Найти тему
Карманный ЛОР

Громкое дело ватных палочек

Отличные идеи приходят неординарным людям, вкладывающим душу и силы в свое творение, но деньги чаще достаются быстрым и зорким, а остальным остается пользоваться результатом. Так частенько может начаться рассказ об изобретении, перевернувшем мир.

Любая интересная история начинается со лжи.

Знакомьтесь, этот мужчина периодически наблюдал за своей женой и грудным ребенком, примечательно, что только наблюдал. Так вот, как-то раз его возлюбленная пыталась удержать крутящегося младенца и одновременно накрутить вату на зубочистку. Она всего лишь хотела почистить глаза, пупок, нос и уши ребенку от воды, но ватка внезапно соскользнула. И он это увидел. В голове сразу же всплыли страшные картины о том, что могло бы случиться, если бы зубочистка коснулась нежных органов ребенка. В этот момент он твердо решил помочь жене, оградить ребенка от последствий и создать уже готовые ватные палочки (вместо того чтобы помочь с ребенком). Героя звали Лео Герстензанг. С этого момента начинается победное шествие его компании по миру. Эта история в десятках различных анекдотических вариантах бродит по интернету и в том числе на официальном сайте компании. Но как вы догадались – это ложь.

Лео был польским изобретателем и к 1912 году переехал в США, но до начала 1920х служил в военных реабилитационных агентствах, периодически ездил в Европу и работал в банковском бизнесе. А в 1923 внезапно основал Leo Gerstenzang Infant Novelty Co., занимающейся изготовлением аксессуаров первой необходимости по уходу за ребенком (официальную дату регистрации я найти не смогла). Далее в официальной версии приводят анекдотичные версии создания палочек в том же 1923. Но тут в игру вступает известный в научных кругах принцип: не важно кто придумал, важно кто первый запатентовал. Так вот. Патентов ватных палочек до примечательной даты 1927 года (о ней чуть позже) было 2, еще 4 было о металлических кюретках для чистки ушей. Ссылки на патенты в списке литературы. Забавно, но ни одной фамилии, хоть как-то похожей на нашего изобретателя не было.

Процедура патентования очень нудная и долгая вещь. Нужно заполнить описание прибора, его назначение по все правилам, отдать на рассмотрение комиссии кучу документов и ждать, и ждать, и ждать. Так и поступила некая леди Forbis Hazel Tietjen, которая 02.05.1925 года зарегистрировала заявление на патент. Данных о ней крайне мало. Известно лишь, что она самостоятельно изготавливала ватные палочки и продавала их людям. История скрывает ее тайну знакомства с Лео Герстензангом, но в том же 1925 году он покупает ее патент. 2 января 1937 года Лео Герстензанг и его жена г-жа Зиута Герстензанг сформировали товарищество и приобрели у г-жи Форбис все товары, оборудование и приспособления. В контракте указывалось, что их фирма теперь является владельцем патентов на производство аппликаторов. Как мы помним, от рассмотрения заявления до утверждения патента могут пройти годы. Официальный статус изобретение Forbis Hazel Tietjen получило лишь 06.12.1927 года.

-2

Для компании это были лишь детали, нужно было срочно выйти на рынок. Первоначально продукт назывался Baby Gays. В 1926 г. уже Q- Baby Gays.

Позже ребрендинг фирмы установил всемирно известное название Q-tips. По фирменной легенде «Q» - это качество, а «tips» - наконечник или же ватный тампон на конце палочки.

Как известно, для массового производства нужны огромные мощности и машины. Но существующих аналогов, которые можно было бы перепрофилировать попросту не было. Лео был инженером, и он прекрасно знал, как работают механизмы. А потому пришлось придумать аппарат самому. Несколько лет упорных трудов и заявка на патент уже лежит на столе. А в 1929 году получен заветный документ о праве владения. Он использовал отполированную не расслаивающуюся палочку из березы, на которую с двух сторон наматывались хлопковые шарики. Палочки упаковывались в лотки, стерилизовались и оборачивались в пергамент. Для удобства открыть коробку и достать палочку можно было одной рукой. Огромным преимуществом было полностью машинное производство, что исключало любое заражение продукции человеком.

Небольшие жестяные коробочки рекламировались как средство для чистки ушей, носа и рта ребенка, смазывания нежной кожи младенца маслом и в качестве аппликатора для детских лосьонов. Но в массах удобные тампончики начали сразу же обретать массу применений. В мастерской их применяли для нанесения жидкого цемента или клея в небольшие, труднодоступные места, для смазывания деталей инструментов и машин, требующих лишь небольшого количества смазки. Охотники и рыболовы использовали тампоны для смазки винтовок, чистки рыболовных катушек и ружей. Домохозяйки находили их удобными для подкрашивания царапин на мебели. Ватные тампоны даже использовались для раскрашивания портретов, нанося краску одним концом и смешивая цвет другим. Использовали ватные палочки также и врачи при оказании первой помощи. Владельцы домашних животных смогли приспособить изделия для ухода за любимцами. Во всем мире люди находили и находят новые способы применения ватных тампонов Q-Tips.

Кроме того, по мере роста продаж, компания в конце концов представила новый продукт, ныне известные ватные шарики Q-Tips (не путай с палочками, это шарик без палочки), которые не только дают возможность очищать большую площадь поверхности, но и используются в сотнях бытовых нужд. Но вернемся к палочкам.

-6

В 1940х женщинам предлагалось использовать Q-tips для косметических процедур.

Выдержка из рекламы: «Мамочка, ты знаешь, что можно использовать ватные палочки для многих вещей? ... Ты можешь использовать их сама, когда наносишь крем или косметику, мамочка!»
-7

1950е годы Америка встретила расцветом экономики, культурной жизни, и конечно же идеей американской мечты. В эти годы ватные палочки начал активно продвигать Голливуд. Они стали символом гламура, лучший визажист долины грез Эрн Уэстмор совместно с фирмой создали буклет «Уроки красоты с Q-tips».

Это была новая эра цветного и звукового кино, которое лихорадкой охватило всю Америку. Сложно вообразить бешенную популярность, которую получили обычные ватные палочки с рекламой такого масшатба! Их использовали везде: для гигиены, для смазки изделий и механизмов, для снятия косметики, для нанесения косметики, словом, для любого применения в жизни куда можно засунуть палочку с намотанной ваткой. Именно этот взрыв закрепил для Америки и всего мира навык чистить уши палочками, с чем мы как ЛОРы неустанно боремся по сей день.

Реклама в середине 20 века изобиловала фотографиями мужчин, женщин, удаляющих воду из ушей после купания. И это давало плоды: все большая часть рынка принадлежала детищу Лео Герстензанга.

Меня всегда забавляло как большие компании стремятся возглавить рынок и выжить всех остальных. А, учитывая любовь американцев к судам, это было делом времени. В 1952г стартовало судебное разбирательство между Q-tips и Johnson & Johnson.

Q-Tips, Inc., подала два иска против корпорации Johnson & Johnson. Первый - о нарушении патента (№ 1 921 604 от 8 августа 1933 г.) на машину для изготовления медицинских тампонов. Второй – что после ноября 1948 г. Johnson & Johns нарушила права на товарный знак, используя в торговле название «Хлопковые наконечники или Tips» в связи с продажей аппликаторов для тех же целей, что и Q-Tips, Inc. А так же что Johnson & Johnson сформулировала план, умышленно и злонамеренно уничтоживший ценность товарного знака "Q-Tips". Утверждалось, что компания Johnson & Johnson стремилась ослабить ценность и различительную способность товарного знака «Q-Tips». В ответе Johnson & Johnson отрицается нарушение авторских прав. Во встречном иске утверждалось, что Q-Tips, Inc., пыталась незаконно ограничить торговлю и коммерцию и обеспечить себе незаконную монополию на продажу аппликаторов с ватными наконечниками.

Длительное разбирательство привело к проигрышу обеих сторон. Q-Tips не может получить возмещение в патентном иске, поскольку машина ответчика не нарушает права. В иске о торговой марке Johnson & Johnson не имеет права использовать слово «наконечники» в качестве товарного знака или части товарного знака для аппликаторов с ватными наконечниками.

Судебные тяжбы не повлияли на развитие фирмы. Расширение производства было неминуемо, как и соответствие экологической повестке, начатой президентом Рузвельтом в 50-х, поэтому в 1958г Q-tips приобретают компанию Paper Sticks Ltd., производителя бумажных палочек, теперь на рынок выходят как деревянные, так и бумажные версии.

По телевизору именитые особы называли палочки самыми безопасными и мягкими для глаз, носа и ушей на рынке (ссылка в списке литературы). Так планомерно десятилетиями закреплялся образ необходимости чистки ушей и непременно ватными палочками.

Хотя спрос продолжал расти, в 1960м компания была продана Chesebrough-Ponds. Связано это было, видимо, с проблемами со здоровьем ее основателя, поскольку год спустя в 1961м основатель компании Q-tips Inc. Лео Герстензанг скончался. Но и после смерти Лео его детище продолжало завоевывать любовь миллионов.

Только в 1970х на упаковку было добавлено предупреждение не использовать Q-tips для слухового прохода. На передней части коробки было написано «Для ухода за ушами взрослых», но на обратной стороне было предостережение: «Аккуратно проведите тампоном по внешней поверхности уха, не заходя в слуховой проход." Необходимость такого предупреждение осталась загадкой, поскольку не было публично освещенных случаев вреда палочек. Но мы прекрасно понимаем, что без прецедента упаковка не меняется. Остается лишь гадать что произошло. К сожалению, судебных дел по этому поводу мне не удалось найти. Но паттерн поведения уже плотно был закреплен в умах людей, а компания тем временем контролировала 75% рынка.

-11

1980е ознаменовались переходом на 100% хлопок для всех ватных палочек.

В 1987 году компания Chesebrough-Ponds продала все свои активы, в том числе Q-tips корпорации Unilever, которая владеет брендом по сей день.

Дальнейшее развитие шло в использовании антимикробной пропитки (1998г), а также соответствию экологическим стандартам, что в 2011 привело к созданию полностью биоразлагаемых ватных палочек.

В России торжественный марш удобных гигиенических приспособлений начался лишь в 1990е годы и сразу же завоевал симпатии постсоветских людей. Как и в Америке, палочкам нашлись сотни применений в разных сферах жизни, в том числе одним из любимых занятий стала чистка ушей.

Такова история одной компании, изменившей обыденную жизнь и даровавшей комфорт и удобство каждому. Лео Герстензанг смог явить миру палочку-выручалочку для всех случаев жизни, и она заняла свое место в каждом доме. И пусть придумал ее не он, его главная заслуга – популяризация. Да, он ошибся, не понимал последствий, не знал, что сера должна быть в ухе, что она защищает нас и ее присутствие совершенно нормально, но он создал классный продукт. Желание продать и неосторожная реклама привели к тому, что уже около 100 лет идет противостояние врачей и бизнесменов: каждый год все оториноларингологи мира единогласно рекомендуют отказаться от чистки ушей, поскольку чистка их палочками приводит к серьезным последствиям и даже операциям. И пусть каждая упаковка запрещает использовать ватные палочки для чистки ушей, создаются ограничители на вате, в рекламе такой способ использования палочек давно не упоминается – все равно былая маркетинговая кампания смогла прочно закрепить в сознании людей желание ткнуть палкой в ухо. Как ЛОР надеюсь, когда-нибудь это изменится.

Список литературы:

1.https://patentimages.storage.googleapis.com/5c/d4/a8/adc758d0b34505/US1652108.pdf патент леди Forbis Hazel Tietjen

2. https://law.justia.com/cases/federal/district-courts/FSupp/108/845/1417414/ судебное дело

3. https://www.freepatentsonline.com/1721815.pdf патент на машину Лео

4. https://www.washingtonpost.com/archive/lifestyle/1990/12/14/avast-ye-swabbers/ac40c796-7ae0-4eea-9c98-bf1ddb039cb7/ вашингтон пост

5. https://www.qtips.com/about/ q-tips сайт

6. https://www.youtube.com/watch?v=3iLFwtZlgbU реклама

7. https://www.cbs58.com/news/how-we-got-addicted-to-using-q-tips-the-wrong-way

8. https://www.washingtonpost.com/archive/lifestyle/1990/12/14/avast-ye-swabbers/ac40c796-7ae0-4eea-9c98-bf1ddb039cb7/

9. https://www.freepatentsonline.com/1721815.pdf патент на машину

10. https://clickamericana.com/topics/health-medicine/the-history-of-q-tips-and-their-original-name-which-would-never-ever-work-today

11. https://en.wikipedia.org/wiki/Leo_Gerstenzang

12. https://patents.google.com/patent/US92980A/en патент до 1927

13. https://patents.google.com/patent/US102351A/en патент до 1927

14. https://patents.google.com/patent/US147660A/en патент до 1927

15. https://patents.google.com/patent/US355308A/en патент до 1927

16. https://patents.google.com/patent/US842504A/en патент до 1927

17. https://patents.google.com/patent/US1047703A/en патент до 1927

18. https://patents.google.com/patent/US1450612A/en патент до 1927

19. https://law.justia.com/cases/federal/district-courts/FSupp/108/845/1417414/ судебное дело

20. https://www.entnet.org/?s=earwax

21. https://www.entnet.org/quality-practice/quality-products/clinical-practice-guidelines/cerumen-impaction/