В Вышке не только преподаватели оценивают студентов, но и сами учащиеся несколько раз в год дают оценки своим преподавателям и изучаемым дисциплинам.
Двадцатого декабря все студенты Высшей школы экономики заполнили СОП — так называемую «студенческую оценку преподавания».
В этой статье мы решили подробнее рассказать о том, что представляет из себя эта система оценивания и как она реализуется на практике.
Студенческая оценка преподавания (сокращенно: СОП) является одной из главных мер, направленных на улучшение качества образования и организации учебного процесса. Подобная система проводится Вышкой не впервые и начинает свою историю еще с 2015 года, являясь прообразом еще более старого проекта рейтингования.
Студенческая оценка преподавания предусматривает участие студентов всех образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры НИУ ВШЭ во всех кампусах. Студенческая оценка преподавания на очных программах проходит каждый учебный модуль. За три недели до сессионной недели студентам становится доступна форма для оценивания дисциплин, а накануне сессии эта форма закрывается.
Эта практика является обязательной. Студент, не прошедший СОП вовремя, в первый раз получает замечание, затем — выговор, а в случае, если система оценивания не проходится им в третий раз, студента, увы, отчисляют. Именно по этой причине большинство студентов ВШЭ проходят СОП заранее.
Внешне СОП напоминает и представляет собой развернутую анкету с перечнем преподавателей и учебных дисциплин. Студентам предлагается оценить по 5-балльным шкалам те учебные дисциплины (с ведущими их преподавателями), по которым у них в этом модуле выставляется оценка по промежуточной аттестации или имеются экзамены.
Кроме того, в отношении дисциплин, преподавателей и учебного процесса в целом студенты могут оставить текстовые комментарии в свободной форме. Главное правило: конструктивная критика и уважительный, не переходящий за грубость, оскорбления и личные границы тон.
Список преподавателей учебной дисциплины формируется на основе данных системы электронного расписания: если преподаватель проводил занятия у студентов, его ФИО будут отображаться в форме. Семинарские и лекционные занятия оцениваются отдельно, поэтому если преподаватель вел и лекции, и семинары, то студентам сначала будет предложено оценить работу преподавателя на лекционных занятиях, а затем –- на семинарских. В конце учебного года на базе модуля СОП проводится голосование студентов за лучших преподавателей по итогам всего года.
Критериями оценки учебных курсов являются следующие факторы и характеристики дисциплины:
— Полезность курса для будущей карьеры;
— Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития;
— Новизна полученных знаний;
— Сложность курса для успешного прохождения.
В случае оценивания работы преподавателя критериями для оценки станет следующее:
— Ясность требований, предъявляемых к студентам;
— Ясность и последовательность изложения материала;
— Контакт преподавателя с аудиторией;
— Возможность внеаудиторного общения по учебным и научным вопросам.
Студент по каждому критерию выставляет балл от 1 до 5 (где «1» - минимальная оценка, «5» - максимальная оценка; для критерия сложности для успешного прохождения дисциплины «1» – курс очень легкий, «5» - курс очень сложный для прохождения). Если студент не может оценить дисциплину или преподавателя, а также если студент не хочет выражать мнение относительно преподавания дисциплины, он может проставить вариант "Затрудняюсь ответить". В таком случае, его оценка не будет учитываться при расчете среднего значения.
Результаты оценивания учитываются руководством факультетов, департаментов и образовательных программ при решении кадровых вопросов и при корректировке учебных планов. Согласно регламенту, если преподаватель получил среднюю оценку по дисциплине (в текущем учебном году) ниже 3 баллов, то из его запланированной на будущий учебный год учебной нагрузки будет исключена нагрузка, связанная с проведением аудиторных занятий по этой дисциплин.
Также оценки СОП являются одним из ключевых критериев конкурса на замещение должностей профессорско-преподавательского состава (с минимальными ограничительными требованиями для всех треков и повышенными требованиями для части).
Студенческая оценка преподавания является неотъемлемой частью учебного процесса в Вышке, оказываясь полезной не только для самих преподавателей, но и для студентов. Принимая участие в анкетировании, студенты учатся рационально анализировать изучаемые ими дисциплины, а также имеют ценную возможность высказать свое мнение и предложить улучшения в организации определенных курсов.
Обратная связь от студентов всегда важна и ценится руководством, и благодаря результатам, полученным в ходе анкетирования, могут вноситься коррективы в учебный процесс, если такое желание выразит большинство студентов.
Спасибо, что читаете нас. До новых встреч!