Компания X5 Group подвела итоги эксперимента, который был запущен осенью 2021 года. В рамках эксперимента, директоры магазинов получали возможность перейти в роль предпринимателя и иметь больше свободы и полномочий для развития магазина.
Условия эксперимента
Предложение об участии в программе “Директор - партнер магазина” получили сотрудники, которые занимали должность не менее полугода.
При согласии, директор получал возможность вырасти в собственном доходе и больше платить своим сотрудникам, т.к. 25% дохода, заработанного сверх запланированного, будет оставаться в торговой точке, из которых директор получает не более 50%.
Например, если магазин при личном управлении директора заработает на 4 млн. руб. больше плана:
1 млн рублей достанется торговой точке, из которого не более 500 тыс. достаются директору, а остаток распределяется на команду.
Кроме того, магазин может получить дополнительные 10% к ФОТ, чтобы нанять новых сотрудников или премировать текущих.
Как это сработало
Многие директоры стали соглашаться на такие условия: еще в 2021 году к эксперименту присоединилось 16 человек, в мае 2022 года их стало 150, а в сентябре более чем 1100.
Новые собственники магазинов стали запускать индивидуальные маркетинговые кампании, самостоятельно управлять бюджетом и ассортиментом магазина, а также по собственному усмотрению изменять режим работы и кадровую политику.
Например, директор казанского магазина, Денис Дмитриев рассказал Forbes, что первым делом установил в своем магазине кофемашины и кассы самообслуживания, что положительно повлияло на индекс потребительской лояльности (NPS). Кроме того, он пересмотрел ассортимент и ввел сервис доставки от “Пятерочки”.
Все эти действия позитивно повлияли на средний чек магазина и его доход.
Похожим образом поступали и другие “собственники” магазинов, создавая индивидуальный план продаж и ассортимент магазина, учитывая все территориальные особенности супермаркета.
Одна из участниц эксперимента добилась постройки автобусной остановки рядом с магазином, чтобы добираться до супермаркета стало намного удобнее и количество покупателей увеличилось.
Результаты
Примерно за год эксперимента новые собственники принесли “Пятерочке” дополнительные 158 млн. рублей, а сами стали зарабатывать в среднем на 30% больше, чем директоры, которые не присоединены к программе.
Руководство “Пятерочки” также позитивно оценивает результаты, и планирует к 2024 году увеличить количество магазинов-участников с 6% до 25%, об этом заявила Лилия Дерябина (директор по по управлению персоналом и организационному развитию сети).
Мы также считаем, что данное решение, это хорошая возможность для роста компании, так как подобные предпринимательские полномочия для директоров уже успешно внедрены в магазины “Леруа Мерлен”, “Ашан”, “Вкусвилл” и другие, в той или иной мере.
Главный риск этого решения – это неготовность и некомпетентность части директоров к работе в роли предпринимателя. Однако, “Пятерочка” продумали решение проблемы путем внедрения корпоративных обучений и постепенной адаптации для директоров.
А как вы считаете, такое решение корпорации пойдет на пользу или во вред? Делитесь своим мнением можно в комментариях под этой статьей.
Подписывайтесь на нас в Дзен и Telegram.
Мы ежедневно делимся полезной информацией для предпринимателей и инвесторов.