Найти в Дзене

Фома Аквинский

Выдающийся итальянский теолог и философ, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель Церкви, член ордена доминиканцев Томас (Фома) Аквинат родился 25 января 1225 года в Италии, в замке Рокказекка, близ города Аквино. Его отец, граф Ландольф Аквинский, был рыцарем при дворе короля Рожера II. Мать Томаса принадлежала к древнему неаполитанскому роду, она занималась воспитанием детей, которых в семье было семеро. Томас родился последним, седьмым ребенком. Старших сыновей родители отправили постигать премудрости военного дела, а вот для Томаса уготовили другую участь. Отец мечтал, чтобы он стал аббатом бенедиктинской обители Монтекассино, расположенной неподалёку от их родового замка. Поэтому родной брат отца – Синибальд, настоятель бенедиктинского монастыря Монтекассино, забрал пятилетнего мальчика к себе, где он и начал свое обучение. В 1239 году Фома поступил в Неаполитанский университет, где оказался в окружении выдающихся философов того времени, которые оказали большое влияние на

Выдающийся итальянский теолог и философ, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель Церкви, член ордена доминиканцев Томас (Фома) Аквинат родился 25 января 1225 года в Италии, в замке Рокказекка, близ города Аквино.

Фома Аквинский
Фома Аквинский

Его отец, граф Ландольф Аквинский, был рыцарем при дворе короля Рожера II.

Мать Томаса принадлежала к древнему неаполитанскому роду, она занималась воспитанием детей, которых в семье было семеро. Томас родился последним, седьмым ребенком.

Старших сыновей родители отправили постигать премудрости военного дела, а вот для Томаса уготовили другую участь. Отец мечтал, чтобы он стал аббатом бенедиктинской обители Монтекассино, расположенной неподалёку от их родового замка. Поэтому родной брат отца – Синибальд, настоятель бенедиктинского монастыря Монтекассино, забрал пятилетнего мальчика к себе, где он и начал свое обучение.

В 1239 году Фома поступил в Неаполитанский университет, где оказался в окружении выдающихся философов того времени, которые оказали большое влияние на формирование теологического мировоззрения юноши.

В возрасте девятнадцати лет Фома принимает решение вступить в ряды католического Ордена братьев-проповедников, однако его родные были категорически против этого. Они хотели, чтобы их сын пошел вверх по духовной иерархической лестнице. Члены Ордена понимали, что семья будет пытаться вмешаться в судьбу сына, поэтому решили спрятать молодого монаха в Риме, но старшие братья насильно привезли Фому домой.

На протяжении года родители держали сына взаперти в крепости Сан-Джованни в Рокка Секка, пытаясь добиться от него отказа от вступления в монашеский орден. Братья даже пытались совратить его, воспользовавшись услугами проститутки. Они специально привели ее в место заточения Фомы, чтобы разрушить данный им обет безбрачия. Но монах и не думал сдаваться - он отбивался от нее с помощью горящего полена.

Эту сцену запечатлел на своем полотне «Искушение святого Фомы Аквинского» художник Диего Веласкес.

Диего Веласкес.  «Искушение святого Фомы Аквинского»
Диего Веласкес. «Искушение святого Фомы Аквинского»

Живописец изобразил изможденного Томаса в монашеском одеянии, которого поддерживает Ангел. Второй Ангел находится у него за спиной, и позади всех стоит женщина, удивленными глазами наблюдающая за происходящим. У ног Фомы лежит орудие защиты – обугленное полено.

Данный когда-то обет безбрачия Фома не нарушил до конца жизни, поэтому его личная жизнь не сложилась. Он не был женат, и не оставил после себя наследников.

В 1245 году Томасу удалось совершить побег с помощью сестры. Он выбрался ночью через окно с помощью веревки из связанных между собой одеял и занавесок. После побега Томас направился в Неаполь, а, спустя некоторое время, перебрался в Рим. Именно там состоялось знакомство Фомы и генерального магистра ордена – Иоганна фон Вильдесхаузена, после чего молодой человек, наконец-то, стал монахом ордена доминиканцев.

С 1245 года Фома Аквинский - студент Парижского университета, где он обучался у теолога Альберта Великого.

Фома обладал очень грузной фигурой и отличался неимоверной покорностью. За это сокурсники придумали ему прозвище – «Сицилийский Бык». После того, как Альберт Великий услышал это прозвище, он сказал, что когда-нибудь идеи этого немого быка взревут с такой силой, что мир будет оглушен. Его слова оказались пророческими.

Во время защиты на звание доктора богословия Фома Аквинский должен был переспорить 14 самых эрудированных докторов, что и сделал с огромным успехом.

В 1248 году Фома переезжает в Кёльн, и сам становится преподавателем. Он учит студентов Ветхому Завету. Спустя четыре года он возвращается в столицу Франции и становится магистром богословия. В 1256 году занимает должность регента в Парижском университете. Здесь он пишет свои первые труды - «О сущности и существовании», «О началах природы», «Комментарий к «Сентенциям».

Он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля, последователем которого был.

В его работах, кроме богословия и философии, рассматриваются вопросы права, морали, государственного устройства и экономики. Фома развил учение Аристотеля в духе религиозной философии и положил начало новому религиозно- философскому направлению – томизму.

Задача Фомы Аквинского состояла в примирении веры и знания, что являлось сложной проблемой для католической церкви. Исходным принципом в учении Аквината, который был изложен автором в его главном произведении «Сумма теологии», является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Фома Аквинский разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй - «истины откровения».

В силу того, что конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог, не может быть принципиального противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и философией. Однако не все «истины откровения» доступны рациональному доказательству. Философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Религиозная истина не может быть уязвима со стороны философии. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, Аквинский утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, - в сверхъестественном откровении. Любовь к Богу важнее познания Бога, а Бог представлен в человеке в виде совести.

Следуя Аристотелю, Аквинат разделял добродетели на умственные и нравственные, но как христианин добавлял к ним и богословские, считая их наивысшими - веру, надежду, любовь.

Фоме Аквинскому также принадлежат пять обоснований бытия Бога. Они были изложены с рациональных позиций и дополняли католическую доктрину.

В 1259 году папа Урбан IV вызывает его в Рим. В течение 10 лет он преподаёт богословие в Италии - в Ананьи и Риме, одновременно пишет философско-богословские сочинения. Большую часть этого времени он провёл в должности советника по богословским вопросам и «чтеца» при папской курии.

По просьбе Папы Урбана IV, в 1261 году Томас написал три гимна для празднования дня Тела и Крови Христовых: «Tantum ergo», «Pange lingua», «Panis angelicus», которые звучат под церковными сводами и сейчас, спустя много веков.

Уже в 1272 году Томас оставляет занимаемую в Парижском университете должность регента и отправляется в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе.

Папа Григорий Х в 1274 году решил созвать Второй Лионский собор, с целью примирения двух церквей – православной и греко-католической. На этом созыве должен был присутствовать и Фома Аквинский, но по пути ему на голову упала ветка дерева - монах получил серьезную травму и заболел.

Лечили Фому в Монтекассино. Вскоре он поправил здоровье и снова отправился в путь, однако в дороге снова почувствовал недомогание, и остановился в аббатстве Фоссануова, около Рима, сказав: «Если Господь хочет забрать меня, лучше, чтобы меня нашли в религиозный дом, чем в доме мирянина». На протяжении нескольких дней от него не отходили монахи, но спасти философа им не удалось.

Смерть наступила 7 марта 1274 года, когда Фома, по привычке, сидел за столом и писал свои комментарии к произведению «Песнь песней Соломона».

18 июля 1323 года, по распоряжению Папы Иоанна XXII, Фома Аквинский был канонизирован, т.е. причислен к лику святых. С тех пор 7 марта начали почитать как День святого Фомы Аквинского, однако после 1969 года этот праздник перенесли на 28 января.

Гроб с останками философа переносили несколько раз. В начале 1369 года его перевезли в церковь при Якобинском монастыре Тулузы, в 1789-1974 годах доставили в Базилику Святого Сатурнина Тулузского, а потом снова вернули на первоначальное место, где они находятся до сих пор.

С 1879 года Фома Аквинский признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля.

Благодарю за прочтение. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации