Как вы относитесь к Кристиану Бэйлу? Нравится? Нет? Равнодушны? Я была ближе к третьему: да, хорошо играет, в меру симпатичный, талант есть, но что в нём особенного? Наша редакция решила, что день его рождения (сегодня) — отличный повод докопаться и понять: кто он такой, мистер Я-могу-сыграть-кого-угодно. Приглашаю вас присоединиться.
Продуктивность и отношение к работе
52 проекта за 49 лет жизни, из них 29 экранизаций всевозможных первоисточников. Что можно сразу сказать об актере? Этот парень настоящий трудоголик! Порой у него выходило по 3 фильма в год: в 2002, 2005 и 2022. Карьеру актера он начал с рекламы хлопьев в 9 лет, а затем пошел штурмовать кастинги серьезного кино. Его отбирали среди сотен претендентов — настолько парнишка был убедителен. В ранних ролях Бэйл не раз играл персонажей с хрупким душевным здоровьем, что явно прокачивало его актерские способности: мало быть задорным мальчуганом приятной наружности, нужно показывать характер, особенности, поведение, причем такое, которое у самого себя не скопируешь. Интересные результаты можно увидеть в «Принце Ютландии», «Секретном агенте» и «Всех маленьких животных».
Фильмография актера пестрит жанрами: детектив, мюзикл, триллер, драма, боевик, ужас, антиутопия, биография, фантастика, вестерн, историческая драма, мелодрама черная комедия, трагикомедия и даже фантазия на тему библейского сюжета — если это не разноплановость, то что тогда?!
По словам Кристиана, каждый фильм он воспринимает как первый и последний: выкладывался по полной, без оглядки на свой уже богатый опыт. Это избавляет от высокомерия и желания давать молодым коллегам, с куда более скромным багажом ролей, советы по актерскому мастерству.
Безусловно, важной вехой его карьеры стала роль защитник Готэма: он понимал, каким рискованным было его согласие сыграть Бэтмена. Решение тащить на себе столь известную франшизу могло, как вознести его на небывалые высоты, так и похоронить карьеру. Еще один капкан — застрять в супергеройском амплуа. К счастью, после экранизации новой части популярного комикса DC, предложения по работе продолжили поступать, а Бэйл всё также удачно мимикрирует в своих персонажей, не таща за собой призрак бэтменского плаща. А жизнь сделала интересный поворот: спустя 10 лет после «Темного рыцаря: Возрождение легенды» Бэйл сыграл антигероя у главного конкурента DC — в фильме Marvel «Тор: Любовь и гром».
Метаморфозы на экране и в жизни
Об экспериментах англичанина над собственным телом для ролей не скажет только ленивый: сбросить вес, набрать, сбросить, снова набрать — он по праву считается королем трансформаций. На экране мы видим изможденного Тревора Резника, который теряет сон в «Машинисте» (2004) — для этого персонажа Кристиан сбросил 30 кг веса. Примечательно, что сценарист для описания внешнего вида Резника просто вписал туда свой реальный вес (он ниже Бейла ростом на пол головы и более хрупкого телосложения). Актер воспринял это как вызов, который сам же себе и бросил. И хоть такой эксперимент был излишним, он показал Кристиана как волевого, смелого человека, который ради роли сделает всё. Зрелище буквально жуткое, но захватывающее. Посмотрите, если еще не видели эту работу.
Уже в следующем году Бэйл играет сильного и ловкого Бэтмена, а затем накачанного Джима Дэвиса из «Крутых времен» (оба фильма 2005 года). В 2006 проходят съемки «Спасительного рассвета», где Бэйл становится военным летчиком, на чью долю выпали плен, пытки и голод, а значит снова надо сбросить вес. В этом же году на экраны выходит «Престиж», где мускулистые руки актера точно собрали немало восторженных женских вздохов. Вздыхать можно сколько угодно, но сердце Бэйла давным-давно занято.
В одном из интервью актер признался, что никаких успехов в своем нелегком труде он бы не добился, если бы не любимая жена Сандра (Сиби) Блажич. Именно она следила за его питанием и тренировками, поддерживала и вселяла веру в успех. Познакомила его с Сиби Вайнона Райдер, у которой бывшая модель работала ассистенткой и визажисткой. Роман получился какой-то головокружительный: всего через пару месяцев после знакомства пара сбежала в Лас-Вегас и тайно сыграла свадьбу 29 января 2000 года. Ребята вместе уже 22 года. Это одна из самых главных его метаморфоз — из завидного голливудского холостяка в надежного мужа и отца.
Факты и теории
Факт: Мачеха Бэйла — Глория Стайнем — известная американская феминистка, журналистка и общественная деятельница. Теория: свою дочь Кристиан и его жена Сиби назвали Эммелин, что, смею надеяться, было сделано в честь известной активистки суфражистского движения Эммелин Панкхёрст.
Теория: зарубежные таблоиды пестрят историями о буйном нраве Бэйла, который сметет любого на своем пути. Факт: чего только стоит речь на вручении «Золотого глобуса», где он благодарит Сатану за вдохновение для роли Дика Чейни в картине «Власть» (фильм 2018 года, для которого Бэйл набирает 13 килограммов, и его там непросто узнать). Теория: говорят, у актера и политика нелюбовь друг к другу. Факт: достоверно известно о конфликте Бэйла с оператором «Терминатора» Шейном Хёрлбатом. В сети есть запись этого эмоционального срыва актера в сторону сотрудника съемочной группы: слушать, как он песочит оператора, просто потому что может, трудно и неприятно, так что ссылку давать не буду. Позже Кристиан принес за это извинения, и всё списали на эмоциональное истощение от напряженной работы.
Теория: «Кинопоиск» пишет, что Бэйл в каждой своей роли говорит с разным акцентом. Факт: некоторые британские телезрители с удивлением обнаружили, что Кристиан — их земляк. Судя по твитам после его выступления на BBC Breakfast, они не знали, что Бэйл родился в Уэльсе и говорит на кокни (лондонское просторечие), потому что по большей части у его персонажей американский акцент.
Критика и зрительская любовь
Интересный момент: картины, в которых снимался Бэйл, частенько проваливались в прокате по кассовым сборам, их ругали критики и не всегда одобряли зрители, но это не касалось игры Кристиана — он всегда получал отличные отзывы. И если вы смотрели «Маленьких женщин», «Машиниста», «Престиж», «Американского психопата», «Бойца», то, скорее всего, согласитесь, что его игра всегда остается на высоком уровне. Теперь соглашусь и я.
Пройдемся по некоторым экранизациям подробнее. При просмотре нижеперечисленных фильмов, а также любых других с Бэйлом, заметьте, что наличие известных актеров и актрис в кадре не переключает внимание с нашего героя: он умело приковывает его к себе — отдаю должное.
Мио, мой Мио (1987)
Астрид Линдгрен написала прелюбопытнейшую сказку в 1954 году, практически «Властелин колец» для детей (который вышел в том же году). Сюжет: два маленьких друга едут на край королевства, чтобы сразиться со злом в лице рыцаря Като, который держит в ужасе всю округу — и это приключение не будет легким, хотя будет захватывающим. Думала, может сходство с «Властелином» мне привиделось, но начала гуглить и нашла целые баталии на эту тему: кто же был раньше — Толкин или Линдгрен? А еще стало понятно, какие сказки в детстве читал Фредерик Бакман: его бабушка, «...которая велела кланяться и передать, что просит прощения» рассказывала внучке Эльсе о волшебном королевстве, куда можно долететь на лошадях (Мирамис — Миамас), о славных рыцарях, их друзьях и о зле, с которым непременно надо бороться.
Очаровательный Юм-Юм, которого играет Бэйл, напоминает Сэма — честный и верный оруженосец, готовый идти за другом до конца. Актеру тогда было 13 лет, но его нетрудно узнать по серьезному и прямому взгляду (стараюсь отогнать от себя мысли об этом прямом взгляде из «Американского психопата»). Сказку сняли совместными усилиями Швеции, Норвегии и Советского Союза. Режиссера Владимира Грамматикова на этот пост одобрила сама Линдгрен.
Отбор детей на главные роли проводился строгий и шокирующий для британских киноделов: без спросу родителей Грамматиков дал английским актерам из детских театральных школ задание разбиться на пары и сыграть сценку, где один сообщает другому новость о гибели любимого пса. Разразился жуткий скандал из-за такого задания, но режиссер решил подлить масло в масло, задав детям еще один этюд: «твоя мама уходит из семьи, а ты уговариваешь ее остаться». Бэйл прошел отбор.
Принц Ютландии (1994)
Непростые приключения молодого принца Амлета, снятые по мотивам трудов Саксона Грамматика — датского хрониста. В пору междоусобных войн, когда идет битва за каждый кусок земли и каждое королевство, удара надо ждать отовсюду — даже от близких. Этот же сюжет лег в основу шекспировского «Гамлета». Интересно, что главный противник принца Амлета, которого убедительно сыграл Бэйл, — его дядя Фэнг (Габриэль Бирн), последует за ним и в экранизацию «Хороших жен». Узнаете его там?
Маленькие женщины (1994)
Мать и ее четыре дочери с нетерпением ждут конца гражданской войны, на которую ушел глава семейства. В домашнем кругу девочки воспитывают характер трудом, научаются бороться со своими недостатками и просто растут. Станьте частью семьи Марч, как это сделал соседский мальчик-сирота.
Роман-взросление Луизы Мэй Олкотт известен многим и считается культовым, а меня он разозлил. Я глубоко разочарована сюжетным поворотом отношений двух основных героев, а грустные глаза Бэйла в экранизации 1994 года и вовсе добили меня. Как можно было?!
Я была настолько зла, что даже гуглила, с кем должен был в итоге остаться наш томноглазый, и нашла много единомышленников и даже фанфиков с логичным для меня финалом: дикарка взрослеет, отвечает кавалеру взаимностью и всё — большая любовь, огромное счастье, конец. Банально, конечно, но и окончание «Хороших жен» (продолжение «Маленьких женщин», которое уместили в одну экранизацию с первой книгой) не отличается оригинальностью, раз уж на то пошло. Я специально не пишу имен, чтобы не обломать предвкушение тем, кто еще не читал. А кто читал — легко поймет, о чем я. Вы ведь тоже испытали раздражение?
В 2019 году вышла еще одна версия истории четырех сестер Марч, и там уже грустные глаза у Тимоти Шаламе. Дело вкуса: как по мне, Бэйл играет сильнее. Также отмечу, что огненный темперамент Флоренс Пью, затмил собою ту героиню, которая на самом деле должна была пылать ярче всех. Смутило и сильное несовпадение возраста Пью и ее персонажа. Куда смотрели все причастные к созданию фильма? Загадка.
Секретный агент (1996)
Экранизация политического романа «Секретный агент» Джозефа Конрада — неспешная драма о мистере Верлоке и его чудесной жене Уинни. Он ведет обыденную жизнь лавочника и семьянина, у них на попечении младший брат жены — Стиви (как раз его и играет Бэйл) — добрый, кроткий парнишка, страдающий слабоумием. Фильм спокойный, но напряженный, а вот у книги Конрада ироничный слог, которым он тонко очерчивает свое отношение к событиям и героям: «Уязвленность покойного патентованного трактирщика тем, что в сыновья ему достался столь своеобразный мальчик, проявлялась в склонности к суровым методам воспитания; душа трактирщика была тонка и ранима, а его страдания как человека и отца — абсолютно неподдельны».
Все маленькие животные (1998)
Если в работе выше у Бэйла роль была второстепенная, то здесь он в самом центре событий: парнишка, который остановился в развитии вследствие травмы головы в детстве, остается один на один с жестоким отчимом после смерти мамы. Он вынужден сбежать из дома, чтобы Толстяк (как он называет мужа матери) не упек его в лечебницу. А по дороге он встречает… впрочем, сами увидите и/или прочитаете.
Мрачноватая драма 1998 года с совершенно необычным сюжетом, по крайней мере я подобного не встречала. Это экранизация одноименного романа Уолкера Хэмилтона. На Rotten Tomatoes многие зрители пишут, что для них это одна из самых любимых и пронзительных работ Бэйла.
Американский психопат (2000)
При первом просмотре фильм завораживает и пугает. Красивый, молодой, перспективный и благополучный с виду молодой человек, который толкает прекрасные речи сознательного гражданина, по вечерам являет миру вторую свою личину — тут спойлерю не я, а название книги.
Кстати, о книге: обычно не пишу о тех, которые мне не нравятся, ибо зачем занимать время читателя тем, что в итоге не порекомендую? Но раз уж здесь основной фокус на экранизациях, в которых снялся Бэйл, то скажу, что сей пафосный трактат Брета Истона Эллиса, который хоть и подается как взгляд психопата на мир, не вызвал ничего, кроме усталости. Я сдалась читать где-то на 20 странице. Вот банально лишилась сил от перечислений марок подсвечников, тарелок, одежды, бокалов, туфель, трусов, ремней и т.д. Если убрать из повествования этот способ показать, что люди зациклены на потреблении и вещах, то книга сократится втрое, если не вчетверо.
Чуть полегче пошла аудиокнига, но всю осилить не смогла. Не настолько длинная у меня жизнь, чтобы тратить ее на это. Лучше посмотрю фильм. А фильм занятный: явно был шокирующим, когда только появился, а для кого-то может стать большим открытием и сейчас. Полагаю, многие из нас, как я, например, узнали о Бэйле именно после этой картины.
Эквилибриум
Вот уж где поклонники насладились Кристианом в полной мере — практически всё экранное время у одного персонажа, и он занимает его не зря. Лично мне понравилось его амплуа малоэмоционального внешне героя с бурей эмоций внутри. Это не экранизация, а оригинальный фильм-утопия 2002 года, но в сюжете явно прослеживается вдохновение Оруэллом и Брэдбери, а также оммаж «Матрице».
Фильм вызвал разные отзывы критиков и зрителей, но, как известно — спрос рождает предложение: режиссеры через одного желают представить миру свою версию будущего, если человечество свернет не туда. И знаете, отчасти прав оказывается каждый.
Престиж (2006)
Есть у меня смутное воспоминание, что как-то я пыталась посмотреть этот известный фильм, но не срослось. Я не фанатела от Джекмана и Бэйла, тема фокусов мне не была интересна, в общем, взгляд мой туда не устремился. Сейчас же, для этой статьи, я решила сначала почитать роман Кристофера Приста, а уже затем смотреть адаптацию Нолана. Когда дочитала последнюю строку, то подумала: «Понятно, почему Нолан взялся за эту историю — в ней чёрт ногу сломит». А еще так и хочется ввернуть: «следите за руками».
От книги было не оторваться: это тот самый случай, когда мы с ней путешествовали по всей квартире, и я нехотя откладывала ее, если мне для чего-нибудь нужны были обе руки. Я надеюсь, вы надумаете прочитать захватывающую историю взаимной одержимости, нетипичной любви-ненависти, страсти длиною в жизнь. Во-первых, у сюжета несколько уровней, во-вторых, использован прием «точка зрения», что позволяет читателю получить не просто объемную картинку, но еще долго и старательно складывать мозаику событий, дат и суждений героев. Вы можете выбрать сторону одного персонажа, а потом узнать, что у каждого своя правда — вот уж где эта фраза подходит как нельзя лучше.
Основная часть сюжета написана в форме дневников героев, что позволяет нам взглянуть на ситуацию их глазами. И как интересно теперь видится дневник Альфреда Бордена после прочтения всей книги. Обожаю такие сюжетные повороты! Сравнить могу разве что с ощущением, когда впервые посмотрела «Шестое чувство» и поразилась, как грамотно сняты кадры, когда героя легко можно из них вырезать, а сцена не расползется по швам. Параллелей сюжета нет — сравниваю производимый эффект. Если коротко, то это книга, которую хочется прочитать еще раз сразу после того, как ты ее закрыл. Каково!
Если вы не читали — прочтите. Я пишу по свежим ощущениям, даже не уверена, что до конца разобралась во всех тонкостях сюжета — так поглощала страницы. И теперь, будучи подготовленной первоисточником, я включаю экранизацию с Кристианом Бэйлом.
Книга лучше! У меня всё). Шучу, скажу пару слов: сюжет сильно переиначен, что создает совсем другие впечатления от персонажей, меняет их мотивацию, каких-то выдвигает на первый план, а других — убирает вообще. Герой нашей статьи, как я выяснила, хорош, но, как по мне, не раскрыт в полной мере. Здесь у меня вопросы не к Бэйлу, а к Нолану и его варианту сюжета: по мотивам, так по мотивам. Зато красивая съемка, зато звездный каст. Актер, который неизменно радует глаз — Майкл Кейн (он достоин отдельного материала!).
Боец (2010)
Based on a true story. Хоть это и не экранизация, но Бэйл получил за эту работу свой первый и пока единственный «Оскар», а также другие награды, поэтому хочу сказать о фильме.
История о том, какой разрушительной, токсичной и манипулирующей бывает любовь семьи, если она строится на созависимых отношениях. Щекотливая тема: терпеть поведение близких, потому что «ну мы же семья и должны держаться вместе», даже если это разрушает твои планы и будущее.
Сюжет написала сама жизнь: Бэйл играет Дикки, бывшего боксера, который балуется наркотиками, а в перерывах между угарами тренирует брата. Более успешный младший брат Микки рискует карьерой и возможностями, лишь бы оставаться частью семьи. Особое место в этой истории занимает мать. Порадовал меня отец Микки — хотелось пожать ему руку за смелость сопротивляться.
Бэйл получил «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана и не зря — он точно передал манеру общения и поведения реального Дикки Эклунда (в чём вы можете убедиться в самом конце фильма, когда дадут небольшую вставку с братьями-боксерами). Если в других ролях Кристиан сам решает, какого изюму насыпать персонажу, и мы примем это за правду, то здесь он талантливо передал саму реальность.
Кстати, а вы видели обычно тихую и скромную Эми Адамс, которая по уровню агрессии перекрывает 8 разъяренных женщин? Если нет, то теперь вы знаете, где посмотреть.
Всевидящее око (2022)
Свежий триллер 2022 года получился мрачным, готическим и красивым. Снят по мотивам одноименной книги Луи Байяра, где расследованием убийства кадета наравне с полицией занимается Эдгар По. Нет, это не роль Бэйла, так как в картине представлено время учебы молодого писателя в военной академии Вест-Пойнт в 1830 году. И хоть теперь, после всех фильмов, статей, видео, интервью с Бэйлом, я верю, что он смог бы сыграть и 21-летнего По, актер более органичен в роли по возрасту — именитого сыщика Огастуса Лэндора, которого пригласили вести это расследование.
Вас ждет неожиданная встреча с актером из «Гарри Поттера» (узнали?) — именно он и сыграет, очень хорошо сыграет Эдгара По. Классный актерский дуэт выручает затянутый фильм, а сюжетный твист в конце оправдывает зрительские ожидания.
Ай да Бэйл, ай да…
Что же в итоге, дорогой читатель? Проговорю очевидное: Кристиан Бэйл невероятно талантлив и удивительно хорош, в картины вписывается как недостающий пазл. Думаю, для меня его присутствие в фильме теперь станет причиной для просмотра. Ложкой дегтя (а может и целым ведром) в бочке этого меда — непростой характер, что приближает его к обычным смертным.
Здесь представлена лишь малая доля наследия актера, надеюсь, некоторые фильмы, а может и их первоисточники, попадут в ваши ближайшие планы. Поделитесь в комментариях, какие фильмы с Бэйлом нравятся вам?
Автор: Алена Миллер