Высшая школа экономики известна вниманием, которое уделяет всестороннему развитию своих студентов. В сегодняшней статье мы бы хотели рассказать вам о независимых экзаменах по цифровым компетенциям, которые сдают наши учащиеся.
Таких дисциплин в университете всего три: цифровая грамотность, программирование и анализ данных. Если сейчас вы недоумеваете, зачем вашему ребенку понадобятся такие знания (например, если он и вовсе собирается поступать на гуманитарное направление), то обязательно читайте наш материал до конца. В нем мы ответим не только на этот, но и на многие другие вопросы.
Цели обучения
Курс «Цифровой грамотности» в первую очередь ориентирован на формирование компетенций, которые позволят студенту безопасно и эффективно пользоваться цифровыми технологиями и Интернет-ресурсами — не только для учебных, профессиональных целей, но и для личного пользования.
К последнему, например, можно отнести список параметров, согласно которым правильнее всего будет выбирать компьютер. Кроме того, блок «Цифровой грамотности» закладывает основы работы с данными. Сюда можно отнести умение работать с источниками информации (анализировать их, сопоставлять и выбирать наиболее удовлетворяющие целям поиска), оформление диаграмм, таблиц и даже выполнение простой аналитики.
Что нужно для изучения
Для изучения курса понадобится компьютер с доступом в Интернет и необходимым количеством памяти для установки программного обеспечения, Google-аккаунт и установленный пакет MS Office.
Структура курса
Оригинальный курс состоит из освоения студентами следующих блоков дисциплины:
- Компьютерная грамотность;
- Интернет-грамотность;
- Компьютерная безопасность;
- Юридическая грамотность в сети;
- Академическая грамотность;
- Техническая грамотность.
Образовательные результаты
В результате освоения курса студенты приобретут навыки поиска, анализа и управления информацией в Интернете. Они научатся пользоваться (или если уже умеют, то усовершенствуют свои навыки) базовым программным обеспечением, которое в будущем пригодится для создания собственных текстов, таблиц данных и презентаций.
Полностью эта компетенция называется «Алгоритмическое мышление и программирование» (далее — просто Программирование). Независимый экзамен по Программированию является обязательной частью учебного плана для всех образовательных программ бакалавриата. Студенты, изучающие эту дисциплину, проходят целый путь от формализованной постановки задач и разработки алгоритма решения до использования современных инструментов программирования.
Для каждого направления определен минимально необходимый уровень освоения этой цифровой компетенции: начальный, базовый и, наконец, продвинутый. Оценка знаний учащегося проводится после того, как на его образовательной программе завершаются курсы, обеспечивающие формирования этого уровня.
Последней в нашем списке (но не последней по значимости) является компетенция «Анализ данных и методы искусственного интеллекта» (далее — Анализ данных).
Как и в случае с Программированием, студенты начинают с простых вещей: например, с использования математических методов и моделей для извлечения и дальнейшего анализа информации. Зато в ходе освоения дисциплины учащиеся получат навыки, достаточные для того, решать профессиональные задачи и разрабатывать к ним новые алгоритмические подходы.
Если «Цифровая грамотность» не делится на уровни, то «Анализ данных» предусматривает минимальный уровень освоения этой компетенции — для каждого образовательного направления свой: начальный, базовый или продвинутый.
Экзамен, который студенты сдают по завершении учебного курса, проверяет наличие компетенции на соответствующем уровне.
Важно учитывать, что оценки, полученные студентом по независимым экзаменам по цифровым компетенциям, учитываются в текущем рейтинге. Кроме того, они также играют важную роль при назначении стипендий и скидок.
Оценки вносятся в приложение к диплому и выставляются по десятибалльной шкале. Если студент получил за любой из экзаменов по цифровым компетенциям неудовлетворительную оценку (ниже 4 баллов), то у студента образуется академическая задолженность, которую необходимо устранить до конца обучения.
Сами экзамены проводятся в онлайн-формате с синхронным прокторингом.
В нашем современном мире все большее значение приобретают цифровые технологии и сопутствующие им компетенции. Освоивший их человек не только увереннее чувствует себя в технологичном, быстро меняющемся мире, но и является более конкурентоспособным на рынке труда.
Вне зависимости от того, кем в будущем мечтает стать студент и какую образовательную траекторию он в настоящий момент осваивает, на первых и вторых курсах он должен будет пройти три экзамена по цифровым дисциплинам. В результате их успешного освоения студент приобретет неоценимые навыки, которые пригодятся ему в любом случае: либо в профессиональных и академических целях, либо для более комфортного личного пользования Интернетом.