Найти тему
LiveLib

Эффект Кристиана Бэйла: психопат, машинист, фокусник

Как вы относитесь к Кристиану Бэйлу? Нравится? Нет? Равнодушны? Я была ближе к третьему: да, хорошо играет, в меру симпатичный, талант есть, но что в нём особенного? Наша редакция решила, что день его рождения (сегодня) — отличный повод докопаться и понять: кто он такой, мистер Я-могу-сыграть-кого-угодно. Приглашаю вас присоединиться.

Продуктивность и отношение к работе

52 проекта за 49 лет жизни, из них 29 экранизаций всевозможных первоисточников. Что можно сразу сказать об актере? Этот парень настоящий трудоголик! Порой у него выходило по 3 фильма в год: в 2002, 2005 и 2022. Карьеру актера он начал с рекламы хлопьев в 9 лет, а затем пошел штурмовать кастинги серьезного кино. Его отбирали среди сотен претендентов — настолько парнишка был убедителен. В ранних ролях Бэйл не раз играл персонажей с хрупким душевным здоровьем, что явно прокачивало его актерские способности: мало быть задорным мальчуганом приятной наружности, нужно показывать характер, особенности, поведение, причем такое, которое у самого себя не скопируешь. Интересные результаты можно увидеть в «Принце Ютландии», «Секретном агенте» и «Всех маленьких животных».

Фильмография актера пестрит жанрами: детектив, мюзикл, триллер, драма, боевик, ужас, антиутопия, биография, фантастика, вестерн, историческая драма, мелодрама черная комедия, трагикомедия и даже фантазия на тему библейского сюжета — если это не разноплановость, то что тогда?!

По словам Кристиана, каждый фильм он воспринимает как первый и последний: выкладывался по полной, без оглядки на свой уже богатый опыт. Это избавляет от высокомерия и желания давать молодым коллегам, с куда более скромным багажом ролей, советы по актерскому мастерству.

Безусловно, важной вехой его карьеры стала роль защитник Готэма: он понимал, каким рискованным было его согласие сыграть Бэтмена. Решение тащить на себе столь известную франшизу могло, как вознести его на небывалые высоты, так и похоронить карьеру. Еще один капкан — застрять в супергеройском амплуа. К счастью, после экранизации новой части популярного комикса DC, предложения по работе продолжили поступать, а Бэйл всё также удачно мимикрирует в своих персонажей, не таща за собой призрак бэтменского плаща. А жизнь сделала интересный поворот: спустя 10 лет после «Темного рыцаря: Возрождение легенды» Бэйл сыграл антигероя у главного конкурента DC — в фильме Marvel «Тор: Любовь и гром».

Метаморфозы на экране и в жизни

Об экспериментах англичанина над собственным телом для ролей не скажет только ленивый: сбросить вес, набрать, сбросить, снова набрать — он по праву считается королем трансформаций. На экране мы видим изможденного Тревора Резника, который теряет сон в «Машинисте» (2004) — для этого персонажа Кристиан сбросил 30 кг веса. Примечательно, что сценарист для описания внешнего вида Резника просто вписал туда свой реальный вес (он ниже Бейла ростом на пол головы и более хрупкого телосложения). Актер воспринял это как вызов, который сам же себе и бросил. И хоть такой эксперимент был излишним, он показал Кристиана как волевого, смелого человека, который ради роли сделает всё. Зрелище буквально жуткое, но захватывающее. Посмотрите, если еще не видели эту работу.


Кадр из фильма «Машинист»
Кадр из фильма «Машинист»

Уже в следующем году Бэйл играет сильного и ловкого Бэтмена, а затем накачанного Джима Дэвиса из «Крутых времен» (оба фильма 2005 года). В 2006 проходят съемки «Спасительного рассвета», где Бэйл становится военным летчиком, на чью долю выпали плен, пытки и голод, а значит снова надо сбросить вес. В этом же году на экраны выходит «Престиж», где мускулистые руки актера точно собрали немало восторженных женских вздохов. Вздыхать можно сколько угодно, но сердце Бэйла давным-давно занято.

В одном из интервью актер признался, что никаких успехов в своем нелегком труде он бы не добился, если бы не любимая жена Сандра (Сиби) Блажич. Именно она следила за его питанием и тренировками, поддерживала и вселяла веру в успех. Познакомила его с Сиби Вайнона Райдер, у которой бывшая модель работала ассистенткой и визажисткой. Роман получился какой-то головокружительный: всего через пару месяцев после знакомства пара сбежала в Лас-Вегас и тайно сыграла свадьбу 29 января 2000 года. Ребята вместе уже 22 года. Это одна из самых главных его метаморфоз — из завидного голливудского холостяка в надежного мужа и отца.

Факты и теории

Факт: Мачеха Бэйла — Глория Стайнем — известная американская феминистка, журналистка и общественная деятельница. Теория: свою дочь Кристиан и его жена Сиби назвали Эммелин, что, смею надеяться, было сделано в честь известной активистки суфражистского движения Эммелин Панкхёрст.

Теория: зарубежные таблоиды пестрят историями о буйном нраве Бэйла, который сметет любого на своем пути. Факт: чего только стоит речь на вручении «Золотого глобуса», где он благодарит Сатану за вдохновение для роли Дика Чейни в картине «Власть» (фильм 2018 года, для которого Бэйл набирает 13 килограммов, и его там непросто узнать). Теория: говорят, у актера и политика нелюбовь друг к другу. Факт: достоверно известно о конфликте Бэйла с оператором «Терминатора» Шейном Хёрлбатом. В сети есть запись этого эмоционального срыва актера в сторону сотрудника съемочной группы: слушать, как он песочит оператора, просто потому что может, трудно и неприятно, так что ссылку давать не буду. Позже Кристиан принес за это извинения, и всё списали на эмоциональное истощение от напряженной работы.

Теория: «Кинопоиск» пишет, что Бэйл в каждой своей роли говорит с разным акцентом. Факт: некоторые британские телезрители с удивлением обнаружили, что Кристиан — их земляк. Судя по твитам после его выступления на BBC Breakfast, они не знали, что Бэйл родился в Уэльсе и говорит на кокни (лондонское просторечие), потому что по большей части у его персонажей американский акцент.

Критика и зрительская любовь

Интересный момент: картины, в которых снимался Бэйл, частенько проваливались в прокате по кассовым сборам, их ругали критики и не всегда одобряли зрители, но это не касалось игры Кристиана — он всегда получал отличные отзывы. И если вы смотрели «Маленьких женщин», «Машиниста», «Престиж», «Американского психопата», «Бойца», то, скорее всего, согласитесь, что его игра всегда остается на высоком уровне. Теперь соглашусь и я.


Кадр из фильма «Власть»
Кадр из фильма «Власть»

Пройдемся по некоторым экранизациям подробнее. При просмотре нижеперечисленных фильмов, а также любых других с Бэйлом, заметьте, что наличие известных актеров и актрис в кадре не переключает внимание с нашего героя: он умело приковывает его к себе — отдаю должное.

Мио, мой Мио (1987)

Астрид Линдгрен написала прелюбопытнейшую сказку в 1954 году, практически «Властелин колец» для детей (который вышел в том же году). Сюжет: два маленьких друга едут на край королевства, чтобы сразиться со злом в лице рыцаря Като, который держит в ужасе всю округу — и это приключение не будет легким, хотя будет захватывающим. Думала, может сходство с «Властелином» мне привиделось, но начала гуглить и нашла целые баталии на эту тему: кто же был раньше — Толкин или Линдгрен? А еще стало понятно, какие сказки в детстве читал Фредерик Бакман: его бабушка, «...которая велела кланяться и передать, что просит прощения» рассказывала внучке Эльсе о волшебном королевстве, куда можно долететь на лошадях (Мирамис — Миамас), о славных рыцарях, их друзьях и о зле, с которым непременно надо бороться.

-4

Мио, мой Мио

Астрид Линдгрен

Очаровательный Юм-Юм, которого играет Бэйл, напоминает Сэма — честный и верный оруженосец, готовый идти за другом до конца. Актеру тогда было 13 лет, но его нетрудно узнать по серьезному и прямому взгляду (стараюсь отогнать от себя мысли об этом прямом взгляде из «Американского психопата»). Сказку сняли совместными усилиями Швеции, Норвегии и Советского Союза. Режиссера Владимира Грамматикова на этот пост одобрила сама Линдгрен.

Отбор детей на главные роли проводился строгий и шокирующий для британских киноделов: без спросу родителей Грамматиков дал английским актерам из детских театральных школ задание разбиться на пары и сыграть сценку, где один сообщает другому новость о гибели любимого пса. Разразился жуткий скандал из-за такого задания, но режиссер решил подлить масло в масло, задав детям еще один этюд: «твоя мама уходит из семьи, а ты уговариваешь ее остаться». Бэйл прошел отбор.

Принц Ютландии (1994)

Непростые приключения молодого принца Амлета, снятые по мотивам трудов Саксона Грамматика — датского хрониста. В пору междоусобных войн, когда идет битва за каждый кусок земли и каждое королевство, удара надо ждать отовсюду — даже от близких. Этот же сюжет лег в основу шекспировского «Гамлета». Интересно, что главный противник принца Амлета, которого убедительно сыграл Бэйл, — его дядя Фэнг (Габриэль Бирн), последует за ним и в экранизацию «Хороших жен». Узнаете его там?

Маленькие женщины (1994)


Кадр из фильма «Маленькие женщины»
Кадр из фильма «Маленькие женщины»

Мать и ее четыре дочери с нетерпением ждут конца гражданской войны, на которую ушел глава семейства. В домашнем кругу девочки воспитывают характер трудом, научаются бороться со своими недостатками и просто растут. Станьте частью семьи Марч, как это сделал соседский мальчик-сирота.

Роман-взросление Луизы Мэй Олкотт известен многим и считается культовым, а меня он разозлил. Я глубоко разочарована сюжетным поворотом отношений двух основных героев, а грустные глаза Бэйла в экранизации 1994 года и вовсе добили меня. Как можно было?!

-6

Маленькие женщины

Луиза Мэй Олкотт

Я была настолько зла, что даже гуглила, с кем должен был в итоге остаться наш томноглазый, и нашла много единомышленников и даже фанфиков с логичным для меня финалом: дикарка взрослеет, отвечает кавалеру взаимностью и всё — большая любовь, огромное счастье, конец. Банально, конечно, но и окончание «Хороших жен» (продолжение «Маленьких женщин», которое уместили в одну экранизацию с первой книгой) не отличается оригинальностью, раз уж на то пошло. Я специально не пишу имен, чтобы не обломать предвкушение тем, кто еще не читал. А кто читал — легко поймет, о чем я. Вы ведь тоже испытали раздражение?

В 2019 году вышла еще одна версия истории четырех сестер Марч, и там уже грустные глаза у Тимоти Шаламе. Дело вкуса: как по мне, Бэйл играет сильнее. Также отмечу, что огненный темперамент Флоренс Пью, затмил собою ту героиню, которая на самом деле должна была пылать ярче всех. Смутило и сильное несовпадение возраста Пью и ее персонажа. Куда смотрели все причастные к созданию фильма? Загадка.

Секретный агент (1996)

Экранизация политического романа «Секретный агент» Джозефа Конрада — неспешная драма о мистере Верлоке и его чудесной жене Уинни. Он ведет обыденную жизнь лавочника и семьянина, у них на попечении младший брат жены — Стиви (как раз его и играет Бэйл) — добрый, кроткий парнишка, страдающий слабоумием. Фильм спокойный, но напряженный, а вот у книги Конрада ироничный слог, которым он тонко очерчивает свое отношение к событиям и героям: «Уязвленность покойного патентованного трактирщика тем, что в сыновья ему достался столь своеобразный мальчик, проявлялась в склонности к суровым методам воспитания; душа трактирщика была тонка и ранима, а его страдания как человека и отца — абсолютно неподдельны».

-7

Тайный агент

Джозеф Конрад

Все маленькие животные (1998)

Если в работе выше у Бэйла роль была второстепенная, то здесь он в самом центре событий: парнишка, который остановился в развитии вследствие травмы головы в детстве, остается один на один с жестоким отчимом после смерти мамы. Он вынужден сбежать из дома, чтобы Толстяк (как он называет мужа матери) не упек его в лечебницу. А по дороге он встречает… впрочем, сами увидите и/или прочитаете.

Мрачноватая драма 1998 года с совершенно необычным сюжетом, по крайней мере я подобного не встречала. Это экранизация одноименного романа Уолкера Хэмилтона. На Rotten Tomatoes многие зрители пишут, что для них это одна из самых любимых и пронзительных работ Бэйла.

Американский психопат (2000)


Кадр из фильма «Американский психопат»
Кадр из фильма «Американский психопат»

При первом просмотре фильм завораживает и пугает. Красивый, молодой, перспективный и благополучный с виду молодой человек, который толкает прекрасные речи сознательного гражданина, по вечерам являет миру вторую свою личину — тут спойлерю не я, а название книги.

Кстати, о книге: обычно не пишу о тех, которые мне не нравятся, ибо зачем занимать время читателя тем, что в итоге не порекомендую? Но раз уж здесь основной фокус на экранизациях, в которых снялся Бэйл, то скажу, что сей пафосный трактат Брета Истона Эллиса, который хоть и подается как взгляд психопата на мир, не вызвал ничего, кроме усталости. Я сдалась читать где-то на 20 странице. Вот банально лишилась сил от перечислений марок подсвечников, тарелок, одежды, бокалов, туфель, трусов, ремней и т.д. Если убрать из повествования этот способ показать, что люди зациклены на потреблении и вещах, то книга сократится втрое, если не вчетверо.

-9

Американский психопат

Брет Истон Эллис

Чуть полегче пошла аудиокнига, но всю осилить не смогла. Не настолько длинная у меня жизнь, чтобы тратить ее на это. Лучше посмотрю фильм. А фильм занятный: явно был шокирующим, когда только появился, а для кого-то может стать большим открытием и сейчас. Полагаю, многие из нас, как я, например, узнали о Бэйле именно после этой картины.

Эквилибриум

Вот уж где поклонники насладились Кристианом в полной мере — практически всё экранное время у одного персонажа, и он занимает его не зря. Лично мне понравилось его амплуа малоэмоционального внешне героя с бурей эмоций внутри. Это не экранизация, а оригинальный фильм-утопия 2002 года, но в сюжете явно прослеживается вдохновение Оруэллом и Брэдбери, а также оммаж «Матрице».

Фильм вызвал разные отзывы критиков и зрителей, но, как известно — спрос рождает предложение: режиссеры через одного желают представить миру свою версию будущего, если человечество свернет не туда. И знаете, отчасти прав оказывается каждый.

Престиж (2006)

Есть у меня смутное воспоминание, что как-то я пыталась посмотреть этот известный фильм, но не срослось. Я не фанатела от Джекмана и Бэйла, тема фокусов мне не была интересна, в общем, взгляд мой туда не устремился. Сейчас же, для этой статьи, я решила сначала почитать роман Кристофера Приста, а уже затем смотреть адаптацию Нолана. Когда дочитала последнюю строку, то подумала: «Понятно, почему Нолан взялся за эту историю — в ней чёрт ногу сломит». А еще так и хочется ввернуть: «следите за руками».

-10

Престиж

Кристофер Прист

От книги было не оторваться: это тот самый случай, когда мы с ней путешествовали по всей квартире, и я нехотя откладывала ее, если мне для чего-нибудь нужны были обе руки. Я надеюсь, вы надумаете прочитать захватывающую историю взаимной одержимости, нетипичной любви-ненависти, страсти длиною в жизнь. Во-первых, у сюжета несколько уровней, во-вторых, использован прием «точка зрения», что позволяет читателю получить не просто объемную картинку, но еще долго и старательно складывать мозаику событий, дат и суждений героев. Вы можете выбрать сторону одного персонажа, а потом узнать, что у каждого своя правда — вот уж где эта фраза подходит как нельзя лучше.

Основная часть сюжета написана в форме дневников героев, что позволяет нам взглянуть на ситуацию их глазами. И как интересно теперь видится дневник Альфреда Бордена после прочтения всей книги. Обожаю такие сюжетные повороты! Сравнить могу разве что с ощущением, когда впервые посмотрела «Шестое чувство» и поразилась, как грамотно сняты кадры, когда героя легко можно из них вырезать, а сцена не расползется по швам. Параллелей сюжета нет — сравниваю производимый эффект. Если коротко, то это книга, которую хочется прочитать еще раз сразу после того, как ты ее закрыл. Каково!

Если вы не читали — прочтите. Я пишу по свежим ощущениям, даже не уверена, что до конца разобралась во всех тонкостях сюжета — так поглощала страницы. И теперь, будучи подготовленной первоисточником, я включаю экранизацию с Кристианом Бэйлом.

Книга лучше! У меня всё). Шучу, скажу пару слов: сюжет сильно переиначен, что создает совсем другие впечатления от персонажей, меняет их мотивацию, каких-то выдвигает на первый план, а других — убирает вообще. Герой нашей статьи, как я выяснила, хорош, но, как по мне, не раскрыт в полной мере. Здесь у меня вопросы не к Бэйлу, а к Нолану и его варианту сюжета: по мотивам, так по мотивам. Зато красивая съемка, зато звездный каст. Актер, который неизменно радует глаз — Майкл Кейн (он достоин отдельного материала!).

Боец (2010)

Based on a true story. Хоть это и не экранизация, но Бэйл получил за эту работу свой первый и пока единственный «Оскар», а также другие награды, поэтому хочу сказать о фильме.


Кадр из фильма «Боец»
Кадр из фильма «Боец»

История о том, какой разрушительной, токсичной и манипулирующей бывает любовь семьи, если она строится на созависимых отношениях. Щекотливая тема: терпеть поведение близких, потому что «ну мы же семья и должны держаться вместе», даже если это разрушает твои планы и будущее.

Сюжет написала сама жизнь: Бэйл играет Дикки, бывшего боксера, который балуется наркотиками, а в перерывах между угарами тренирует брата. Более успешный младший брат Микки рискует карьерой и возможностями, лишь бы оставаться частью семьи. Особое место в этой истории занимает мать. Порадовал меня отец Микки — хотелось пожать ему руку за смелость сопротивляться.

Бэйл получил «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана и не зря — он точно передал манеру общения и поведения реального Дикки Эклунда (в чём вы можете убедиться в самом конце фильма, когда дадут небольшую вставку с братьями-боксерами). Если в других ролях Кристиан сам решает, какого изюму насыпать персонажу, и мы примем это за правду, то здесь он талантливо передал саму реальность.

Кстати, а вы видели обычно тихую и скромную Эми Адамс, которая по уровню агрессии перекрывает 8 разъяренных женщин? Если нет, то теперь вы знаете, где посмотреть.

Всевидящее око (2022)

Свежий триллер 2022 года получился мрачным, готическим и красивым. Снят по мотивам одноименной книги Луи Байяра, где расследованием убийства кадета наравне с полицией занимается Эдгар По. Нет, это не роль Бэйла, так как в картине представлено время учебы молодого писателя в военной академии Вест-Пойнт в 1830 году. И хоть теперь, после всех фильмов, статей, видео, интервью с Бэйлом, я верю, что он смог бы сыграть и 21-летнего По, актер более органичен в роли по возрасту — именитого сыщика Огастуса Лэндора, которого пригласили вести это расследование.

-12

Всевидящее око

Луи Байяр

Вас ждет неожиданная встреча с актером из «Гарри Поттера» (узнали?) — именно он и сыграет, очень хорошо сыграет Эдгара По. Классный актерский дуэт выручает затянутый фильм, а сюжетный твист в конце оправдывает зрительские ожидания.

Ай да Бэйл, ай да…

Что же в итоге, дорогой читатель? Проговорю очевидное: Кристиан Бэйл невероятно талантлив и удивительно хорош, в картины вписывается как недостающий пазл. Думаю, для меня его присутствие в фильме теперь станет причиной для просмотра. Ложкой дегтя (а может и целым ведром) в бочке этого меда — непростой характер, что приближает его к обычным смертным.


Кадр из фильма «Тор: Любовь и гром»
Кадр из фильма «Тор: Любовь и гром»

Здесь представлена лишь малая доля наследия актера, надеюсь, некоторые фильмы, а может и их первоисточники, попадут в ваши ближайшие планы. Поделитесь в комментариях, какие фильмы с Бэйлом нравятся вам?

Автор: Алена Миллер