. А чего он творец, что он сотворил? Явился в латах и доспехах на заседание парламента вопреки указу пятисотлетней давности, тем самым показав нелепость указа в наше время? По-моему, примерно так он и поступает, размещая свои работы там, где нельзя. Затянувшийся эффект "Черного квадрата" Малевича: в нужное время в нужном месте. И продаётся хорошо. И всё же что-то есть в Бэнкси, иначе кто бы о нём говорил. Я не знаю, что это. Настойчивость, узнаваемость, ожидаемость в смысле интереса аудитории, неожиданность в смысле сюжетов, анонимность. Мне нравится всё, кроме анонимности, но это моё личное, частное восприятие, ни на что не влияющее. Для меня главное в нём, что он творит мир. Таким, каким видит, или каким хочет видеть, или каким не видит и не хочет, но другой, новый, изменённый мир. Не знаю, чего он хочет, но люди, глядя на его граффити, забывают, чего хотели сами, думают о том, что увидели, ищут смысл буквально на ровном месте. Да, это творчество. Я бы, скорее всего, прошла мимо, не задумываясь, но это моя личная особенность, это мой взгляд на стены и мир вокруг них.
Что такое вообще творческая личность? И снова не знаю. Считаю себя личностью творческой, но осознание этого пришло не сразу, а под влиянием, так сказать, отзывов извне. Тот факт, что я могу в какое-нибудь утро проснуться Мэрилин Монро или Фаиной Раневской, а и то вообще Луи де Фюнесом меня нисколько не настораживал, я к нему привыкла, даже не помню, чтобы когда-нибудь было иначе. Хотя, конечно, было. В более раннем возрасте я просыпалась Царевной-Лебедью и прочими сказочными персонажами. Летом 2022 года я прочла в комментариях к одному блогу что-то вроде того, что это странно, когда человек, доплативший за более комфортный проезд в поезде, вдруг станет ощущать себя Королевой Великобритании. Может, и странно. Во всяком случае, не помню, чтобы стоимость проезда как-то на меня влияла (если я могу заплатить, то какая разница, сколько), но я могу зайти в вагон самой собой, а выйти из него Королевой Великобритании. Это так смешно и так обо мне, что я, прочтя комментарий, переименовала канал. Любопытно, что мне до сих пор нравится название блога, я его воспринимаю, как творческий псевдоним, когда я пишу, я помню, что я "Королева Великобритании", а не, например, "Человек без телевизора" - так одно время назывался канал. "Человек без телевизора" - совсем другой автор, с другими интересами, другим языком, манерой изложения, даже с другим чувством юмора. Мне этот псевдоним представляется более закрытым, более ограниченным тематически. Казалось бы, как может влиять название канала на его содержание при отсутствии какой-либо задачи, чётко определённой тематики, осознания аудитории? Может. Как-то так и может. Как корона на королеву, я думаю. Пишу, когда могу, когда хочу - это прихоть. Пишу то, о чём не могу молчать - это обязательство. Пишу, тщательно подбирая слова - это уважение к себе и читателям. И так далее.
Как творчество влияет на людей? По-моему, творчество - это одно из определений человека. Это свойство человека, его качество. Если мы не творим сами, мы воспринимаем то, что сотворено другими. Плохо или хорошо, так или иначе, но воспринимаем. Соглашаемся, отвергаем, спорим, восхищаемся, замираем, задумываемся, запрещаем, высмеиваем. Мы питаемся творчеством, живём им, мыслим, выходим за собственные рамки и возможности, за пределы собственного мира. Представьте себе, что не было Шекспира. Ну и ладно, ну и подумаешь, кроме него были... Да, были и кроме него. До него были и в его время были, и даже после, и сейчас есть. И мир бы не перевернулся, потому что и от больших потрясений, чем отсутствие Шекспира, до сих пор Земля не слетела с орбиты. Но Шекспир был, писал, его читали, видели, запомнили, переняли, перевели, разложили по полочкам, и мы теперь живём в мире, в котором и он жил. Он сотворил мир, мы этот мир считаем своим. Читая "Короля Лир" или "Гамлета" мы живём иначе, чем, когда читаем новости. Не хуже или лучше, но иначе. И думаем иначе. Мало того - мы узнаём друг друга по следам прочтённых книг, просмотренных фильмов, спетых песен, впитанной музыки, проглоченных стихов, отложенных в памяти картин. Узнаём безошибочно и навсегда, не задумываясь о причине, не ища её, потому что она не важна. Человек добрый - мне всё равно, почему он добр, мне важно, что он такой, мне этого достаточно. Мы ищем причины зла, но мы не ищем причины добра, потому что для добра не может быть причин, добро безусловно. В сериале "Коломбо", в серии "Лебединая песня" лейтенант Коломбо говорит преступнику-убийце: "У меня было ощущение, что рано или поздно Вы признались бы сами... И знаете, любой человек, который может так петь, не может быть совершенно плохим".
Жизнь - постоянный спор между добром и злом: что из них сильнее, нужнее, полезнее, выгоднее, умнее, уместнее. Иногда аргументы зла бывают убедительными, обещания заманчивыми, но всё же чувствуется фальшь, неискренность, торопливость, временность и, пожалуй, страх. Если вас пугает добро - скорее всего, это зло надело маску и пытается творить, не верьте!
Всем привет!
PS: Телеграмм канал не восстановила, но создала новый одноимённый, ссылка:
Там чуть меньше "Королевы Великобритании", чуть больше меня самой. Кому интересно - добро пожаловать!