Выдающийся итальянский теолог и философ, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель Церкви, член ордена доминиканцев Томас (Фома) Аквинат родился 25 января 1225 года в Италии, в замке Рокказекка, близ города Аквино.
Его отец, граф Ландольф Аквинский, был рыцарем при дворе короля Рожера II.
Мать Томаса принадлежала к древнему неаполитанскому роду, она занималась воспитанием детей, которых в семье было семеро. Томас родился последним, седьмым ребенком.
Старших сыновей родители отправили постигать премудрости военного дела, а вот для Томаса уготовили другую участь. Отец мечтал, чтобы он стал аббатом бенедиктинской обители Монтекассино, расположенной неподалёку от их родового замка. Поэтому родной брат отца – Синибальд, настоятель бенедиктинского монастыря Монтекассино, забрал пятилетнего мальчика к себе, где он и начал свое обучение.
В 1239 году Фома поступил в Неаполитанский университет, где оказался в окружении выдающихся философов того времени, которые оказали большое влияние на формирование теологического мировоззрения юноши.
В возрасте девятнадцати лет Фома принимает решение вступить в ряды католического Ордена братьев-проповедников, однако его родные были категорически против этого. Они хотели, чтобы их сын пошел вверх по духовной иерархической лестнице. Члены Ордена понимали, что семья будет пытаться вмешаться в судьбу сына, поэтому решили спрятать молодого монаха в Риме, но старшие братья насильно привезли Фому домой.
На протяжении года родители держали сына взаперти в крепости Сан-Джованни в Рокка Секка, пытаясь добиться от него отказа от вступления в монашеский орден. Братья даже пытались совратить его, воспользовавшись услугами проститутки. Они специально привели ее в место заточения Фомы, чтобы разрушить данный им обет безбрачия. Но монах и не думал сдаваться - он отбивался от нее с помощью горящего полена.
Эту сцену запечатлел на своем полотне «Искушение святого Фомы Аквинского» художник Диего Веласкес.
Живописец изобразил изможденного Томаса в монашеском одеянии, которого поддерживает Ангел. Второй Ангел находится у него за спиной, и позади всех стоит женщина, удивленными глазами наблюдающая за происходящим. У ног Фомы лежит орудие защиты – обугленное полено.
Данный когда-то обет безбрачия Фома не нарушил до конца жизни, поэтому его личная жизнь не сложилась. Он не был женат, и не оставил после себя наследников.
В 1245 году Томасу удалось совершить побег с помощью сестры. Он выбрался ночью через окно с помощью веревки из связанных между собой одеял и занавесок. После побега Томас направился в Неаполь, а, спустя некоторое время, перебрался в Рим. Именно там состоялось знакомство Фомы и генерального магистра ордена – Иоганна фон Вильдесхаузена, после чего молодой человек, наконец-то, стал монахом ордена доминиканцев.
С 1245 года Фома Аквинский - студент Парижского университета, где он обучался у теолога Альберта Великого.
Фома обладал очень грузной фигурой и отличался неимоверной покорностью. За это сокурсники придумали ему прозвище – «Сицилийский Бык». После того, как Альберт Великий услышал это прозвище, он сказал, что когда-нибудь идеи этого немого быка взревут с такой силой, что мир будет оглушен. Его слова оказались пророческими.
Во время защиты на звание доктора богословия Фома Аквинский должен был переспорить 14 самых эрудированных докторов, что и сделал с огромным успехом.
В 1248 году Фома переезжает в Кёльн, и сам становится преподавателем. Он учит студентов Ветхому Завету. Спустя четыре года он возвращается в столицу Франции и становится магистром богословия. В 1256 году занимает должность регента в Парижском университете. Здесь он пишет свои первые труды - «О сущности и существовании», «О началах природы», «Комментарий к «Сентенциям».
Он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля, последователем которого был.
В его работах, кроме богословия и философии, рассматриваются вопросы права, морали, государственного устройства и экономики. Фома развил учение Аристотеля в духе религиозной философии и положил начало новому религиозно- философскому направлению – томизму.
Задача Фомы Аквинского состояла в примирении веры и знания, что являлось сложной проблемой для католической церкви. Исходным принципом в учении Аквината, который был изложен автором в его главном произведении «Сумма теологии», является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Фома Аквинский разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй - «истины откровения».
В силу того, что конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог, не может быть принципиального противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и философией. Однако не все «истины откровения» доступны рациональному доказательству. Философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Религиозная истина не может быть уязвима со стороны философии. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, Аквинский утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, - в сверхъестественном откровении. Любовь к Богу важнее познания Бога, а Бог представлен в человеке в виде совести.
Следуя Аристотелю, Аквинат разделял добродетели на умственные и нравственные, но как христианин добавлял к ним и богословские, считая их наивысшими - веру, надежду, любовь.
Фоме Аквинскому также принадлежат пять обоснований бытия Бога. Они были изложены с рациональных позиций и дополняли католическую доктрину.
В 1259 году папа Урбан IV вызывает его в Рим. В течение 10 лет он преподаёт богословие в Италии - в Ананьи и Риме, одновременно пишет философско-богословские сочинения. Большую часть этого времени он провёл в должности советника по богословским вопросам и «чтеца» при папской курии.
По просьбе Папы Урбана IV, в 1261 году Томас написал три гимна для празднования дня Тела и Крови Христовых: «Tantum ergo», «Pange lingua», «Panis angelicus», которые звучат под церковными сводами и сейчас, спустя много веков.
Уже в 1272 году Томас оставляет занимаемую в Парижском университете должность регента и отправляется в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе.
Папа Григорий Х в 1274 году решил созвать Второй Лионский собор, с целью примирения двух церквей – православной и греко-католической. На этом созыве должен был присутствовать и Фома Аквинский, но по пути ему на голову упала ветка дерева - монах получил серьезную травму и заболел.
Лечили Фому в Монтекассино. Вскоре он поправил здоровье и снова отправился в путь, однако в дороге снова почувствовал недомогание, и остановился в аббатстве Фоссануова, около Рима, сказав: «Если Господь хочет забрать меня, лучше, чтобы меня нашли в религиозный дом, чем в доме мирянина». На протяжении нескольких дней от него не отходили монахи, но спасти философа им не удалось.
Смерть наступила 7 марта 1274 года, когда Фома, по привычке, сидел за столом и писал свои комментарии к произведению «Песнь песней Соломона».
18 июля 1323 года, по распоряжению Папы Иоанна XXII, Фома Аквинский был канонизирован, т.е. причислен к лику святых. С тех пор 7 марта начали почитать как День святого Фомы Аквинского, однако после 1969 года этот праздник перенесли на 28 января.
Гроб с останками философа переносили несколько раз. В начале 1369 года его перевезли в церковь при Якобинском монастыре Тулузы, в 1789-1974 годах доставили в Базилику Святого Сатурнина Тулузского, а потом снова вернули на первоначальное место, где они находятся до сих пор.
С 1879 года Фома Аквинский признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля.
Благодарю за прочтение. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации