Найти тему

Гонения в США и посмертная слава. Радикализм и гениальность поэта Эзры Паунда

Оглавление

Имя американского литературного критика, переводчика и, в первую очередь, одного из самых талантливых поэтов XX века, Эзры Паунда, долгое время оставалось в забвении в России и у себя на Родине.

Причина опалы лежит на поверхности: Паунду не простили сочувствия режиму Муссолини. Долгое время его политические воззрения намного перевешивали в глазах предвзятой публики гениальные поэтические творения и литературные открытия в области средневековой психологии трубадуров.

Эзра Паунд (1885 -1972) — американский поэт, переводчик, литературный критик
Эзра Паунд (1885 -1972) — американский поэт, переводчик, литературный критик

Сейчас Эзра Паунд известен, прежде всего, как автор великой поэмы «Cantos», состоящей из 117 частей. Ее Паунд писал всю жизнь и не успел закончить в связи с кончиной.

Бурная жизнь Эзры Паунда

Эзра Лумис Паунд родился в городе Хэйли, штат Айдахо в 1885 году и был единственным ребенком в семье Хомера и Изабел Паунд.

В 1901 году Эзра Паунд поступил в Пенсильванский университет. Вскоре юноша, отличившийся в изучении провансальского диалекта и древнеанглийского языка, получает Харрисоновскую стипендию по романским языкам. Он едет в Европу, чтобы ближе исследовать творчество провансальских поэтов. Позже он посвятит жизни трубадуров очень содержательную и глубокую работу.

В качестве учителя романских языков Паунд был принят в Уобэш-колледж (Кроуфордсвил, штат Индиана). Однако вскоре за предосудительный поступок (за курение в общественных местах и соблазнение молодых слушательниц курса) он был исключен из учебного заведения и отправился в Европу.

Эзра Паунд в молодости
Эзра Паунд в молодости

Эзра Паунд сначала много путешествовал по европейскому региону, останавливаясь в Париже, Лондоне, Провансе. Встречался с крупнейшими деятелями культуры своей эпохи (Джойсом и Элиотом, композиторами Стравинским, Равелем и представителем вортицизма (по-другому: функциональному футуризму) в музыке Джорджем Энтейлем, меценаткой и писательницей Гертрудой Стайн, писателями Е.Е. Каммингсом и Эрнестом Хемингуэйем, с известной американской скрипачкой Ольгой Радж).

Слева направо: Форд Мэдокс Форд, Джеймс Джойс, Эзра Паунд, Джон Куин, Париж 1923 год
Слева направо: Форд Мэдокс Форд, Джеймс Джойс, Эзра Паунд, Джон Куин, Париж 1923 год
  • В конце концов он обосновался в Италии, женившись перед этим на Дороти Шекспир. Вскоре к Паунду приехала Ольга Радж, ставшая негласной возлюбленной и музой Паунда.
Американская концертная скрипачка Ольга Радж (1895 - 1996)
Американская концертная скрипачка Ольга Радж (1895 - 1996)

Дороти родила поэту сына Омара, а Ольга – дочь Марию.

  • На 30-е годы приходится время создания Паундом основных стихотворений для цикла «Cantos».

Он становится активным политическим участником в сложный для Италии период, встречается с Муссолини и оказывает информационную поддержку ему и немецкому фюреру.

  • Визит Паунда в Америку с целью сохранения ее нейтрального статуса в грядущей европейской бойне рассорил Паунда с лучшими друзьями.
  • В 1943 году Министерство Юстиции США объявила Паунда изменником Родины.
  • В 1945 году поэт был схвачен партизанами и передан представителю американской зоны. В мае того же года Паунда сослали в лагерь, расположенный в Пизе.

В лагере Эзра Паунд продолжал писать «Cantos». Вскоре его отправили в США, где он был признан психически невменяемым и помещен в лечебницу Св. Елизаветы близ Вашингтона.

  • Благодаря заступничеству европейских коллег и активному содействию Ольги Радж с Паунда были сняты обвинения в измене Родине.
  • Он с Дороти возвратился в Италию и поселился у дочери Марии.
  • Спустя некоторое время его начинают беспокоить признаки депрессии, неуверенности в себе, он погружается в абсолютное молчание. Это вынуждает Дороти покинуть Эзру Паунда. На ее место приезжает Ольга Радж.

В конце жизни Эзра Паунд побывал на могиле Элиота и Джойса. Все его коллеги по ремеслу уже покинули этот мир.

В 1972 году Эзра Паунд умер в Венеции, а через год за ним последовала Дороти.

Учение о гармонии

Эзра Паунд, помимо занятий поэзией, посвятил много времени обоснованию совершенного звучания музыки.

По мнению Паунда, главным элементом гармонии выступает время. Если интервал правильно выверен, то за звуком любой высоты и любого сочетания может следовать любой звук с такой же высотой и любым сочетанием.

Понимание данного цикла было очень хорошо развито в Древней Индии, где вошли в обиход понятия «рага» (форма) и «тала» (ритм).

Музыкальная традиция чтит каноническую гармонию, построенную на соотношениях аккордовых созвучий и соответствующих им ступеней гаммы. Звуки в данном случае требуется извлекать одновременно, а аккорды, следуя руководству по модуляции, должны следовать друг за другом. При этом, как замечает Эзра Паунд, временному интервалу не уделяется должного внимания.

Во времена Франко Кельнского (средневекового теоретика музыки и изобретателя нотных знаков, обозначающих длительность) или Баха музыка мыслилась способной двигаться горизонтально, подобно разливающемуся ритму, а не быть статичной из-за придуманной гармонии.

  • Способность различать пропорциональные соотношения между колебаниями звуков называется, по теории Паунда, музыкальным слухом. Ошибка современных музыкантов, таким образом, в том, что мелодия делается насильно гармонизированной. Это может привести к атрофии слуха.
  • Музыкальный радикализм Эзры Паунда нашел применение и в кино. Известный венгерский режиссер Бела Тарр снял в 2000 году фильм-антиутопию «Гармонии Веркмейстера». В указанной кинокартине один из главных героев, музыковед и интеллектуал, утверждал, что композитор Андреас Веркмейстер в XVII веке изобрел фальшивую (современную) музыкальную гармонию.
  • По мнению музыковеда из фильма, ограничение гармонии звукорядом, состоящим из семи ступеней в каждой октаве, сузило слуховые и духовные возможности человека.
Кадр из фильма «Гармонии Веркмейстера», реж. Бела Тарр
Кадр из фильма «Гармонии Веркмейстера», реж. Бела Тарр

Однако в реальности музыка не спасла героя от бунта людей небольшого городка, в котором он проживал. Страсть к насилию захлестнула это тихое место после прибытия таинственного цирка, а музыкальный талант оказался не способен укротить таинственную человеческую природу.

Идеограмматический метод

Эзра Паунд особо подчеркивал, что без реформирования современного образования невозможно создать сбалансированного и счастливого общества.

  • Начинать нужно с письма. По мнению Эзры Паунда, наилучший способ подачи информации состоит в так называемом идеограмматическом методе.
  • Под влиянием китайской философии Паунд считал, что идеограмма (условное изображение какого-либо понятия в виде рисунка) может раскрыть предмет со всех сторон, перейдя от утратившей чувствительность поверхности читательского ума к другой, регистрирующей и отзывчивой на действие.
Идеограмма Счастья из поэмы "Cantos"
Идеограмма Счастья из поэмы "Cantos"
  • Перенеся эту модель на весь язык, Паунд утверждал, что окружающий мир можно увидеть через мега-идеограммы экономики, культуры, политики или поэзии. Эти мега-идеограммы должны заменить привычную сейчас пустую загрузку памяти человека бессмысленными датами, хронологическими событиями, именами королей и политиков, когда наблюдаемые явления не имеют между собой силлогической связи.
  • Известный немецкий археолог и этнограф Лео Фробениус, как утверждал Эзра Паунд, практиковал именно идеограмматическое мышление, позволившее ему сделать ряд громких открытий.
  • Во все времена существует комплекс глубоко укорененных идей, который буквально «висит в воздухе» и ждет своего часа. По двум сохранившимся африканским горшкам Фробениус смог угадать место сокрытия древней цивилизации прошлого.
  • Ясность мышления должна привести к ясности терминологии. Прямое знание не требует от человека усилий, оно всегда конкретно и связывает напрямую слово и вещь.

Страсть к словесной точности преследовала Эзру Паунда до конца жизни.

Политическое и экономическое учение

Всю жизнь Эзра Паунд подчеркивал свою ненависть к банкирам и ростовщикам. Кроме кредитов, идущих на нужды строительства, остальные он считал порождением дьявола. Адские кредиты не имеют никакого отношения к снижению нужд и росту покупательной способности населения.

  • Стоимость труда, выражаемая в том, что постоянно потребляется и истощается в поте и страданиях простого работника, стремится к дешевизне. Бумажные деньги и работа не могут больше оставаться предметом потребления.
  • Паунд выступал вообще за отмену бумажных денег, так как выпуск новых денег подразумевал скрытое налогообложение «состояния-на-продажу» общественных рынков.
  • Выход из создавшейся ситуации Эзра Паунд видел в приросте ассоциаций рабочих. Образцом для Паунда выступала корпоративное государство Бенито Муссолини.

В своих политических воззрениях Эзра Паунд шел еще дальше. Он писал, что на глобальном уровне Америка играет роль главного ростовщика мира. Натравливая Германию на Советскую Россию, англо-американский капитал ослаблял обоих противников.

Картина Эдгара Банди "Ростовщики"
Картина Эдгара Банди "Ростовщики"

Лишь Муссолини мог помешать коварным планам «союзников» по созданию новых долгов через сомнительные капиталовложения заокеанских банкиров.

Эти высказывания позже послужили основанием для помещения поэта в лечебницу Св. Елизаветы для принудительного лечения.

Возможно, что такие противоречивые и скандальные для своего времени заявления Эзры Паунда позволили ему относительно безболезненно пережить послевоенную опалу в тиши больничного корпуса, дописывая великую поэму «Cantos» и давая пищу для размышлений последующим борцам с «мировым гегемоном».

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!