Сразу после завершения конференции в Касабланке, Уинстон Черчилль отправился в Адану на встречу с президентом Турции, Исметом Инёню. Английский премьер-министр надеялся что ему удастся перетянуть турков на свою сторону, тем самым обеспечив выгодные для Запада позиции на Балканском полуострове прежде, чем туда войдёт советская армия.
Что же касается Турции, то во время Второй мировой войны она оказалась окружённой странами, воевавшими либо на стороне Оси, либо поддерживающими страны антигитлеровской коалиции.
На западе от неё лежала Болгария, ставшая союзницей Германии, в то время как территория Греции, наоборот, была оккупирована немцами. СССР, где в ходе ожесточённейших сражений на суше, море и в воздухе решались судьбы мира, был северо-восточным соседом Турции. А на юге от неё находились Сирия, поддерживавшая Свободную Францию. В том же южном направлении лежали являвшийся в то время частью Британской империи Ирак и Иран, который одновременно держали под своим контролем СССР и Англия. Турции же в отличие от соседних стран почти до самого завершения войны удалось сохранить нейтральный статус и это обстоятельство решительно не устраивало союзников, в первую очередь - Британию и США.
Во время встречи в Адане, продолжавшейся с 30 по 31 января 1943 года, Черчилль попытался убедить турецкое правительство присоединиться к антигитлеровской коалиции, но наткнулся на категорическое нежелание Инёню вступать в открытое противостояние с гитлеровской Германией.
Тогда английский премьер предложил туркам военную помощь, пообещав обеспечить её все видами новейшего вооружения, а взамен попросил "всего лишь" позволения английским ВВС разместить свои самолёты на турецких военных базах. Видя же, что Инёню всё ещё колеблется и не может принять выгодное для англичан решение, Черчилль недвусмысленно дал понять своему визави, что если Турция откажется присоединиться к союзникам, то англичане больше не станут вмешиваться и позволят СССР заполучить полный контроль над Дарданеллами.
Неизвестно, что - посулы или плохо скрытые угрозы в большей мере повлияли на исход переговоров, заставив президента Турции пересмотреть позицию и согласиться на предложение англичан. И уже вскоре после того, как соглашение о поставке боевой техники было подписано, в Турцию отправилась английская военная миссия. Её целью были контроль за ходом поставок, а также обучение турецких солдат обращению с новым для них оружием.
Состоявшаяся в декабре 1943 года встреча в Каире, ставшая продолжением англо-турецких отношений, вроде бы свидетельствовала о скором вступления Турции в антигитлеровскую коалицию, о чём не замедлили написать в западной прессе. Но это только так казалось. Турки, получив вооружение от США и Британии, словно назло своим новым союзникам затягивали с вступлением в войну и продолжали сохранять нейтралитет. Что, впрочем, не мешало им поставлять в Германию хром, являвшийся стратегически-важным сырьём.
И если поначалу английская сторона ещё не была уверена в нечестности турецкой стороны, то в марте 1944 года всё стало ясно. Турецкое правительство даже не собиралось объявлять войну Германии. И тогда англичане прекратили снабжать Турцию вооружением и отозвали из обманувшей их страны военную миссию.