Найти в Дзене
Smart Babylonia with Olga

Дур-Шаррукин - город одного царя. Саргон II и затонувшие древности

Древний город Дур-Шаррукин, современный Хорсабад в Ираке, первый найденный археологами город древнего Междуречья.

Дур-Шаррукин переводится как «крепость Саргона», он был построен ассирийским царем Саргоном II (721-705 гг. до н.э.), который решил перенести столицу из Кальху (современный Нимруд) в новый построенный по его проекту дворец. Дворец Саргона в Дур-Шарукине был построена за 10 лет. На стройке были задействованы огромные ресурсы как материальные, так и человеческие. В 707 г. до н.э. Саргон II торжественно открыл новый дворец, а в 705 г. до н.э., то есть через два года, был убит в одном из своих военных походов. Его преемники не стали оставаться в Дур-Шаррукине, а переехали в Ниневию, постепенно забросив Дур-Шаррукин.

Реконструкция дворца Саргона II в Дур-Шаррукине
Реконструкция дворца Саргона II в Дур-Шаррукине

Так получилось, что дворец, очень помпезно построенный одним царем, был довольно быстро заброшен, оставив для потомков очень красивые руины и артефакты.

План дворца Саргона II в Дур-Шаррукине.
План дворца Саргона II в Дур-Шаррукине.

Одни из самых знаменитых артефактов Дур-Шаррукина - крылатые быки, которые называются ламассу (женская форма) или шеду (мужская форма) и считаются духами-охранителями городов, стоящими у входа во дворцы и тронные залы.

Быки из Хорсабада хранятся в Лувре, точнее в Лувре хранится один из оригинальных быков, второй - копия. Второй оригинал долгое время оставался в Хорсабаде и был разрушен ИГИЛом в 2015 году.

Крылатые быки в Лувре (слева) и в ГМИИ им. А.С. Пушкина (справа)
Крылатые быки в Лувре (слева) и в ГМИИ им. А.С. Пушкина (справа)

В Пушкинском музее во втором зале хранятся сделанные в Париже слепки с оригинала, заказанные И.В. Цветаевым к открытию музея в начале XX века.

Украшения из Дур-Шаррукина (Хорсабад). © Musée du Louvre
Украшения из Дур-Шаррукина (Хорсабад). © Musée du Louvre

Саргон II (721-705 гг. до н.э.), ассирийский царь, построивший Дур-Шаррукин, не самым законным образом сменил на ассирийском престоле Салманасара V. Двор не принял Саргона, считая его узурпатором. Имя Саргона, по-аккадски Šarru-kīn, переводится как "истинный царь". Такое имя должно было узаконивать в глазах ассирийцев его правления.

Саргон II на барельефе ниже (справа) опознается по специфическому головному убору, т.н. ассирийской тиаре, отделанной золотыми украшениями. Остатки краски на тиаре предполагают, что она была красной.

Барельеф, на котором изображен Саргон II (справа) © Musée du Louvre
Барельеф, на котором изображен Саргон II (справа) © Musée du Louvre

На царе надеты украшения - серьга, браслеты-розетки на запястьях, браслеты-спирали на верхней части руки. В руках он держит скипетр, символ царской власти, на поясе меч. Напротив Саргона II - один из его министров.

Золотые ассирийские браслеты: розетки (слева) и браслет на верхнюю часть руки (справа). Кальху (Нимруд). Такие браслеты носили новоассирийские цари.
Золотые ассирийские браслеты: розетки (слева) и браслет на верхнюю часть руки (справа). Кальху (Нимруд). Такие браслеты носили новоассирийские цари.

Дур-Шаррукин обнаружил французский дипломат Поль-Эмиль Ботта. Начиная в 1842 году раскопки в 15 км от Мосула, он был уверен, что найдет библейскую Ниневию. Но нашел Дур-Шаррукин. И расстроился, потому что, хотя Дур-Шаррукин и был огромным дворцом, у него не было библейского прошлого. Найденные Ботта сокровища были переправлены в Париж и уже с 1847 года выставлялись в Лувре. Так Европа впервые увидела ассирийские древности.

Экспозиция в Лувре, которая стремится максимально приблизиться к расположению дворца Саргона II.
Экспозиция в Лувре, которая стремится максимально приблизиться к расположению дворца Саргона II.

Поля-Эмиля Ботта в экспедиции в Хорсабаде сменил другой французский дипломат Виктор Плас. Его задачей было найти как можно больше артефактов для луврской коллекций и отправить их в Париж. Но приехали из Хорсабада в Париж только 28 из 235 артефактов. Дело в том, что 21 мая 1855 г., когда отправленные во Францию ​​древности плыли по Тигру около города Эль-Курна, на конвой напали местные племена и огромная часть древностей ушла на дно реки. Большинство из них до сих пор не найдено и известно только по рисункам, сделанным до этого.

На акварели Чарльза Купера зарисовка, как археологическая экспедиция Генри Лейарда доставляет по Тигру крылатого быка из Нимруда в Багдад. Как-то так плыли и древности из Дур-Шаррукина.

Акварель Чарльза Купера. Victoria and Albert Museum, London
Акварель Чарльза Купера. Victoria and Albert Museum, London

Такая история у Дур-Шаррукина, города одного царя, подарившего нам крылатых быков с человеческими головами, удивительной красоты барельефы и пример того, как легко можно разрушить и потерять тысячелетние артефакты.