Фикс-объективы правильнее было бы назвать объективы с постоянным фокусным расстоянием. Исторически они появились раньше объективов с переменным фокусным расстоянием или зум-объективов.
В современном мире фиксфокалы имеют не такое широкое распространение, как зумы. И для этого имеются вполне веские аргументы. Если, как и в тестах, о которых я рассказывала ранее, стороннему наблюдателю дать стопку фотографий, сделанных фикс-объектовом и зум-объективом, он не сможет разделить её безошибочно на две части. Современные зум-объективы лишены тех недостатков, которые на этапе их первоначального появления принимались фотографами как значимые для выбора. В частности, зум-объективы имеют высокую разрешающую силу и достаточную коррекцию аберраций.
Рассмотрим подробнее конструкцию зум-объектива.
Внутри его оправы расположена комбинация собирающих и рассеивающих групп линз, рассчитанных так, чтобы фокусное расстояние (и угол зрения) изменялись непрерывно в определенных пределах при смещении некоторых групп линз вдоль оптической оси. Важно, чтобы фокусировка и диафрагмирование объектива оставались постоянными.
Большинство зум-объективов имеют в своей конструкции четыре группы линз. Общее число их составляет от 10 до 15 элементов.
Первая группа линз, расположенная ближе всего к объекту съемки, нужна для наводки на резкость. Её перемещение вдоль оптической оси объектива не влияет на величину фокусного расстояния. Вторая группа линз называется вариатором. Именно она служит для изменения фокусного расстояния. Третья группа линз называется компенсатором. Она служит для компенсации расфокусировки, вызванной перемещением вариатора. Заключительная, четвертая группа линз строго зафиксирована и не перемещается. Она служит для собирания световых лучей и формирования изображения на сенсоре.
Отношение максимального значения фокусного расстояния к минимальному называется кратностью зума. Для большинства любительских съемок достаточно трехкратного зума. Как правило, ЭФР в таких случаях колеблется от 35 - 90 мм или 35 -105 мм.
У некоторых зум-объективов реализован специальный режим "макро", в котором они обеспечивают возможность съемки в половину натуральной величины (масштаб 1:2). Качество макро съемки зум-объективом, как правило, заметно ниже качества при фотографировании обычным фиксфокалом с использованием насадочных линз и удлинительных колец.
Недостатки объективов с постоянным фокусным расстоянием.
Владельцам фикс-объективов приходится подходить ближе или дальше к объекту съемки, тогда как владельцам зум-объективов достаточно повернуть кольцо объектива. Потеря времени значительная, плюс не ко всем объектам съемки можно подойти на удобное расстояние. Наличие нескольких фикс-объективов не обеспечивает оперативность съемки, потому что на их смену тоже нужно тратить время. И самое неприятное, когда съемка происходит на улице или в пыльном помещении, то внутрь камеры может попасть пыль и влага, что грозит испортить всю фотосессию.
При покупке зум-объективов дополнительно нужно проверять механику. Кольцо фокусировки должно двигаться плавно и без сопротивления между крайними положениями.
На этом обзор объективов можно завершить. Вы уже знаете, объектив с каким фокусным расстоянием подойдет для съемки портрета, а с каким - для съемки пейзажа, научились выбирать и тестировать фотоаппарат и объектив при покупке, умеете ухаживать за оптикой.
В следующих статьях приступим к техническим основам съемки - фокусировке, замеру экспозиции, автоматическим режимам съемки.
Надеюсь, вы узнали для себя что-то новое и полезное на канале ФОТКУС. Если - да, то добавляйте ссылки на понравившиеся статьи в избранное, делайте репосты, делитесь с друзьями.
До новых встреч!