Предложение Байдена об «ограждении» Китая не было реализовано, и две сверхдержавы ближе к историческому краху, чем многие думают. На своей онлайн-встрече с президентом Китая Си Цзиньпином в ноябре 2021 года президент США Джо Байден предложил ограничить американо-китайские отношения. Его предложение отражало глубокую обеспокоенность возможностью военной конфронтации из-за просчета или несчастного случая.
С тех пор прошло больше года, так установлены ли такие ограждения? Стало ли меньше шансов, что отношения между двумя странами упадут с обрыва, чем раньше? К сожалению, нет. Строительство ограждений в значительной степени осталось риторическим, и отношения США и Китая сейчас ближе к историческому краху, чем раньше.
27 января 2022 года бывший министр иностранных дел Китая Ван И и госсекретарь США Энтони Блинкен провели телефонный разговор. Они выразили желание выполнить соглашение, достигнутое их боссами. В этом соглашении содержится призыв к мерам по преодолению разногласий между Соединенными Штатами и Китаем, поиску сотрудничества там, где страны имеют общие интересы, и поддержанию регулярного диалога и консультаций. Но дипломатический бойкот Вашингтоном зимних Олимпийских игр в Пекине и заявление Пекина о том, что китайско-российское сотрудничество не имеет «верхних пределов» или «запретных зон», уже бросили тень на отношения между двумя странами.
Война России против Украины еще больше осложнила усилия по стабилизации отношений. Несмотря на внешнее и внутреннее давление, Китай предпочел нейтралитет. Китай не одобрял военные операции России на Украине, потому что они нарушали Устав ООН. Но, Китай не присоединился и к Западу в осуждении России, потому что это оттолкнет Россию в то время, когда Соединенные Штаты проявляют все большую враждебность по отношению к Китаю. Несмотря на то, что другие страны, включая Индию, также придерживаются нейтралитета, США расценивают позицию Китая как сговор с Россией.
Активность Конгресса США на Тайване еще больше усугубила ситуацию. У более чем 30 законопроектов и резолюций, касающихся Тайваня, перед промежуточными выборами в США было одно общее: заручиться поддержкой тайваньских властей на фоне роста напряженности в Тайваньском проливе. В 2016 году к власти пришла Демократическая прогрессивная партия Тайваня (ДПП). Она бросила вызов суверенитету Китая над Тайванем и отказалась от «консенсуса 1992 года» — соглашения между властями Тайваня и правительством Китая о политическом статусе Тайваня в 1992 году. независимость.
Обеспокоенный тем, что Тайбэй может уступить давлению Пекина, Конгресс США принял законы и резолюции, требующие от правительства США предпринять более решительные действия, чтобы успокоить Тайвань. Столкнувшись с консенсусом в отношении Китая в Конгрессе, администрация Байдена предпочла не оспаривать эти законопроекты и резолюции, несмотря на то, что они явно подрывают претензии Китая на суверенитет над Тайванем.
Для многих в Соединенных Штатах война на Украине сделала китайский военный захват Тайваня более вероятным. Некоторые члены Конгресса США, в том числе бывший спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси, решили лично посетить Тайвань. На момент визита, в августе 2022 года, Пелоси занимала третье место среди политиков США. Китай расценил визит Пелоси на Тайвань как вызов своему суверенитету и территориальной целостности и выступил с предупреждениями, чтобы предотвратить поездку.
Визит Пелоси вызвал резкую реакцию Пекина. Китайские военные провели учения в Тайваньском проливе. Были даже предположения, что Китай воспользуется этой возможностью, чтобы захватить Тайвань. Визит также высветил шторм, назревающий в Тайваньском проливе. Цель ДПП - независимость Тайваня. Поскольку Пекин считает Тайвань неотъемлемой территорией Китая, он сделает все возможное, чтобы лишить Тайвань независимости. Вашингтон же рассматривает Тайвань как лакмусовую бумажку доверия к альянсу и его идеологической целостности. Соединенные Штаты считают, что у них нет другого выхода, кроме как помочь защитить Тайвань.
Трехстороннее взаимодействие в Тайваньском проливе может привести к двум неприятным последствиям. Одна из них — война в Тайваньском проливе. Восприятие Пекином провокаций Тайбэя, направленных на независимость, и сговор между Вашингтоном и Тайбэем сделало все более вероятным, что Пекин может захватить остров силой. Другой результат — потенциальное понижение или даже приостановка дипломатических отношений между США и Китаем. Вашингтон в значительной степени нарушил свои обязательства в отношении Тайваня, взятые им в 1979 году, включая отсутствие официальных дипломатических отношений, расторжение договора о взаимной обороне с Тайванем и отказ от размещения военного персонала на Тайване. Для Пекина эти обязательства были политической основой его дипломатических отношений с Вашингтоном. Ведь две страны не могли установить дипломатические отношения во многом из-за разногласий по поводу Тайваня на протяжении 20 лет после образования Китайской Народной Республики.
Несмотря на этот контекст, встреча Си и Байдена 14 ноября 2022 года на Бали вселила некоторую надежду на потенциальное улучшение отношений между Китаем и США. Оба лидера договорились возобновить контакты и диалог по нескольким направлениям. С тех пор Пекин и Вашингтон предприняли ряд прагматичных жестов. Но фундаментальные разногласия между двумя сторонами остаются, и Конгресс США не желает менять свою жесткую позицию по отношению к Китаю. По мере того, как мир вступает в 2023 год, отношения между двумя наиболее влиятельными мировыми державами, вероятно, останутся неспокойными.
ЦЗЯ ЦИНГО, профессор Школы международных исследований Пекинского университета.