«У человека нет свободы воли!» — что-то в последнее время всё чаще на просторах сети мне попадается сие тенденциозное утверждение. По ссылке глава из книги «Красная таблетка» поп-психолога Курпатова — в ней он категорично подводит читателя к мысли, что якобы неопровержимо наукой доказано отсутствие свободы воли у человека, а значит и свободы выборы. Всё это он делает на основе одного старого нашумевшего в своё время эксперимента Бенджамина Либета (по той же ссылке можно ознакомиться с первоначальной интерпретацией этого эксперимента).
Но дело в том, что сам Либет не утверждал категорично, что у нас нет ни воли, ни выбора, а всё предрешено. Речь шла лишь об электрической активности двигательной коры головного мозга предшествующей действительному движению. Попросту говоря, умственное или ментальное побуждение предшествует на несколько сотен миллисекунд реальному. Например, вы на диете и мечтаете отведать любимое блюдо. Вы сидите, грустите по этому поводу так, что слюньки текут, а в воображении представляете желаемое блюдо. Если в этот момент к МРТ подключить ваш мозг, то он покажет, что «горят» участки мозга, группы нейронов, так, как будто вы действительно что-то едите в данный момент. Поэтому в своих поздних трудах Либет придумал гипотезу сознательного ментального поля. В этом поле мы и решаем — сделать положительный выбор или отвергнуть его, наложив «право вето», что и представляет сознательный волевой акт.
Можно много привести логических и фактологических доводов против радикальной трактовки эксперимента.
Приведу самый убедительный, подтверждённый не так давно многократными экспериментами. Группа учёных во главе с профессором Стефаном Шмидтом (Stefan Schmidt) из Университетского медицинского центра Фрайбурга повторила эксперимент Либета, установив, что: бессознательное усиление мозга не всегда приводит к физическому действию. Не все люди слепо следует бессознательному импульсу, а, например, практикующие медитацию, и вовсе способны быстро распознавать бессознательные импульсы и принимать осознанный выбор. Это полностью опровергает раннюю радикальную трактовку Либета. Бессознательные (ментальные) акты действительно предшествуют физическим (например, двигательным) действиям, но, хочу это красным подчеркнуть: такое побуждение с соответствующей активностью мозга НЕ означает априорно, что за нас заранее всё решил мозг, что всё предрешено, а мы являемся лишь его безвольными автоматами! Здесь зарыта ещё и путаница между побуждением или желанием и решением. Из потенциала действия или готовности действовать определённых участков мозга, нейронных групп — никак не следует отсутствие свободы воли!
Поп-психологи вроде Курпатова берут самую первую радикальную интерпретацию Либета и на её основе делают свои феерические выводы. На мой скромный взгляд, такие психологи нечистоплотно вводят своих читателей и последователей в опасное заблуждение.