Найти тему
iluminary | лингвистика

Как происходит усвоение первого языка?

Большая часть знаний о первом языке усваивается человеком еще до того, как он пойдет в школу, причем этот процесс не требует сознательных усилий. К 6 месяцам младенец уже может воспроизводить все возможные гласные звуки и большую часть согласных звуков, включая те, которых нет в родном языке его родителей. Если дети слышат вокруг себя английскую речь, то они учатся отграничивать звуки, которые позволяют различать английские слова, от тех, которые на значение слова никак не влияют. Если ребенок слышит испанскую речь, то у него набор звуков, влияющих на значение слов, будет отличаться от ребенка, который слышит английскую речь, то есть он учится различать те звуки, которые ребенок англоговорящих родителей будет игнорировать.

Уже к трем годам дети различают большинство звуков первого языка, а также знакомы с базовыми моделями построения речи. К 5 или 6 годам дети имеют представление о базовых грамматических конструкциях, хотя комплексные знания о грамматике они получают в школе.

Так же естественно проходит процесс языкового обучения, когда в раннем детстве на ребенка оказывается существенное внешнее воздействие более чем одного языка. Если ребенок слышит и отвечает на два и более языка, то результатом будет параллельный мультилингвизм (формируется до 3 лет).

Представления ученых о том, как дети в раннем возрасте усваивают первый язык значительно поменялись за последние 50 лет, в основном благодаря развитию лингвистики и психологии. Сначала предполагалось, что усвоение первого языка – это результат естественного желания порадовать своих родителей, которые нетерпеливо ждут, когда чадо произнесет знакомое слово. Но вскоре оказалось, что даже дети равнодушных родителей усваивают язык на том же уровне, что и у заботливых родственников. Другая гипотеза основана на том, что дети хотят заговорить, чтобы сообщать о своих желаниях и нуждах. Главным аргументом против нее выступает тот факт, что дети вполне обходятся жестами и криком для привлечения внимания к себе и своим потребностям. Самой широко распространённой является теория реакции на стимулы, которая указывает, что дети имитируют язык, который они слышат. Данная теория хорошо объясняет умение детей произносить звуки и слова, которые они слышат, но не объясняет случаи, когда дети производят речь, которую они никогда не слышали.

Дети рождаются с естественной способностью к изучению языка. Здесь важно сказать, что все дети начинают изучать первый язык в одном и том же возрасте и усваивают базовые фонологические и грамматические правила к 5-6 годам, независимо от языка; дети понимают и умеют создавать предложения, которые никогда ранее не слышали.

Если говорить о врожденной способности к языкам, то считается, что некоторые языковые структуры генетически встроены в каждого ребенка. Все языки настолько невероятно сложные системы, что ни один ребенок не смог бы в них разобраться в ранние годы, если бы учил их как взрослые. Поразительна способность детей формулировать предложения, которые они не слышали, не менее удивительно, что они понимают неправильность с точки зрения грамматики некоторых предложений. Например, дети, чей первый язык английский, достаточно быстро понимают, что предложение cookies me give построено неверно. Если бы ребенок сознательно изучал все эти грамматические правила, то на понимание у него ушло гораздо больше времени. Это так называемые логическая проблема усвоения языка.

Ученые полагают, что всем языкам свойственны одни и те же принципы усвоения языка в детстве. Иными словами, принципы универсальны и присущи ребенку только потому, что он человек, именно поэтому дети способны обрабатывать невероятный поток звуков и самостоятельно учатся работать с ними. Развитие знаний о первом языке можно представить в виде постепенного процесса, когда ребенок последовательно усваивает более сложные элементы и правила, а потом комбинирует их. Стадии усвоения языка ребенком успешно выделены и описаны усеными, поэтому можно говорить о существовании детской грамматики: зная виды высказываний детей, можно понять на каком уровне развития языковых навыков они находятся. Детский уровень владения языком не считается ниже, чем у взрослых, он соответствует их уровню развития. По мере взросления растут и языковые способности. Некоторые грамматические процессы сложны для детей и требуют особого уровня зрелости, поэтому для усвоения первого языка нужно больше времени, а не больше наставлений. Переход от одной стадии усвоения языка к другой у каждого ребенка индивидуален и связан с личными качествами.

Утверждение о том, что есть некоторая крайняя точка усвоения первого языка означает, что нормальное развитие ребенка невозможно, если оно не началось в детстве. Независимо от того, какой уровень в усвоении языка был достигнут ребенком, к пубертату скорость усвоения языка падает. Поэтому умственно отсталые дети не успевают пройти все этапы усвоения языка, которые успевают пройти здоровые дети, а значит, они никогда не достигают уровня владения языком взрослого.

Поскольку язык усвоить очень трудно, неудивительно, что взрослые очень редко приобретают беглость в новом для них языке. Но практически все дети, хотя у них менее развита память, меньше сил и не такие развитые аналитические способности, прекрасно усваивают свой первый язык. Способность усвоить язык зависит не только от уровня интеллекта, поскольку более одаренные дети нередко начинают говорить позже.

Однако не все в усвоении первого языка зависит от врожденных способностей. Даже если исходить из того, что какая-то языковая структура заложена в ребенке, ему еще нужно выучить то, что отличает его первый язык от других языков. Ребенок никогда не усвоит первый язык, если вокруг него не будут говорить на нем, причем происхождение ребенка не имеет значения. Рожденный в Америке корейский ребенок никогда не выучит корейский, если его будет окружать только английский язык, ему будет так же сложно учить корейский, если он приступит к нему только во взрослом возрасте.

Обычно матери вносят значительный вклад в развитие языковых навыков ребенка. Но в тех культурах, где за детьми приглядывают старшие дети, слуги или няни, именно последние оказывают значительное влияние на детей. Пока дети слышат язык вокруг себя, они усваивают определенный акцент; посещение детских садов увеличивает словарный запас и умение общаться с окружающими.

Дети не нуждаются в специальном обучении первому языку. Некоторые родители корректируют своих детей, но по большей части это никак не влияет на скорость усвоения первого языка. Иногда взрослые стараются строить более развернутые предложения, когда говорят с детьми, надеясь расширить их словарный запас, но это тоже бесполезно, ребенок будет идти в своем темпе.

Спасибо за прочтение и лайки:)

#лингвистика #языкознание #усвоениеязыка