Имя американского литературного критика, переводчика и, в первую очередь, одного из самых талантливых поэтов XX века, Эзры Паунда, долгое время оставалось в забвении в России и у себя на Родине.
Причина опалы лежит на поверхности: Паунду не простили сочувствия режиму Муссолини. Долгое время его политические воззрения намного перевешивали в глазах предвзятой публики гениальные поэтические творения и литературные открытия в области средневековой психологии трубадуров.
Сейчас Эзра Паунд известен, прежде всего, как автор великой поэмы «Cantos», состоящей из 117 частей. Ее Паунд писал всю жизнь и не успел закончить в связи с кончиной.
Бурная жизнь Эзры Паунда
Эзра Лумис Паунд родился в городе Хэйли, штат Айдахо в 1885 году и был единственным ребенком в семье Хомера и Изабел Паунд.
В 1901 году Эзра Паунд поступил в Пенсильванский университет. Вскоре юноша, отличившийся в изучении провансальского диалекта и древнеанглийского языка, получает Харрисоновскую стипендию по романским языкам. Он едет в Европу, чтобы ближе исследовать творчество провансальских поэтов. Позже он посвятит жизни трубадуров очень содержательную и глубокую работу.
В качестве учителя романских языков Паунд был принят в Уобэш-колледж (Кроуфордсвил, штат Индиана). Однако вскоре за предосудительный поступок (за курение в общественных местах и соблазнение молодых слушательниц курса) он был исключен из учебного заведения и отправился в Европу.
Эзра Паунд сначала много путешествовал по европейскому региону, останавливаясь в Париже, Лондоне, Провансе. Встречался с крупнейшими деятелями культуры своей эпохи (Джойсом и Элиотом, композиторами Стравинским, Равелем и представителем вортицизма (по-другому: функциональному футуризму) в музыке Джорджем Энтейлем, меценаткой и писательницей Гертрудой Стайн, писателями Е.Е. Каммингсом и Эрнестом Хемингуэйем, с известной американской скрипачкой Ольгой Радж).
- В конце концов он обосновался в Италии, женившись перед этим на Дороти Шекспир. Вскоре к Паунду приехала Ольга Радж, ставшая негласной возлюбленной и музой Паунда.
Дороти родила поэту сына Омара, а Ольга – дочь Марию.
- На 30-е годы приходится время создания Паундом основных стихотворений для цикла «Cantos».
Он становится активным политическим участником в сложный для Италии период, встречается с Муссолини и оказывает информационную поддержку ему и немецкому фюреру.
- Визит Паунда в Америку с целью сохранения ее нейтрального статуса в грядущей европейской бойне рассорил Паунда с лучшими друзьями.
- В 1943 году Министерство Юстиции США объявила Паунда изменником Родины.
- В 1945 году поэт был схвачен партизанами и передан представителю американской зоны. В мае того же года Паунда сослали в лагерь, расположенный в Пизе.
В лагере Эзра Паунд продолжал писать «Cantos». Вскоре его отправили в США, где он был признан психически невменяемым и помещен в лечебницу Св. Елизаветы близ Вашингтона.
- Благодаря заступничеству европейских коллег и активному содействию Ольги Радж с Паунда были сняты обвинения в измене Родине.
- Он с Дороти возвратился в Италию и поселился у дочери Марии.
- Спустя некоторое время его начинают беспокоить признаки депрессии, неуверенности в себе, он погружается в абсолютное молчание. Это вынуждает Дороти покинуть Эзру Паунда. На ее место приезжает Ольга Радж.
В конце жизни Эзра Паунд побывал на могиле Элиота и Джойса. Все его коллеги по ремеслу уже покинули этот мир.
В 1972 году Эзра Паунд умер в Венеции, а через год за ним последовала Дороти.
Учение о гармонии
Эзра Паунд, помимо занятий поэзией, посвятил много времени обоснованию совершенного звучания музыки.
По мнению Паунда, главным элементом гармонии выступает время. Если интервал правильно выверен, то за звуком любой высоты и любого сочетания может следовать любой звук с такой же высотой и любым сочетанием.
Понимание данного цикла было очень хорошо развито в Древней Индии, где вошли в обиход понятия «рага» (форма) и «тала» (ритм).
Музыкальная традиция чтит каноническую гармонию, построенную на соотношениях аккордовых созвучий и соответствующих им ступеней гаммы. Звуки в данном случае требуется извлекать одновременно, а аккорды, следуя руководству по модуляции, должны следовать друг за другом. При этом, как замечает Эзра Паунд, временному интервалу не уделяется должного внимания.
Во времена Франко Кельнского (средневекового теоретика музыки и изобретателя нотных знаков, обозначающих длительность) или Баха музыка мыслилась способной двигаться горизонтально, подобно разливающемуся ритму, а не быть статичной из-за придуманной гармонии.
- Способность различать пропорциональные соотношения между колебаниями звуков называется, по теории Паунда, музыкальным слухом. Ошибка современных музыкантов, таким образом, в том, что мелодия делается насильно гармонизированной. Это может привести к атрофии слуха.
- Музыкальный радикализм Эзры Паунда нашел применение и в кино. Известный венгерский режиссер Бела Тарр снял в 2000 году фильм-антиутопию «Гармонии Веркмейстера». В указанной кинокартине один из главных героев, музыковед и интеллектуал, утверждал, что композитор Андреас Веркмейстер в XVII веке изобрел фальшивую (современную) музыкальную гармонию.
- По мнению музыковеда из фильма, ограничение гармонии звукорядом, состоящим из семи ступеней в каждой октаве, сузило слуховые и духовные возможности человека.
Однако в реальности музыка не спасла героя от бунта людей небольшого городка, в котором он проживал. Страсть к насилию захлестнула это тихое место после прибытия таинственного цирка, а музыкальный талант оказался не способен укротить таинственную человеческую природу.
Идеограмматический метод
Эзра Паунд особо подчеркивал, что без реформирования современного образования невозможно создать сбалансированного и счастливого общества.
- Начинать нужно с письма. По мнению Эзры Паунда, наилучший способ подачи информации состоит в так называемом идеограмматическом методе.
- Под влиянием китайской философии Паунд считал, что идеограмма (условное изображение какого-либо понятия в виде рисунка) может раскрыть предмет со всех сторон, перейдя от утратившей чувствительность поверхности читательского ума к другой, регистрирующей и отзывчивой на действие.
- Перенеся эту модель на весь язык, Паунд утверждал, что окружающий мир можно увидеть через мега-идеограммы экономики, культуры, политики или поэзии. Эти мега-идеограммы должны заменить привычную сейчас пустую загрузку памяти человека бессмысленными датами, хронологическими событиями, именами королей и политиков, когда наблюдаемые явления не имеют между собой силлогической связи.
- Известный немецкий археолог и этнограф Лео Фробениус, как утверждал Эзра Паунд, практиковал именно идеограмматическое мышление, позволившее ему сделать ряд громких открытий.
- Во все времена существует комплекс глубоко укорененных идей, который буквально «висит в воздухе» и ждет своего часа. По двум сохранившимся африканским горшкам Фробениус смог угадать место сокрытия древней цивилизации прошлого.
- Ясность мышления должна привести к ясности терминологии. Прямое знание не требует от человека усилий, оно всегда конкретно и связывает напрямую слово и вещь.
Страсть к словесной точности преследовала Эзру Паунда до конца жизни.
Политическое и экономическое учение
Всю жизнь Эзра Паунд подчеркивал свою ненависть к банкирам и ростовщикам. Кроме кредитов, идущих на нужды строительства, остальные он считал порождением дьявола. Адские кредиты не имеют никакого отношения к снижению нужд и росту покупательной способности населения.
- Стоимость труда, выражаемая в том, что постоянно потребляется и истощается в поте и страданиях простого работника, стремится к дешевизне. Бумажные деньги и работа не могут больше оставаться предметом потребления.
- Паунд выступал вообще за отмену бумажных денег, так как выпуск новых денег подразумевал скрытое налогообложение «состояния-на-продажу» общественных рынков.
- Выход из создавшейся ситуации Эзра Паунд видел в приросте ассоциаций рабочих. Образцом для Паунда выступала корпоративное государство Бенито Муссолини.
В своих политических воззрениях Эзра Паунд шел еще дальше. Он писал, что на глобальном уровне Америка играет роль главного ростовщика мира. Натравливая Германию на Советскую Россию, англо-американский капитал ослаблял обоих противников.
Лишь Муссолини мог помешать коварным планам «союзников» по созданию новых долгов через сомнительные капиталовложения заокеанских банкиров.
Эти высказывания позже послужили основанием для помещения поэта в лечебницу Св. Елизаветы для принудительного лечения.
Возможно, что такие противоречивые и скандальные для своего времени заявления Эзры Паунда позволили ему относительно безболезненно пережить послевоенную опалу в тиши больничного корпуса, дописывая великую поэму «Cantos» и давая пищу для размышлений последующим борцам с «мировым гегемоном».
Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!