Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Television – «Marquee Moon»: вспоминаем и слушаем великий альбом

Накануне из жизни ушёл Том Верлен, фронтмен и гитарист коллектива Television. Ему было 73 года. В этот грустный день я предлагаю вам либо переслушать, либо впервые познакомиться с одним из главных рок-дебютов всех времён.

Простейшая, но весьма узнаваемая обложка.
Простейшая, но весьма узнаваемая обложка.

Сказать, что я влюблён в альбом «Marquee Moon» – это ничего не сказать. В крайне скудной по количеству полноформатников дискографии Television он стоит очевидным особняком. Том Верлен даже сольников успел записать гораздо больше. И я, признаюсь честно, ни одного из них не слушал.

Потому что слепо уверен в том, что второго такого «Marquee Moon» среди них просто не найдётся.

Такового не нашлось в двух других альбомах Television, один из которых вышел в 1978-м, спустя год после дебютника, а третий – ещё через 14 лет в рамках короткого реюниона классического состава.

Но сегодня – только про «Marquee Moon».

Аннотация: короткое видео от Pitchfork, объясняющее важность дебютника Television.

Среди моих читателей наверняка найдётся тонна почитателей классической рок-музыки, с продолжительными гитарными соло и заумными партиями. «Marquee Moon» – точно такой альбом. Том Верлен и его коллега, Ричард Ллойд, на протяжении 45 минут соревнуются в крутости мелодий, выписывая один за других великолепные мотивы.

Апофеоз альбома – титульная композиция. Она длится 10 с половиной минут. Загадочный текст может быть вам совершенно неинтересен (как и гнусавый вокал Верлена), но инструментальная работа запомнится навсегда. Куплет, соло, припев, соло... Продолжительные, монументальные соло-партии. Их даже словами не опишешь, как же они хороши.

Если хотите адекватного сравнения – вспомните тех же The Doors. Да, по части поэзии Том наверняка уступает Джиму Моррисону (как и по части саморазрушения). И при этом фамилию Верлен взял у французского поэта XIX века, ха.

Но представьте себе следующее: Рэй Манзарек выбрасывает куда подальше свои клавишные и меняет их на соло-гитару, меряясь силами с Робби Кригером. Добавляем к этому традиционного бас-гитариста Television Фреда Смита и стабильного ударника Билли Фикку (джазовая техника в стиле Джона Дензмора найдётся и здесь) и получаем The Doors не в период расцвета психоделики, а более современных героев.

Готово, вы покорены.

Единственное телевидение, которое мы по-настоящему заслуживаем.

А ведь ребята оттачивали своё мастерство за несколько лет до наступления великого 1977-го, что позволило им записать большую часть «Marquee Moon» за один дубль!

«Дебютная пластинка The Doors была сделана за три дня. Джазовые пластинки были записаны за то время, которое требуется для их воспроизведения. Дело в том, что если потратить полтора года на запись, то чаще всего она будет звучать как пережаренная паста. Время действительно ушло на это, но это было до того, как мы вошли в студию».

Так гитарист Ричард Ллойд вкратце рассказал о затраченных на альбом усилиях. Всё гениальное – просто.

Жаль только, что современники Television были просто не готовы к такой музыке, посему пластинка с треском провалилась в США на момент выхода.

Время всё расставило на свои места. Сегодня Тома Верлена вспоминают самым добрым словом различные поколения музыкантов, таких как Патти Смит, Майкл Стайп (R.E.M. часто исполняли «See No Evil» на концертах), Стив Альбини, Сюзанна Хоффс... Тысячи их.

Фли из Red Hot Chili Peppers признался, что слушал «Marquee Moon» тысячи раз. Как я его понимаю.

Том Верлен.
Том Верлен.

Если статья наберёт хороший отклик – поговорим о Television отдельно и более подробно в другой раз.

Мой Телеграм-канал:

● Romanist Music Blog ● Блог о музыке ●