Белорусские учёные создали уникальный натрий-графеновый накопитель энергии для электротранспорта. Об этом рассказал генеральный директор НПЦ Национальной академии наук Беларуси по материаловедению Валерий Федосюк на выставке «Беларусь интеллектуальная». Об этом пишет av.by.
Как рассказал Валерий Федосюк, в стране уже есть первый прототип белорусской батареи на натрии.
Это очень важная и нужная для страны инновационная разработка. Мы достигли примерно таких же параметров, как у литиевых батарей. Наши разработчики оценили, что теоретически на натрии можно обеспечить мощность, ёмкость и прочие необходимые параметры в 2,5—3 раза выше по сравнению с литием. Думаю, когда мы отладим технологию, так и получится. И на следующей выставке мы покажем более совершенную батарею, — сказал он.
Кроме того, новый накопитель должен быть на порядок дешевле литиевого.
Литий дорогой, месторождений мало, на всех его не хватит. А натрий есть в Беларуси. Для нас важно использовать отечественное сырьё. Помимо натрия, в батарее есть аммиак, который тоже у нас производится, а также графен — модификация, которую мы получаем из закупаемого в России дешёвого графита, — отметил Валерий Федосюк.
Впрочем, новый накопитель энергии уже опробовали на малом электротранспорте. Следующая задача — батарея побольше, предназначенная для электромобилей.
К слову, по словам гендиректора НПЦ, в мире еще никто не сделал работающий прототип натриевых батарей, а белорусские ученые смогли.
Наша задача — многократно проверить технологию на батареях разной мощности, на разной технике, и после этого будем с Минпромом искать инвесторов и думать, как организовать сначала мелкосерийное, а потом уже более серьёзное производство, — поделился планами Валерий Федосюк.
Еще на выставке «Беларусь интеллектуальная» генеральный директор Объединённого института машиностроения НАН Сергей Поддубко рассказал, как обстоят дела с локализацией электромобилей.
Мы сегодня представляем электромобили, выполненные по технологии каркасно-панельных кузовов. Это несущий металлический каркас и пластиковый обвес. Особый интерес представляет электрогрузовичок грузоподъёмностью 1 т, малого класса. Работы выполнены полностью у нас: от дизайна, расчётов, конструирования до испытаний.
Эксперт отметил, что у электрогрузовика малого класса большие перспективы в части перевозки грузов внутри городов.
Он экологически чистый. Можно ночью его заряжать, а днём ездить. И технология вполне реализуема в Беларуси: пластик мы изготавливаем, каркасы варим, электропривод тоже полностью наш. Так что это максимально локализованный электромобиль, — отметил гендиректор института.
Помимо электрогрузовика на выставке показали и спортивный электромобиль, предназначенный для испытаний электроприводов в условиях высоких скоростей и нагрузок.
Кроме того, мы ежегодно проводим электроралли, и он будет участвовать, — отметил Сергей Поддубко.
Эксперт также отметил, что для начала любая модель должна пройти испытания.
Если будет нужно, внесём изменения в конструкцию. А затем будем думать о производстве. Главная цель — локализация компонентов. И в этом направлении мы уже продвинулись, — заключил Сергей Поддубко.
Впрочем, такой же цели придерживается и заместитель гендиректора по высокоавтоматизированному электротранспорту Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Александр Белевич. Он считает, что самое важное в белорусских электромобилях — это использование отечественных ресурсов и компонентов.
Двигатели, силовая электроника, электроника управления батареей – все разработано с учетом наших технологий, что позволит дальше перейти к серийному выпуску. В частности, по грузовым автомобилям МАЗ эта работа уже начата, по остальным транспортным средствам планируется в ближайшее время – они будут переведены под небольшую серию, — отметил Белевич.
Как мы писали неделю назад, грузовой электромобиль МАЗ уже прошел все испытания и готов к постановке на серийное производство. Ожидается, что уже в текущем году с конвейера сойдет 10 единиц электрогрузовиков МАЗ. Если же будут дополнительные заявки, объемы увеличат.
Что касается малотоннажного грузового коммерческого электромобиля, его серийное производство может начаться в 2024 году. А вот электрический родстер вовсе не получит серийную разработку. Как рассказал Белевич, электромобиль будет продаваться в небольшой партии для ценителей таких авто, или, возможно, создадут кастом-ателье.
К слову о развитии электромобилей в Беларуси, в стране планируется создать собственный электромобиль. Об этом говорилось на Белорусском энергетическом и экологическом форуме Energy Expo в октябре прошлого года.
Так, белорусская компания «БЕЛДЖИ», которая занимается производством китайских автомобилей Geely, решила поработать над созданием электромобиля для Союзного государства. Об этом говорил генеральный директор компании Геннадий Свидерский:
Если говорить о мировых тенденциях, то мы видим, что электротранспорт развивается сейчас динамично. Если говорить о нашей стране, то у нас есть уникальная возможность присоединиться к динамике производства и эксплуатации электромобилей, протяженность дорог у нас относительно небольшая, качество дорог неплохое, в это время создана инфраструктура для зарядных станций, – говорил он.
А вот и его слова о создании собственного электромобиля:
Совместно с Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси мы проводим ряд работ и консультаций. Кроме этого, ведем переговоры с китайскими компаниями и с компаниями «АвтоВАЗ». Идея заключается в том, чтобы найти перспективную платформу электромобиля и использовать те наработки по компонентам, которые есть в Институте машиностроения. Также будем использовать современные технологичные процессы производства автомобиля, которые есть на заводе «БЕЛДЖИ». Сейчас этот вопрос находится в стадии проработки. По мере того, как это все будет согласовано, мы более детально проинформируем о плане работ по созданию союзного автомобиля. Этот проект мог бы быть окупаемым и взаимовыгодным вне зависимости от санкционных действий Запада и в меньшей степени зависеть от китайского автопрома, — сообщал генеральный директор «БЕЛДЖИ».