В современном мире невозможно представить существование человека без гаджетов. И если взрослым они во многом помогают, то для детей эти вещи могут принести гораздо больше вреда, чем пользы.
Гаджет - это зло?
Многие родители, на приеме у психолога, сокрушаются, что их чадо невнимательно относится к тем или иным просьбам со стороны мамы или папы. Мало интересуются окружающим миром. Не проявляют ни к чему интереса. В чем же заключается проблема?
Психологи как один заявляют, что проблема кроется внутри самих родителей. Как часто, чтобы занять ребенка на пару часов, родители сами дают в руки чаду вожделенный прямоугольник? Ребенок постоянно капризничает? Не хочет кушать кашку? На помощь приходит небольшой кусочек пластика, с экрана которого вещают различные веселые персонажи. И вот уже ребенок не капризничает, и с улыбкой на лице принимает в рот ложку с ненавистной кашей. Проблема решена! Решена ли?
Опасность состоит не в самом гаджете, а в его использовании. Да, сейчас такое время, когда не нужно тратить время и выискивать информацию где-то в библиотеках, искать короткий путь до ближайшего метро, даже в поликлинику лишний раз можно не обращаться, поскольку в «наладоннике» уже «вбита» информация о состоянии вашего здоровья. Удобно? Бесспорно. Но так ли часто потребители пользуются этими функциями? Хорошо, не так. У многих ли установлены эти полезные приложения для смартфона?
Чем опасен гаджет?
С детских лет в голове ребенка формируется внимательность, память, речь, воображение, развитие моторики. Своим незамутненным взглядом они взирают на окружающий мир. Детский мозг, словно губка, впитывает гигабайты информации.
Проблема в том, что на кране зачастую изображения мелькают довольно быстро, не давая возможности ребенку сфокусироваться на чем-то одном. Перерабатывая слишком много информации, мозг малыша быстро устает, ребенок становится вялым, а окружающий его мир схлопывается до рамок, в которых прыгают, пляшут, смеются и кривляются популярные персонажи.
Развитие моторики останавливается. Нажимая всего пару клавиш (зачастую одним пальцем), ребенок способен перевернуть целый «мир», в рамках которого он находится. Да, сейчас существует множество игр, которые развивают мышление, внимательность, логику ребенка. Но зачастую эти игры сводятся к одному-двум кликам по экрану, где тебе выдадут правильный ответ, и «ай-да на следующий уровень». Между уровнями проигрывается реклама еще более яркой и интересной игры, где, чтобы добиться результата, нужно совершить еще меньше действий.
А ведь моторика – это двигательная активность целого организма, напрямую влияющая на развитие головного мозга ребенка. Если он не двигается, не работает пальчиками, не развивает хватательные и другие рефлексы, мозг так же не развивается. Отсюда – невнимательность, рассеянность, отсутствие интереса к чему либо.
Что делать?
Есть много ситуаций, в которых гаджет даже помогает наладить отношения в семье. У всех детей есть личные интересы и увлечения: робототехника, динозавры, космос, вырезание по дереву, рисование. Бывают случаи, когда ребенок случайно увидит в Ютубе или Инстаграмме интересующий его контент (собирание Лего, рисование в Paint, оригами, создание ростовых кукол), и переключает свое внимание с игр на действительно полезные вещи. Главное не упустить этот момент.
Если же момент упущен, вот несколько советов от ведущих психологов:
1. Пересмотреть отношение в семье. Если в семье царит раздор и непонимание, к ребенку не прислушиваются, не интересуются его достижениями, то его достижениями заинтересуются его сверстники в интернете. Там же его выслушают, дадут совет. У ребенка формируется понимание, что взрослые всегда заняты, у них нет времени выслушать, посмотреть вместе мультики, порисовать, собрать конструктор. В планшете же всего и с достатком.
2. Дать замену. Первое, что приходит на ум каждому родителю в подобной ситуации – отобрать девайс. Значит, следуя закону сохранения – если что-то отобрать, значит нужно что-то дать взамен. Заинтересовать каким либо увлечением: катание на коньках, скейтборд, лепка, вышивание. У каждого ребенка есть увлечение, при котором в его глазах загорается огонь. Занятие, ради которого он готов забыть про гаджет.
3. Общение в живую. Все знают Стива Джобса. Да, да, создатель айфонов, Айпадов, первых операционных систем для компьютеров. Он запрещал своим детям пользоваться гаджетами в основное время, отводя для этого пару тройку часов по выходным. Общение в живую прямо влияет на сознание ребенка – формирует доверие к родителям, желание делиться мыслями.
4. Ответственность. Ребенку важно чувствовать себя частью семьи. Не просто находиться рядом со взрослыми, а принимать непосредственное участие в делах семьи, пусть и совсем крохотное. Достаточно воспитать в ребенке чувство ответственности. Ограничить время просмотра мультфильмов или игры за компьютером может оказаться недостаточно и оказаться наоборот негативным фактором. Лучше определить временные рамки, в которых указать время пользования гаджетом в личных целях. Час-полтора за монитором для школьника вполне достаточно. Неправильно подходить и постоянно напоминать: «осталось полчаса…» Нужно рассказывать, как несоблюдение правил влияет на отношения, как ранят пустые обещания, искать варианты, как можно все исправить.
5. Быть примером. Одна из самых важных заповедей родителей. Дети – это пластилин. Что из него вылепишь, то и получится. А если лепить некогда? Ребенок с поразительной скоростью впитывает в себя все то, что его окружает. И, к сожалению, негатив впитывается и усваивается гораздо лучше, чем положительные моменты. В этом случае психологи советуют начать с себя. Ведь родитель – это целый мир для малыша, он пытается быть похожим на отца или мать, перенять их повадки, чтобы казаться взрослее.
«Не нужно воспитывать детей, воспитывайте себя…»