В инстаграм-мире послушных собак трудно сохранять самообладание, если собственный пес никак не хочет запоминать команды и забивает на мамичкин голос, когда на прогулке есть что-то поинтереснее. Есть ощущение, что существует простая схема того, как обучить любого зверя. Она сводится примерно к следующему «Займись уже собакой, и все получится». А если не получается, то «совсем собакой не занимаешься». И вот у нас снова чувство вины, статус недостаточно хорошей мамички и клеймо «позор собачьей площадки».
Будь собаки товарищами попроще — типа кольчатых червей — они бы и правда становились послушными с одинаковой скоростью и требовали бы одинакового воспитательного подхода. Прямо как описывают в рекламе дрессировочных курсов: «Послушный кольчатый червь за месяц и 15 минут занятий в день». У червя простенькая нервная система. Без излишеств, скажем так. А у псов все куда сложнее — с разными нюансами внутри каждой собаки. Звери не могут просто пораскинуть ганглиями, как черви, а потом взяться за ум после определенного количества тренировок по строго определенной схеме. Придется учитывать разное.
Сложное психологическое и эмоциональное устройство собак не всегда учитывают, когда дают дрессировочные рекомендации. Но это так же важно, как при обучении детей. Скажем, если ваш пес боится улицы, то мало смысла в том, чтобы проводить с ним планомерные тренировки, обучая не тянуть поводок. Сначала придется разобраться со страхами. Иначе это будет выглядеть, как занятия по классу скрипки в темной комнате с ребенком, который боится темноты. Конечно, это не значит, что нужно волочиться за испуганной собакой под ближайшую скамейку на натянутом поводке. Но и проводить тренировки с долгими остановками посреди оживленного бульвара тоже не стоит.
Но даже если страхов нет, бывает плохое настроеньичко, гипервозбуждение, слишком сильное желание играть или нежелание слушать мать на площадке, где собаки-одногруппники говорят куда более интересные вещи. «Такое бывает у всех собак, но только моя не слушается», — скажете вы. Но нет, все псы разные не только по жизни, но и в конкретных ситуациях. Когда один хватает мамичку за руки, умоляя отдать какой-нибудь приказ и позволить заработать еду, другой сообщает, что не голоден, и отправляется приглашать на танец вон ту кудрявую даму. В среднем собака, заинтересованная в куске сыра, покажет видимые результаты обучения быстрее, чем собака, заинтересованная в танцах с пуделями. И в этом нет ничьей вины.
Привычка взаимодействовать с человеком тоже влияет на скорость обучения. Казалось бы, у большинства из нас живут не дикие собаки, а вполне себе социальные существа, которые людей видели не только по телевизору. Тем не менее привычка делать всякие странные вещи по просьбе человека есть не у всех. Моя собака Лидуся как раз из таких. Она нежнейшая псица, падкая на похвалу и фанатичная до еды, готовая обниматься с первым встречным, если он сделал комплимент ее ушам. Но вот учить трюки Лидуся считает пустой тратой времени. Через два повторения она устает и удаляется. Все потому, что ее до нас никто ничему не учил. Соответственно, и не сформировалась привычка искать приятные мамичке способы заработать еду. Ее же проще добыть самостоятельно.
Ученые, кстати, упоминают, что качество жизни и уровень стресса довольно сильно влияют на способность учиться. Например, пес, взятый из плохих условий, скорее всего, покажет низкую скорость усвоения команд по сравнению с собакой, которая жила в терпимых обстоятельствах и не подвергалась длительному стрессу. И при обсуждении педагогической запущенности детей из детских домов эта ситуация никого бы не удивила. Псам же такую скидку делают редко, потому что проще списать промахи на некачественные занятия хозяина с собакой, чем анализировать прошлое какого-то там животного.
И кстати, раз уж речь зашла о собаках, которые попали к нам взрослыми, стоит упомянуть такую важную штуку, как привязанность. Она хитрым образом влияет на успехи в дрессировке. С одной стороны, легче добиться осязаемых успехов с псом, который живет с вами дольше 6-12 месяцев. С другой стороны, это не значит, что не нужно обучать совсем новенькую собаку. Просто ее дрессировочный успех будет поначалу выражаться в лучшем контакте с мамичкой, а не в четкости выполнения команды «Ко мне». Хотя, может, вы все это время и учили ее подходить по команде. Проще говоря, вы с собакой большие молодцы, если чем-то занимаетесь вместе, даже если в результате она пока не выучила ни одной команды, но зато стала обращать больше внимания на вас.
Я уже писала в тексте про лай о типах нервной системы собак. И это тоже важная штука, когда вы вдруг решаете оценить эффективность дрессировки. Скорость, с которой собаки приходят в возбуждение и с которой способны затормозиться, влияет не только на способность обучаться командам, но и на то, какие именно команды даются псу проще всего. Как правило, возбудимые ребята с трудом исполняют статические команды типа «сидеть» или «лежать», но зато весело и быстро скачут за апортом и прибегают на зов.
Чуваки, которые медленно заводятся и быстро тормозятся, богически делают выдержку, даже если вы их об этом не просили. Ну лень им таскаться туда-сюда, поэтому команду «Ждать» они воспринимают как дар небес и выучивают очень быстро. А вот призвать их к ноге иногда бывает сложно, если они зависли над каким-нибудь щедро описанным кустом. Пока, знаете ли, раскачаются, пока добредут до вас. При этом и «быстрых», и «медленных» собак можно научить делать четко все, что вам нужно для жизни. Просто первые дольше привыкают сидеть на одном месте, а вторые — бросать все и бежать, когда зовут. И их тоже бессмысленно сравнивать друг с другом, когда идет дрессировка.
Да и вообще дрессировка — это не соревнование «Чья собака быстрее учится». Это ваша работа с собакой в подходящем ей темпе. Мне это отлично видно на групповых занятиях по прикладной дрессировке. Разные итоговые результаты у курсантов не означают, что кто-то справился лучше, а кто-то хуже. Это означает, что все собаки разные — со своим опытом прошлой жизни, со своими склонностями к запоминанию всякого, с историей общения с мамичкой и другими людьми, со стрессами или страхами. Странно при этом выстраивать их в шеренгу и требовать синхронного овладевания навыками. Все дойдут до приемлемого результата в своем темпе, а не через месяц и 15 минут занятий в день.
Фото egyptyan.girl, обработал Ренат Муртаев